III. Изучение новой темы.




Маркова Анна

План урока.

Художественные особенности исторического романа «Тенёта» Ф. Уяра

Тема урока: Художественные особенности исторического романа «Тенёта» Ф. Уяра

Тип урока: урок изучения нового.

Вид урока: смешанный урок.

Цели:

1) познакомиться с историей создания романа, определить особенности жанра произведения;

2) формировать умения, связанные с анализом художественного произведения;

3) развивать любовь к книге, эмоциональное восприятие художественного произведения.

Оборудование и материалы: презентация.

Методы и приемы: беседа,чтение отрывка, анализ произведения.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Проверка посещаемости.

II. Повторение изученного материала.

1. Проверка домашней работы (вопрос-ответ).

- Тема прошлого урока звучала так «Особенности творческой манеры Ф. Уяра. Мы познакомились с одним из крупнейших прозаиков чувашской литературы, и на дом вам было задано прочесть отрывки из его романа «Тенёта». Сейчас проверим, читали ли вы?

Устный опрос:

1) Почему так назван роман? Что такое тенета?

2) Назовите главных героев.

3) Какая мечта была у старика Яриле?

4) Как звали сына Яриле?

5) Как звали брата Акрамовского попа?

6) Что делал «заключенный» в погребе?

7) Каким образом знахарка тетушка Ульдусь перешла жить в дом Ухтивана?

8) Кто такой Кошель?

9) Кто вошёл в кузницу к Кошелю ночью?

- Что ж, молодцы, прочитали.

III. Изучение новой темы.

- Сегодня будем анализировать роман, выявим его художественные особенности. Уяр видит в персонажах накопление черт состояния, продиктованного предстоянием будущего. Такой человек наделяется рельефно обозначившимися социальными качествами. Какие же эти качества? Как описывает своих героев Уяр? Давайте найдём в тексте их описания и внесём в таблицу «Характеры героев романа «Тенёта» Ф. Уяра.

1. Заполнение таблицы.

Герой Характеристика Моё примечание.
Ухтиван «И всю неделю клокотала в его душе злоба на кровожадных чиновников… Справедлив, силён, молод.
Яриле «Вечно всех и всего боявшийся днём – и Бога, и чертей, и односельчан, а пуще всего чиновников, в особенности дьяка, - ночью он ощущал себя сильным, свободным, смелым…»  
Теруш Заяц «Его ведь ничем не проймёшь…»  
Нягусь «Не любит он с людьми водиться…»  
Мульдиер «Ладить с Мульдиером не так-то легко…»  
Отец Александр «Неспроста его в округе прозвали Салагаик – воробей…»  
Микки «Церковный сторож горбатый микки, с худыми длинными руками и большой головой…»  
Мигабар «Хотя, говоря по правде, даже оспины не портили добродушного, чуть продолговатого лица Мигабара…»  
Тётушка Ульдусь «Тетушка Ульдусь с возрастом всё больше пригибалась к земле, но привычки свои не оставляла: одевалась чисто, всегда была опрятна…»  
Кошель «… острые живые глаза…»  

Как мы видим, Ф. Уяр очень подробно описывает образ, но изюминка характера проявляется лишь в дальнейших действиях героев. Говоря словами Ю. Манна, Уяр не ставит цели "исчерпать образ" в характере. "Ничего нет ошибочнее считать, что персонаж "сразу открывается", это — "раскрытие характера, а не его эволюция". Замечание принципиально, ибо явление это представлено в чувашской словесной культуре очень широко: в нем коренится устойчивый интерес к бродячим сюжетам. Непременным условием обретения художественной плоти референтом становится особый характер направленности устремлений Хв.Уяра — в Яриле, в Шахруне ("Тенета") писатель ищет философские параметры двойственной личности, "извлеченной" им не только из мировой культуры, но и из чувашских бывалыцин старины. Существенное значение принимает то, что пропущено, извлекается из ассоциативного мышления Автора. Так, при характеристике некоторых героев Уяра на первый план вышли приемы художественного жеста, несовпадение речевого поведения персонажей с их истинными намерениями ("Тенета"). Художественные образы романа убедительно показы­вают, что в обрисовке социальных характеров Ф. Уяр от­казался от заданности характеров, он ищет неповтори­мые характеры. В «Тенетах» мы видим, что поп далеко не лежебока, богач Яга Илле — не толстяк, да и сюжетная линия — любовь Савтеби и Ухтивана — нетрадици­онна для чувашской литературы. Персонажи Ф. Уяра — это личности, обладающие определенной социальной и индивидуальной судьбой, своим миропониманием, комп­лексом волевых и эмоциональных качеств (темперамен­том), неповторимо-индивидуальными свойствами наруж­ности и поведения. Яркая индивидуализация персонажей, безусловно, достигается благодаря таланту писателя, од­нако, нельзя не заметить, что в поэтике Уяра-романиста диалектически сочетаются такие приемы изображения, которые присущи реалистической манере письма, выработанной всем ходом развития чувашской литературы и устного народного поэтического творчества.

В повествовательной системе Ф. Уяра на протяжении всего романа присутствуют художественные подробно­сти, воспроизводящие специфику традиционной само­бытной культуры чувашей. Используя фольклорно-обрядовые элементы народ­ной культуры, Ф. Уяр преследует две цели. Первое — создание наиболее выразительной и рельефной конфликтной ситуации, и второе — бо­лее широкое и глубокое раскрытие внутреннего мира того или иного персонажа.

Какие же традиции и обычаи, фольклорные элементы мы видим в романе?

2. Двусторонний дневник.

Цитата,суждение Моё понимание
«зашел и положил в сенях на стол узелок» дал знать, что он пришел именно в гости
«Пойдет за водой — обязательно вудыша-водяного умилостивит: хоть малую кроху хлеба, да бросит в колодец, да и молитву еще прошепчет: «Бисмилле, спаси нас, грешных». А раз в году он потчевал его даже масляной кашей. Правда, яйцами не угощал — кур не было у Яриле, может, потому и прогневался на него вудыш, забрал корову. Кто-то сказал ему, что на него киреметь рассердился, потому, мол, и корова сгинула. Яриле тут же зарезал барана и поднес киреметю жертву, хотя сам увяз в несметных долгах»  
Один раз в сто лет, как утверждают деревенские старики, в особо засушливые и неурожайные годы, когда людям грозит голодная смерть, они решаются на страшный об­ряд умыкания земли: ночью тайно крадут землю с полей соседней деревенской общины, где наиболее удачные всходы, и женят на ней парня из своей деревни, чтобы заставить землю родить.  

Каждый писатель по-своему раскрывает националь­ный характер своих героев, по-своему использует и фольклорный, и этнографический материал. Взаимодействие и соотношение фольк­лорных и литературных элементов в творчестве писате­лей — это неповторимо-индивидуальный акт. Здесь нельзя забывать, что на степень фольклорной насыщен­ности и уровень их, так сказать, олитературивания ока­зывает влияние множество факторов и, пожалуй, не в последнюю очередь, неодинаковая степень развитости рассматриваемых литератур.

Поэтике, унаследовавшей многовековые традиции, присуще одухотворение природы. Как же воспринимает природу чуваш в «Тенетах»? Автор известного дореволю­ционного этнографического очерка «Тӑхӑръял» Г. Т. Ти­мофеев писал, что для чуваша «тӗнче чунлӑ», т. е. для чуваша все в этом мире имеет «душу». Ф. Уяру удалось воссоздать именно такие характеры. В романе олицетво­ряются и животные, и явления неорганической природы и т. п.

Давайте найдём такие моменты, где используется приём «олицетворение».

3.

«Грач приветливо кивнул ему голо­вой...»  
Ромашка.

 

 


IV. Закрепление

1. Узнайте по высказыванию его автора.

1) - Живы будем – не помрем, и для дела вдвоем сумеем, поди, наработать… (Яриле)

2) - Хорошо, уж так хорошо, Ухтиван! Как барин живу! Хожу вот да песенки насвистываю! (Теруш Заяц)

3) - Хорошая у тебя душа, Ухтиван. Чуешь ты, кто чем болен. Спасибо тебе за всё. И всё-таки озорники у меня дети. Ничего нигде не улежит! Кадку, оно, конечно, можно и еще вырезать, не это беда, а то, что не слушаются они. Сказал им: не троньте, так нет… (Мульдиер)

V. Подведение итогов.

- Уяр бескомпромиссен в утверждении добра. Этим объясняется особый интерес автора к вопросам нравственности, выявлению личностного начала в человеке, а отсюда – отстаивание высоких идеалов и принципов подлинно самобытного искусства слова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: