Изучение методики постановки танца по записи.




Каждая запись танца состоит из четырех частей:

Первая часть.

В первой части даются основные сведения о танце: название; образное описание содержания, по которому можно составить общее представление о танце. В этой, вводной части кратко рассказывается об особенностях танца, его композиции, манере исполнения, сообщается количество и состав исполнителей, даются рекомендации о возможном изменении в составе, указывается музыкальный размер мелодии. Если применяются специальные условные обозначения, то дается их расшифровка.

Вступительную часть завершает описание костюма исполнителя, а также отдельных предметов реквизита, эскизов для танца. Также указывается имя, фамилия постановщика, когда был составлен и поставлен танец. Таким образом, вступительная часть дает общее представление о танце.

Вторая часть. Описание композиции с точки зрения зрительного зала. Здесь сообщается, как движутся исполнители по сценической площадке. Для разбора записи танца во второй части дается описание композиции. Хореограф составляет рабочую схему постановки и программу. Описание композиции делится на части, эпизоды или фигуры в соответствии с содержанием танца. Каждая часть разбита на такты. Танцующие обозначаются условными знаками. Если в танце участвуют солисты, то значки, их обозначающие, заштриховывают. В рисунках и чертежах в большинстве случаев дается положение танцующих на счет «раз», т.е. исходное положение перед движением, а стрелки указывают движение по сцене. Само описание состоит из указаний, в течение какого числа тактов исполняется данный танцевальный фрагмент, затем отмечается актерская задача и сообщается, каким движением и в каком направлении перемещается по сцене исполнитель.

Третья часть. В третьей части дается описание танцевальных движений. Для удобства расшифровки оно дается от исполнителя, чтобы хореограф, читая текст, мог одновременно исполнять данное движение. Описание танцевального движения начинается с его названия. Бывает, что движению дают просто порядковый номер. После названия указывается исходное положение, из которого начинается движение в танце или из которого его следует изучить с исполнителем. При обозначении позиций рук и ног используются позиции, принятые в хореографии. Каждое движение описано в соответствии с ритмом, в котором оно исполняется, музыкальным счетом, который определяет музыкальный размер (число долей, целой ноты в одном такте музыки). В описании движения вначале указывают его характер, что можно сделать рукой, ногой, корпусом, и в каком направлении. При описании танцевального движения вначале обозначаются движения ног, затем рук, корпуса и головы. При исполнении полуповорота или полного поворота указывается направление. Если движение исполняется в повороте, трудно указать, сколько раз поворачивается танцор на каждый счет, поэтому отмечается начало и конец поворота.

Четвертая часть. В четвертой части дается описание музыки танца и нотное приложение. В этой части даны конкретные указания, как исполнять музыку, отмечаются ее акценты в соответствии с содержанием танца. Музыка также делится на части и эпизоды. Прежде чем приступить к разбору танца по записи, надо научиться записывать его. Также необходимо знать условные обозначения, которые применяются при записи в настоящее время.

Для облегчения разбора композиции танца к записи прилагаются чертежи и рисунки, которые помогают правильно понять направление движения исполнителей, их построение на сцене.

- Танцевальные движения описываются в сочетании с музыкой. Музыка к каждому танцу имеет свой размер. Если размер 2/4, то его счет будет: «раз», «два»; 3/4 - «раз», «два», «три»; 4/4 – «раз», «два», «три», «четыре». Четверть состоит из двух восьмых. Поэтому каждая вторая восьмая определяется на счет «и».

- В описании движений указывается, на какую четверть или восьмую долю такта исполняется танцевальное движение.

-Если движение начинается на затакт, то оно называется затактовым. Например, полька с продвижением вперед. Музыкальный размер 2/4. затакт – подскок на левой ноге, правую ногу вынести вперед и слегка приподнять. На «раз-и», «два» - переступить правой, левой, правой ногой вперед и слегка поднять левую ногу над полом. Но «и» - подскок на правой ноге, левую ногу вынести вперед и т.д.

- В описании каждого танцевального движения, при записи танцев, определяется исходное положение ноги, с которой начинается движение.

- Начиная разбирать запись танца, руководитель должен внимательно прочитать вступительную часть и описание танца, ясно представить себе его содержание, затем разобрать запись всех танцевальных движений, из которых состоит танец.

- Изучив все движения, можно приступать к разбору композиции танца. Для этого желательно сделать схему танца: разделить лист бумаги на две части, слева условными обозначениями записать продвижение участников по сцене (рисунок танца), а справа – название танцевальных движений и количество тактов музыки. Такая рабочая схема дает полное представление о направлении продвижения танцующих.

 

Построение рисунка

Каждый рисунок и его построение отличаются один от другого определенной группой (первой) приемов, к которым относятся:

- прием дробления (рисунок возрастающей интенсивности). Основной рисунок делится на более мелкие, и из одного рисунка образуются два, три и более.

- прием укрупнения (рисунок убывающей интенсивности). Из двух и более рисунков образуется один.

- прием наращивания - встречается чаще всего в начале танца (экспозиции). Например, выходит одна девушка, затем еще две, затем еще и так далее (хоровод «Березка» в постановке Н. Надеждиной).

- прием усложнения - основной рисунок усложняется. Например, «шен», «воротца», различные «восьмерки» и так далее. Этот прием проявляется также тогда, когда внутри основного рисунка и во вне его есть еще какие-то перестроения.

Следующая (вторая) группа приемов - приемы подачи рисунков:

· «точка восприятия» (правильно найденный центр рисунка) - цель ее привлечь внимание зрителя к главному;

· прием контраста - одновременное сочетание контрастных рисунков (на пример, «улитка», диагональ, шеренга);

· прием построения от частного к общему. Каждый участник исполняет свое движение или рисунок, создавая тем самым общий композиционный рисунок.

По расположению на сценической площадке рисунки могут быть симметричными и асимметричными (по отношению к мизансценической оси).Симметрия - многообразная закономерность создания танца, эффективное средство приведения его к единству. Использование симметричного рисунка, как, впрочем, и другого, не имеет смысла, если он не воспринимается из зрительного зала и не имеет смысловой нагрузки.

 

 

По характеру восприятия рисунки могут быть следующими:

- образный рисунок - несет в себе какой - то конкретный образ. Например, стая летящих журавлей - клин. Для образного рисунка необходимо найти наиболее эффектную конкретную пластику движений и поступков, наиболее характерные перестроения;

- трюковой рисунок - отличается оригинальностью построения, выражает наиболее эффектное зрелище, вытекает из данной сценической ситуации, имеет элемент неожиданности. Например, движение круга по полукруг, переход из круга в две вертикальные или горизонтальные линии.

 

Например:

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: