Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности.
Тема: «Волшебница – Вода»
для подготовительной группы.
воспитатель:
г. Новомосковск Пыльнова Е.И.
Цель: расширение и закрепление представлений детей о свойствах воды.
Задачи:
1.Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки). Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
2.Развивающие: способствовать развитию любознательности; развивать внимание детей; способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3.Воспитательные: продолжать воспитывать культуру поведения; создать условия для воспитания бережного отношения к воде как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Использование современных образовательных технологий: ИКТ – технология, ТРИЗ – технология, здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика).
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, стеклянные баночки (узкая и широкая), кубик, шарик, пластиковые стаканчики, вода, молоко, лимон, сахар, соль, мел, картинки, гуашь, кисточки, ватман, сувениры – капельки.
Предварительная совместная деятельность: Беседы о воде, её роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях»; использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки»; чтение художественной литературы; разгадывание загадок; наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок; прослушивание музыкальных произведений: А.Филипенко «Дождик», Н.Кувшинникова «Гроза»; эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег»
Ход совместной деятельности: Дети входят в группу и садятся на свои места под музыку журчание ручья.
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться.
Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. Мы сегодня будем учёными – исследователями. А чем занимаются ученые? (ответы детей).
Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. Ну что же, ребята, мы с вами начинаем нашу работу. Послушайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
- Правильно, это глобус. А что такое глобус? (слайд №1)
(Глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.)
- А что можно увидеть на глобусе? Что мы можем узнать о нашей планете?
(Глобус показывает форму планеты, она круглая. Мы видим расположение морей, океанов и суши, т.е. материков.)
- А как вы думаете, почему на глобусе так много синего цвета? Что обозначено этим цветом? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера).
- Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
- Действительно, ребята, наша планета на 2/3 состоит из воды. А что вы знаете о воде? Какой она бывает?
- Кому нужна вода? Зачем она растениям? А животным?
- Как человек использует воду?
- А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, но не вся она пригодна для питья? Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек. Но сначала речную воду очищают на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют).
- А какая река берёт начало в нашем городе? (Дон).
- Физкультминутка:
- Предлагаю нам всем отправиться на Дон.(слайд №2)
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин,
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Где можно встретить большое количество воды? Отгадайте мои загадки. (слайд №3)
Загадки:
1.Течет, течет — не вытечет. Бежит, бежит — не выбежит. (Река)
2. Кругом вода, А с питьем беда. (Море)
3. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
4. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды — В нем все отражается...
Как это зеркало называется? (Озеро или пруд)
Воспитатель: Ребята, чтобы понять, что такое вода, я приглашаю вас в лабораторию. Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Опыт №1.
Какой формы вода?
На столе куб и шар.
- Какой формы эти предметы?
- А имеет ли форму вода? Возьмем узкую баночку, наполним ее водой. Перельем в широкую банку. Что заметили? Форма, которую принимает вода, все время меняется.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №2.
Какого цвета вода?
- Возьмем 2 стакана: с водой и молоком. Поставим стаканы на картинку. Что замечаем?
Вывод: Через воду картинка видна, а через молоко нет. Значит вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета.
- Но прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого возьмем гуашь. Постепенно добавляя краску, мы видим, что прозрачность воды изменяется. Поставим на картинку. Она не видна.
Опыт №3.
Вода – растворитель.
- Ребята, есть ли у воды вкус?
- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
- Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые вещества. Итак, попробуем растворить в воде сахар, соль, мел. Что мы видим?
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества.
Опыт №4.
Имеет ли вода запах?
- Ребята, определите, есть ли запах у воды?
- А теперь попробуем добавить в воду лимон. Что заметили теперь?
Вывод: У воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами, вода может приобрести запах.
Опыт №5.