КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛОГИКЕ.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

В межсессионный период каждый слушатель обязан выполнить и представить для проверки в установленные сроки контрольную работу, содержащую решения контрольных заданий. Контрольные задания содержат типовые задачи из основных разделов курса логики. Все задачи разбиты на 4 варианта. В каждом упражнении слушатель выполняет один вариант в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Если номер Вашей зачетной книжки заканчивается цифрами:

- 1, 5, 9 - Вы выполняете первый вариант контрольных заданий;

- 2, 6, 0 - второй вариант;

- 3, 7 - третий вариант;

- 4, 8 - четвертый вариант.

Работа строится по принципу тестирования, т.е. на сформулированный в каждом упражнении общий вопрос слушатель находит правильный для своего варианта ответ. При этом ответы на задания для другого варианта во внимание не принимаются.

Контрольную работу надлежит оформить следующим образом: на обложке школьной тетради указать название учебного заведения, комплектующего органа, учебной дисциплины, курс, номер учебной группы, свою фамилию, имя, отчество, номер зачетной книжки, номер выполняемого варианта, домашний адрес. В тетради сначала записывается номер решаемого задания, а под ним - в строку номера правильных решений. В отдельных случаях слушатель может подготовить контрольную работу по теме, не предусмотренной данными указаниями, но заинтересовавшей его. В этом случае он согласовывает тему работы с преподавателем. Контрольная работа должна быть представлена в срок, установленный графиком представления письменных работ.

В период лабораторно-экзаменационной сессии по контрольной работе предусмотрено собеседование.

Наличие зачета по контрольной работе является обязательным условием допуска к зачету по дисциплине.

 

Упражнение 1. Какой закон логики выражен в приведенной статье. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.

Вариант 1:

"Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора" (УПК РФ).

Вариант 2:

"Основанием к отмене решения суда в кассационном порядке и передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела..." (Основы гражданского судопроизводства).

Вариант 3:

"Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений". (Основы гражданского судопроизводства).

Вариант 4:

"Заключение эксперта не является обязательным для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, однако несогласие с его заключением должно быть мотивировано" (УПК РФ).

 

Возможные ответы:

1. Закон тождества.

2. Закон непротиворечия.

3. Закон исключения третьего.

4. Закон достаточного основания.

5. Ни один из законов не выражен.

 

Упражнение 2. Какой закон логики нарушен в следующих рассуждениях. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.

Вариант 1:

а) В результате автопроисшествия он получил травмы, чем нарушил ст. 17, 18, 125, 156 "Правил дорожного движения";

б) С. не мог совершить кражу, т.к. он в это время находился в другом городе. Между тем, из всех доказательств вытекает, что кражу совершил все-таки он.

Вариант 2:

а) Ученик не сделал домашнего задания. Но наказывать человека за то, что он не сделал, нельзя. Значит, ученик не может быть наказан;

б) слушатель Н. учится хорошо. Следовательно, он достоин поощрения.

Вариант 3:

а) Труп был теплый, но признаков жизни почему-то не подавал;

б) он был явным лидером в своей группе, но никто не признавал этого.

Вариант 4:

а) В ответе слушателя К. не раскрыто основное содержание обсуждаемого вопроса, но все же ответ заслуживает хорошей оценки;

б) нам предложили почтить память умерших адвокатов вставанием. К сожалению, это происходит редко.

Возможные ответы:

1. Закон тождества

2. Закон непротиворечия

3. Закон исключения третьего

4. Закон достаточного основания

5. Не нарушен ни один из законов логики.

 

Упражнение 3. Установите, подчиняются ли закону обратного отношения объема и содержания понятия следующие группы понятий. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.

Вариант 1:

1) Норма права, право.

2) Норма права, норма поведения, норма.

3) Военнослужащий, майор, лейтенант.

4) Красная площадь, Москва.

Вариант 2:

1) Следователь, адвокат, юрист.

2) Уголовное право, право.

3) Хищение, уголовное преступление, преступление.

4) Норма права, право.

Вариант 3:

1) Наказание, лишение свободы.

2) Человек, мужчина, женщина.

3) Огнестрельное оружие, пистолет Макарова.

4) Милиционер, сержант.

Вариант 4:

1) Преступление против личности, клевета.

2) Дополнительное наказание, ссылка, конфискация имущества.

3) Транспортное средство, мотоцикл, автомобиль, автомобиль "Москвич".

4) Военнослужащий, спортсмен.

 

Возможные ответы:

1. Да.

2. Нет.

 

Упражнение 4. Укажите, какие из приведенных понятий являются одновременно, приведите определения этих видов понятий:

Вариант 1:

По объему - общими, нерегистрирующими, несобирательными, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными.

Вариант 2:

По объему - единичными, несобирательными, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными.

Вариант 3:

По объему - нулевыми, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными.

Вариант 4:

По объему - общими, нерегистрирующими, собирательными, по содержанию - абстрактными, отрицательными, безотносительными.

1. Военнослужащий

2. Крестьянская реформа 1861 года

3. Недееспособность

4. Созвездие

5. Кащей Бессмертный

6. Невменяемость

7. Закон

8. Библиотека Л.Н.Толстого

9. Великая Отечественная война

10. Русалка

11. Созвездие "Лебедь"

12. Несправедливый.

 

Упражнение 5. Укажите, какие виды отношений существуют между приведенными группами понятий. На круговой схеме изобразите эти отношения:

Вариант 1:

1. Юрист, прокурор, следователь, эксперт, мужчина

2. Ромб, квадрат, прямоугольник

3. Следователь, юрист, судья.

Вариант 2:

1. Сын, брат, дед.

2. Растрата, должностное преступление, получение взятки.

3. Орудие преступления, огнестрельное оружие, винтовка

4. Ромб, квадрат, прямоугольник.

Вариант 3:

1. Муж, сын, брат, дед.

2. Неправильное оформление документов, преступление, хищение.

3. Кража, грабеж, преступление.

4. Геометрическая фигура, фигурное катание на льду.

Вариант 4:

1. Следователь, работник ГИБДД, капитан.

2. Абстрактное понятие, единичное понятие, конкретное понятие.

3. Норма права, право.

4. Город, населенный пункт, квартал, улица.

Возможные ответы:

1. Подчинения и пересечения

2. Соподчинения и пересечения

3. Соподчинения, подчинения и пересечения

4. Подчинения и противоречия

5. Подчинения

6. Несравнимые понятия

7. Ни один из перечней отношений не соответствует данной группе понятий.

 

Упражнение 6. Укажите, какие из приведенных примеров обобщения и ограничения понятий отвечают следующим условиям правильности. Обоснуйте свой ответ:

Вариант 1:

Обобщение правильно, ограничение неправильно.

Вариант 2:

Обобщение правильно, ограничение правильно.

Вариант 3:

Обобщение неправильно, ограничение правильно.

Вариант 4:

Обобщение неправильно, ограничение неправильно.

1. Допрос свидетеля Митина - допрос свидетеля - допрос.

2. Норма права - санкция.

3. Сержант - лейтенант - военнослужащий.

4. Преступление - должностное преступление - взятка.

5. Грабеж - преступление против личной собственности - преступление.

6. Понятие - единичное понятие - понятие "Енисей".

7. Единичное понятие - понятие.

8. Населенный пункт - город - город Москва - Красная площадь.

 

Упражнение 7. Проверьте правильность определений. Обоснуйте свой ответ:

Вариант 1.

1. Фашизм - одно из наиболее отвратительных проявлений империализма.

2. Реакционер - человек реакционных взглядов.

3. Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен физический или имущественный ущерб.

Вариант 2.

1. Закон - ориентир для поведения человека.

2. Преступление есть общественно опасное деяние, направленное против личности.

3. Раб - это человек, не имеющий свободы.

Вариант 3:

1. Гражданское право есть отрасль права, регулирующая отношения, предусмотренные гражданским законом.

2. Религия есть опиум для народа.

3. Понятие - это одна из основных форм мышления.

Вариант 4:

1. Субъект - это понятие, отражающее предмет суждения.

2. Детство - утро жизни.

3. Логика - наука о мышлении.

 

Возможные ответы:

1. Определение правильно.

2. Ошибка широты.

3. Ошибка узости.

4. Ошибка "Круг в определении".

5. Определение неясно, содержит метафору.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: