по литературе для учащихся 11 классов (Всего – 50 баллов)




Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

1. Сопоставьте два стихотворения поэтов серебряного века, написанных на одну и ту же тему – о городе. Обратите внимание на образный ряд каждого произведения, средства выразительности, использованные авторами, на их отношение к описываемому. При помощи каких средств они выражают свое отношение? Охарактеризуйте ритмику каждого стихотворения. Чем является город для каждого из них? Определите, какое стихотворение принадлежит С. Есенину, какое – В. Брюсову (максимальное количество баллов – 14).
Город
Храня завет родных поверий —

Питать к греху стыдливый страх,

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи, кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались их груди,

Что чешуя скорузлых рыб.

В моей душе так было гулко

В пеленках камня и кремней.

На каждой ленте переулка

Стонал коровий рев теней.

Дризжали дроги, словно стекла,

В лицо кнутом грозила даль,

А небо хмурилось и блекло,

Как бабья сношенная шаль.

С улыбкой змейногогрешенья

Девичий смех меня манул,

Но я хранил завет крещенья —

Плевать с молитвой в сатану.

Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

«Забудь, что видел, и беги!»

***
Я люблю большие дома

И узкие улицы города, —

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.


Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, —

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.


Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, —

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

2. Определите героя произведения (назовите произведение, имя, фамилию героя) по принадлежащим ему вещам (максимальное количество баллов – 4):
а) Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов».
б) Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов.
в) кружевное белье, гетры серые, шоколад Миньон.
г) золотая табакерка с бриллиантовым треугольником на крышке, трость с набалдашником в виде головы пуделя.

3. Из каких произведений описание этих танцевальных эпизодов? (максимальное количество баллов – 3):

а) И ровно в полночь в первом зале что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!». Это ударил знаменитый грибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда.

б) Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины... задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами... он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один капитан знал, что эта пара нанята Ллойдом...

 

в) Она сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pasdechâle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.

4.О каком из писателей начала ХХ века идет речь (максимальное количество баллов – 6):

а) первый русский Нобелевский лауреат;
б) его прославило стихотворение из одной строчки: «О, закрой свои бледные ноги!»;
в) им написан роман «Петербург» – непревзойденная вершина прозы серебряного века;
г) после написания поэмы воскликнул «Сегодня я – гений!»;
д) его ранняя лирика импрессионистична, а сборник «Будем как солнце» упрочил громкую славу поэта;
е) его первый поэтический сборник назывался «Я».

5. Прокомментируйте историко-культурные реалии, встречающиеся в тексте (максимальное количество баллов – 5):
«Блок приехал в субботу, десятого, а в воскресенье... он с женой оказался в кругу «аргонавтов », попавших ко мне...

Со старшими, с Брюсовым, с К.Д. Бальмонтом, Блок держался любезно, но с достоинством: просто, естественно и независимо...

... «аргонавты» понравились Блоку... писал матери он: «Андрей Белый неподражаем...» Впечатления свои он скоро выразил стихотворением «Аргонавты»; в нем строчка имеется: «Молча свяжем вместе руки», и этим как бы признавая, что себя чувствует в «аргонавтическом братстве».
А. Белый Начало века

6. С творчеством каких поэтов серебряного века связаны данные предметы (максимальное количество баллов – 6):
а) муаровое платье;

б) брабантские кружева;

в) смычок и струны;

г) ананасы в шампанском;

д) чертовы качели;

е) шлейф, забрызганный звездами.


7. Из трех стихотворений разных авторов (символиста, акмеиста, футуриста) выписали все существительные в три столбика. Какой столбик «символистический», какой – «акмеистический», какой – «футуристический»? Коротко обоснуйте свой выбор (максимальное количество баллов – 6).


а) Бездна Ночь Дух Миры Любовь кормило сретенье светило твердь легион пламень б) небо труп звезды черви туман боль обман эфиопы сыпь крик выпь люди звери руки паук в) лыжи небо месяц луг дворец окошки тишина проруби тропинки ива русалки путь ветви галки

 

8.Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (максимальное количество баллов – 2):

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю.

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

9. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Аккорды». Назовите известные вам картины упомянутых художников (максимальное количество баллов – 4).

 

Мне снился мучительный Гойя, художник чудовищных грез, –

Больная насмешка над жизнью, над царством могилы вопрос.

Мне снился бессмертный Веласкес, Коэльо, Мурильо святой,

Создавший воздушность, и холод, и пламень мечты золотой.

И Винчи спокойный, как Гете, и светлый, как сон, Рафаэль,

И нежный, как вздох, Боттичелли, нежней, чем весною свирель.

Мне снились волхвы откровений, любимцы грядущих времен,

Воззванья влекущих на битву, властительно-ярких знамен.

Намеки на сверхчеловека, обломки нездешних миров,

Аккорды бездонных значеньем, еще не разгаданных снов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: