Вопрос 1. Основы государственной национальной политики




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное казенное учреждение

Дополнительного профессионального образования

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников

Министерства внутренних дел Российской Федерации

(ВИПК МВД России)

Брянский филиал

 

Кафедра общеправовых дисциплин

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

общеправовых дисциплин

БФ ВИПК МВД России

полковник полиции

 

К.В. Денисенко

«30» июня 2017г.

Образовательная программа профессионального обучения

Профессиональная подготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования) по должности служащего «Полицейский»

Л Е К Ц И Я

по дисциплине «Морально-психологическая подготовка»

 

Тема 2.1.9. «Культура межнационального общения в деятельности сотрудника полиции»

 

Автор: Волошина Олеся Павловна – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин, подполковник полиции

 

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры.

протокол № 15

от «30» июня 2017г.

 

 

Брянск – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

 

Вопрос 1. Основы государственной национальной политики……………….6

 

Вопрос 2. Формирование культуры межнационального общения

у сотрудников полиции……………………………………………………...11

 

Вопрос 3. Традиционные религиозные конфессии России

и деструктивные секты……………………………………………………….17

 

Вопрос 4. Правила общения сотрудника полиции с гражданами различных национальностей и представителями разных религий……………………….22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...25

 

ВВЕДЕНИЕ

Лекция по теме 2.1.10 «Культура межнационального общения в деятельности сотрудника полиции» 2.1. «Нравственно-этические основы службы в ОВД Российской Федерации» дисциплины «Морально-психологическая подготовка» общепрофессионального цикла для проведения занятий со слушателями профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский подготовлена в соответствии с Рабочей учебной программой профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц указанной категории слушателей, согласованной с УМВД России по Брянской области 11.08.2016 г, утвержденной ВИПК МВД России 15.08.2016г.

Лекционный материал основывается на положениях, изложенных в Конституции Российской Федерации, общепризнанных международно-правовых актах, в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Уставе ППС, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008 года № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы» и иных нормативных правовых актах.

Продолжительность лекции – 2 часа.

Актуальность темы лекции. В рамках лекции даются основные сведения о культуре межнационального общения в деятельности полиции, которой каждый сотрудник должен обладать.

Теоретическая значимость лекции. В данной лекции раскрываются важнейшие положения о культуре межнационального общения в деятельности полиции служебном этикете, определяется его значимость в деятельности ОВД.

Практическая значимость лекции. Знания по вопросам, рассматриваемой лекции требуются каждому сотруднику органов внутренних дел в его практической деятельности.

Задачи лекции:

- дать слушателям устойчивые базовые знания по содержанию данной лекции;

- показать взаимосвязь данной лекции с другими лекциями дисциплины «Морально-психологическая подготовка» и иными изучаемыми дисциплинами;

- довести до слушателей значимость полученных знаний для их повседневной практической работы.

Основные цели лекции:

а) Образовательные:

обеспечить:

- понимание слушателями правил культуры межнационального общения в деятельности полиции, ее значения для поддержания служебной дисциплины, успешной борьбы с правонарушениями;

- формирование практических умений и навыков, связанных с применением норм служебного этикета.

б) Воспитательные:

- воспитывать уважение слушателей к нормативным предписаниям, в том числе и регламентирующих деятельность полиции;

- воспитывать слушателей в духе неуклонного соблюдения законности и соблюдения прав и свобод граждан.

в) Развивающие:

- развивать у слушателей уровень правосознание;

- формировать способность анализировать, выделять главное;

- совершенствовать умение составлять конспекты, тезисы лекции;

- поддерживать познавательный интерес к изучаемой дисциплине.

Межпредметные связи лекции. Изучение темы по своему содержанию тесно связано с практически всеми дисциплинами общепрофессионального и профессионально-специализированного циклов.

Внутрипредметные связи. Тема является логическим продолжением тем дисциплины «Морально-психологическая подготовка».

Глубокое и полное изучение материалов темы позволит слушателям понять значение культуры межнационального общения в деятельности полиции.

Структура лекции соответствует предписаниямиРабочей учебной программы.

Ключевые понятия, определения, аббревиатура: Основы государственной национальной политики и служебная деятельность органов внутренних дел. Основные вопросы, цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики. Особенности национальных культур народов Российской Федерации: духовно-нравственные ценности, обычаи и традиции (в регионе прохождения службы).

Традиционные религиозные конфессии России: православие, ислам, буддизм, иудаизм; их роль в поддержании межнационального мира и согласия. Деструктивная деятельность религиозных сект.

Культура межнационального общения: содержание, роль и значение в деятельности сотрудника полиции. Правила общения сотрудника полиции с гражданами различных национальностей. Особенности поведения сотрудника полиции в многонациональном служебном коллективе органа, организации, подразделения МВД России.

Учебное оборудование и ТСО, которое будет использоваться при проведении занятия. Слайды, иллюстрирующие положения темы.

Вопрос 1. Основы государственной национальной политики

 

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»

Основополагающие идеи в области межнациональных отношений, которыми должны руководствоваться все сотрудники полиции, изложены в Основном законе РФ – Конституции России.

Так, в преамбуле Конституции России сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство…».

Именно многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (ст. 3 Конституции России).

Статья 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены, в частности, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

При этом статья 19

Конституции определяет равенство всех перед законом и судом, а также то, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 Конституции России).

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции России).

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29 Конституции России).

Отмеченные выше идеи детализируются в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808.

В частности, в этом документе сказано, что «В силу своего географического положения, многонациональности, много конфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира - Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.

Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом естественным образом веками строилась российская государственность. Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре. В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России».

Таким образом, к ультура межнационального общения особенно значима для нашей страны, где живут бок о бок десятки народов. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

И безусловно, такой культурой должны обладать сотрудники ОВД, призванные по роду своей деятельности охранять и соблюдать права и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности.

Уместно напомнить, что в соответствии с принципом беспристрастности «полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 7 ФЗ «О полиции».

Там же сказано, что «Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию ».

Общение обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение - это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом нашего рассмотрения.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

- дружественный;

- нейтральный;

- конфликтный.

Межнациональное общение - конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения.

Культуру межнационального общения сотрудника ОВД можно определить как с окупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в контактах сотрудников ОВД с представителями того или иного народа.

Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности ». В переводе на русский язык оно означает терпение. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества.

Сотрудники ОВД должны быть толерантны к представителям различных народов, то есть относиться к их особенностям, определяемым принадлежностью к тому или иному народу, позитивно, с пониманием, с уважением.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: