Методические указания. По выполнению практических работ




Методические указания

По выполнению практических работ

По русскому языку для обучающихся

Курса всех специальностей

Вологда

Методические указания по проведению практических работ для обучающихся 1 курса всех специальностей. – Вологда, ВоГУ, 2018. - 18 с.

 

В методических указаниях даны рекомендации по выполнению практических работ по русскому языку, адресованные студентам всех специальностей очной формы обучения в МТ ВоГУ.

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

Составитель Е.В. Светюха, преподаватель.

 

 

Рецензент Е.А. Хлевная, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, начальник по воспитательной работе МТ ВоГУ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Практические работы по русскому языку являются важным этапом закрепления знаний и умений, формирования навыков работы с материалом, подготовки обучающихся к идеальному владению языком в условиях профессионального общения.

Методические указания разработаны с целью закрепить знания студентов по выполнению различного вида разборов, сформировать орфографические и пунктуационные навыки, научить выполнять творческие задания, исправлять различные виды речевых ошибок. Методические указания содержат образцы готовых заданий и теоретический материал, необходимый для овладения умениями и навыками по русскому языку, которые будут востребованы при сдаче ЕГЭ для поступления в высшие учебные заведения.

Методические указания могут быть использованы студентами всех специальностей машиностроительного техникума Вологодского государственного университета для выполнения обязательных практических работ по русскому языку, а также в качестве дополнительного материала при подготовке к письменному экзамену в техникуме и ЕГЭ по русскому языку. Единый государственный экзамен по русскому языку (ЕГЭ) – это совершенная тестовая форма государственной аттестации учащихся, заканчивающих среднюю общеобразовательную школу. Экзамен призван совместить итоговую аттестацию выпускников со вступительными экзаменами в большинстве высших учебных заведений России. Работа с методическими указаниями даст возможность отработать все темы в целом по стилистике, фонетике, орфоэпии, орфографии, лексикологии, фразеологии, морфологии, морфемике, словообразованию, синтаксису и пунктуации, как и только те, которые вызывают затруднения.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Стилистика, фонетика, орфоэпия, орфография».

Цель: вырабатывать навык выполнения лингвостилистического анализа текста, фонетического разбора слова, работы со справочным материалом.

Ход работы

1. Выполните лингвостилистический анализ текста.

Цель анализа текста – увидеть в конкретном произведении закономерности его построения, определить стиль, тип, жанровые особенности.

План частичного анализа текста

1.Тема текста.

2.Идея текста.

3.Тип текста.

4.Стиль текста.

5.Доказательства принадлежности текста к определённому стилю:

а) цель высказывания;

б) сфера применения;

в) языковые средства, характерные для стиля.

Тема текста – это то, о чём в нём говорится. Идея текста – это основная мысль: что хочет автор текста донести до читателя, чему учит текст, что воспитывает, ради чего написан.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение. Описание – это изображение предмета, явления, человека, животного, места и т.д. Основой такого текста является сообщение о признаках, характеризующих состояние предмета. Описания различаются по теме: изображение человека, животного, природы, интерьера и др. В текстах-описаниях нет действий. Рассуждение – это цепь умозаключений, состоящая из тезиса (мысли, требующей доказательства), аргументов (доказательств, обоснований) и вывода. Повествование – описание действий, событий, последовательно сменяющих друг друга. Большая роль в этих текстах принадлежит глаголам.

Выделяют пять функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический и художественный.

Научный стиль используется в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме. Для него характерны логичность, ясность, точность, использование абстрактной лексики и терминологии.

Разговорный стиль используется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога. Цель общения – непринуждённый разговор, беседа на бытовые темы.

Официально-деловой стиль реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера. Для стиля характерно использование официальной лексики и фразеологии, высокая регламентированность речи, официальность, безличность, почти полное отсутствие эмоционально-оценочных средств, слабая индивидуализация стиля.

Публицистический стиль реализует общение с помощью средств массовой информации с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирование общественного мнения и сознания.

Художественный стиль является открытой системой и не ограничен в использовании языковых возможностей (он может использовать элементы других стилей в эстетической функции). Метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней языка, использование синонимов, многозначность – характерные черты художественного стиля.

2. Сделайте фонетический разбор слова.

Фонетический разбор – это звуко-буквенный анализ, позволяющий судить о звуковой характеристике слова и процессах, происходящих в нём.

План фонетического разбора

1.Постановка в слове ударения, фонетическая транскрипция.

2.Деление слова на слоги, характеристика слогов.

3.Характеристика каждого звука, входящего в слово.

4.Подведение итога: соотношение количества звуков и букв.

Фонетическая транскрипция – это запись звучащей речи на письме с помощью особых знаков. Знаки препинания и прописные буквы в транскрипции не используются. Мягкость согласного звука обозначается с помощью апострофа (запятой над звуком), долготу согласного показывают с помощью горизонтальной черты над звуком. Слово обозначается в квадратные скобки, ставится ударение.

Среди согласных звуков могут происходить следующие процессы: оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухими (зу б, ска з); озвончение глухого согласного перед звонким (с дал, моло т ьба); смягчение твёрдого согласного перед мягким (оли м пиада, з десь).

Гласные звуки в безударном положении могут быть подвержены изменениям. Узнать, каким именно, вам поможет таблица.

Позиционные изменения гласных звуков

Ударный гласный а о э и ы у
Первый предударный слог после твёрдого согласного а а э и ы у
Первый предударный слог после мягкого согласного и и и и ы у
Начало слова а а э и ы у
Безударный (далеко или за ударным) после твёрдого согласного ъ ъ ъ и ы у
Безударный (далеко или за ударным) после мягкого согласного ь ь ь и ы у

Согласные звуки характеризуются так: сонорный или шумный, если шумный, то звонкий или глухой; все звуки – твёрдый или мягкий.

К сонорным согласным относятся л, м, н, р, й и их мягкие варианты. Все остальные согласные звуки являются шумными.

Только твёрдыми являются согласные ж, ш, ц, только мягкими – ч, щ, й. Если после согласных стоят буквы е, ё, ю, я, и, ь для мягкости, звук становится мягким.

Гласные звуки характеризуются как ударные или безударные, лабиализованные или нелабиализованные. К лабиализованным звукам относятся о, у; все остальные гласные являются нелабиализованными.

Слоги характеризуются как открытые (заканчиваются на гласный звук) и закрытые (заканчиваются на согласный звук).

Образец фонетического разбора

Роса [расА] ро (открытый) – са (открытый).

Р [а] – согласный, сонорный, твёрдый.

о [а] – гласный, безударный, нелабиализованный.

с [с] – согласный, шумный, глухой, твёрдый.

а [а] – гласный, ударный, нелабиализованный.

4 буквы, 4 звука.

 

3. Расставьте ударение в словах, при необходимости воспользуйтесь орфоэпическим словарём.

Орфоэпический словарь показывает постановку ударения в словах и варианты их произношения. Проверить постановку ударения можно и по орфографическому словарю.

4. Вставьте пропущенные буквы в словах, расставьте скобки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова: необходимо подобрать проверочное слово, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением (роса – рОсы).

Непроизносимый согласный в корне слова: необходимо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного находился гласный звук или сонорный согласный (известный – известие).

Гласные О-Ё после шипящих в корнях слов: под ударением пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово с буквой Е (чёлка – чело); если этого проделать нельзя, пишется О (шов).

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных: О – под ударением (парчОй, чесучОвый), Е – в безударном положении (чАщей).

Правописание приставок, заканчивающихся на З, С: буква З пишется перед звонким согласным и перед гласным, С – перед глухим (разговор, рассказ).

Гласные И, Ыпосле приставок на согласный: буква Ыпишется после русских приставок на согласных вместо буквы И для удобства произношения (обыграть); буква И пишется после иноязычных приставок и приставок МЕЖ, СВЕРХ (сверхинтересный).

Правописание Ь после шипящих на конце слов: Ь пишется на конце существительных 3 склонения (ж.р., ед.ч.), на конце глаголов 2 лица единственного числа (думаешь), повелительного наклонения (съешь), инфинитива (беречь); никогда не пишется на конце существительных мужского рода (карандаш), множественного числа (много задач), кратких имён прилагательных (пригож).

Правописание приставок ПОЛУ, ПОЛ: приставка ПОЛУ всегда пишется слитно (полумрак). Приставка ПОЛ пишется через дефис в следующих случаях:

1)если корень начинается с гласной (пол-апельсина);

2)если корень начинается с буквы Л (пол-листа);

3)если корень начинается с прописной буквы (пол-Костромы).

В остальных случаях приставка ПОЛ пишется слитно.

5. Напишите вывод по работе, что даёт владение стилистическими, фонетическими, орфоэпическими, орфографическими нормами.

Фонетика – учение о звуковом строе языка, о звуках речи, ударении, интонации, особенностям деления звукового потока на слоги и более крупные отрезки.

Орфоэпия – наука о литературном произношении.

Орфография – наука о правописании слов.

Стилистика – раздел лингвистики, науки о языке, изучающий стилевые разновидности речи.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема «Лексикология, фразеология, лексикография».

Цель: повторение сведений о синонимах, антонимах, омонимах, паронимах, речевых ошибках в употреблении слов, развитие навыков работы со справочным материалом, составления связных высказываний.

Ход работы

1. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните, в чём они заключаются.

Виды речевых ошибок (лексических)

Тавтология – это неуместное употребление однокоренных слов.

Плеоназм (речевая избыточность) – это повторение в тексте лишних слов с одинаковым или очень близким значением.

Употребление слов в несвойственном им значении.

Алогизмы – слово не соответствует общему содержанию текста.

Псевдовысокий стиль – стремление во что бы то ни стало говорить красиво.

2. Спишите выражения, подчеркните одной чертой выражение с прямым значением. Объясните значение фразеологизмов.

Прямое значение слова – это первичное его значение, оно возникает вместе с предметом или явлением. Переносное же значение вторично, оно появляется на основе сходства между предметами или явлениями.

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, обладающие целостным, сочетающимся со словом лексическим значением (ни рыба ни мясо; водит за нос; перегибать палку).

3. Определите значение фразеологических выражений и их происхождение. При необходимости воспользуйтесь фразеологическим словарём.

Фразеологический словарь даёт толкование значений фразеологизмов, сведения об их стилистической окраске (разг., простор., груб. простор., книжн.), справку этимологического характера (откуда в наш язык пришло данное выражение). Словарные статьи в современных фразеологических словарях следует искать по ключевым словам фразеологизма. Например, у него каша в голове. Мы должны искать слово «каша», а далее приводятся все существующие фразеологизмы с данным словом, среди которых мы находим искомый.

Образец выполнения задания:

Авгиевы конюшни (из греческой мифологии) – что-то чрезвычайно грязное и запущенное.

4. Запишите синонимы для прилагательного.

Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по лексическому значению.

При подборе синонимов для прилагательных необходимо помнить следующее: одно и то же прилагательное имеет разные синонимы в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается.

5. Напишите подходящие по смыслу антонимы. Определите их вид по структуре.

Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значении. Антонимы к прилагательным можно подобрать только в том случае, если они употреблены в сочетании с существительными.

Виды анонимов по структуре: однокоренные (имеют одинаковые корни: счастье – несчастье, звёздный – беззвёздный) и разнокоренные (имеют разные корни: сесть – встать, счастье – горе).

6. Подчеркните омонимы, определите их вид.

Виды омонимов:

а) лексические – слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (лавка (скамья) и лавка (магазин));

б) фонетические (омофоны) – слова, которые одинаково произносятся, а пишутся по-разному (лук – луг);

в) грамматические (омоформы) – слова, которые совпадают по звучанию и написанию только в отдельных грамматических формах (три стену лучше – оценка за ответ «три»);

г) графические (омографы) – слова, которые пишутся одинаково, но различаются постановкой ударения и, соответственно, лексическим значением (ирИс (конфета) – Ирис (цветок)).

7. Объясните значение паронимов.

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Чтобы объяснить значение паронимов, необходимо обратиться к толковому словарю.

8. Прочитайте текст, определите проблему, которую поднимает автор текста, и авторскую позицию. Согласны ли вы с автором, почему? Напишите сочинение- рассуждение по данному тексту.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующее разрешения исследование. Авторская позиция – это мнение автора по этому вопросу. Её можно сформулировать самому или выписать из текста. При использовании цитаты необходимо правильно её оформить или как предложение с прямой речью, или ввести в своё предложение, написав со строчной буквы и заключив в кавычки. Образец оформления цитат:

Сухомлинский говорил: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни». (Предложение с прямой речью). Позиция Сухомлинского предельно понятна: он считает, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни».

Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис (мысль, требующая доказательства: здесь нужно определить проблему, которая волнует автора, и прокомментировать её (почему автор считает её важной)); вторая часть сочинения – это аргументы, здесь необходимо сформулировать авторскую позицию по проблеме, согласиться с ней или опровергнуть, объяснить, почему вы так считаете. Третья часть сочинения – это вывод: необходимо подвести итог сказанному. (Таким образом, мы видим, что проблема ….очень важна для нас, потому что …).

Вступление – это визитная карточка всей работы. Оно должно быть ярким, красочным, оригинальным. Основная часть по объёму в три раза больше вступления. Вывод составляет одно-два предложения.

После написания сочинения на черновике тщательно проверьте его, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок, устраните тавтологию, а затем перепишите работу набело.

В конце практической работы сделайте вывод о роли в нашей речи синонимов, антонимов, омонимов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема «Морфемика, словообразование, морфология».

Цель: научиться выполнению морфемного и словообразовательного разбора, правильному образованию форм частей речи и их употреблению в различных ситуациях речевого общения на примере работы с языковым материалом, в котором допущены ошибки.

Ход работы

1) Выполните морфемный разбор слова. Определите тип основы каждого слова (простая или сложная, производная или непроизводная).

Морфемный разбор – это разбор слова по составу, определение его структуры. Среди компонентов слова можно выделить следующие: корневую морфему (корень) и служебные морфемы (приставку, суффикс, интерфикс, окончание, постфикс).

Корень – это главная часть слова, в ней заключено лексическое значение слова. Чтобы найти корень, необходимо подобрать родственные слова; повторяющаяся часть во всех словах и будет являться корнем.

Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем или перед другой приставкой. Она служит как для образования новых слов, так и для создания словоформ (совершенного вида глаголов: делать – с делать, писать – на писать).

Суффикс – это часть слова, находящаяся после корня или после другого суффикса. Суффикс тоже служит как для создания новых слов, так и для образования словоформ (степеней сравнения имён прилагательных и наречий, особых форм глаголов – причастий и деепричастий).

Интерфикс – это соединительный гласный в сложных словах. Существуют интерфиксы О, Е (пешеход, луноход, тысячелетие).

Окончание – это изменяемая часть слова. В русском языке есть слова, не имеющие окончаний (наречия, деепричастия, несклоняемые имена существительные, имена прилагательные в простой форме сравнительной степени). Нулевое окончание – это окончание, не выраженное звуками в определённой форме слова, но проявляющееся в других формах (стол – стола, столу).

Постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. К ним относятся –ся-, -сь-, -те- в глаголах и –то-, -либо-, -нибудь- в неопределённых местоимениях.

Основа слова – это часть слова без окончания. Непроизводная основа состоит только из корня и не включает в себя других морфем (лес, стол, стул). Производная основа кроме корня включает в себя и другие морфемы (лесок, перелесок, домик, садовник). Простая основа содержит один по количеству корень (посадка), а сложная основа состоит из нескольких корней (книголюб, любвеобильный).

Порядок разбора по составу

1. Выделить окончание и основу.

2. Последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы.

3. Выделить корень.

4. Определить тип основы (простая или сложная, производная или непроизводная).

2. Выполнить словообразовательный разбор слов.

Словообразовательный разбор слова заключается в определении его способа словообразования. Различают морфологический способ словообразования, который включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ слов, начальных букв основ, частей основ; бессуффиксный, обратное словообразование. Кроме этого, существуют неморфологические способы словообразования: переход слов из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический), лексико-семантический (изменение значения уже существующих в языке слов), лексико-синтаксический (слияние нескольких часто употребляемых вместе слов в одно).

План словообразовательного разбора

1. Установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу.

2. Найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы).

3. Сопоставляя состав разбираемого и ближайшего родственного слов, установить способ словообразования.

Имя существительное

А) Подберите определения, правильно согласуйте их с приведёнными ниже словами.

Как определить род существительных

1. Существительные работяга, молодчина, неряха, плакса, сирота и другие могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду (существительные общего рода): Таня такая плакса. Петя жуткий неряха.

2. Такому же правилу подчиняются и слова иноязычного происхождения – визави, протеже, инкогнито.

3. Слово «кофе» - мужского рода.

4. Слова «бренди», «мокко», «эсперанто» можно отнести и к мужскому, и к среднему роду.

5. Слова оценочного характера типа «заводишко», «ножище», «ножища» сохраняют род тех слов, от которых они образованы.

6. Несклоняемые наименования животных обычно мужского рода: умный пони, быстрый кенгуру, но – ядовитая цеце, так как муха.

7. Несклоняемые географические названия обычно имеют тот же род, что и видовое название: прекрасный Тбилиси (город), полноводная Миссисипи (река).

Б)Допишите, где нужно, окончания.

Иностранные фамилии, заканчивающиеся на гласный, не склоняются: восхищаюсь романом Франсуа Рабле.

Мужские и женские фамилии, заканчивающиеся на –КО-, не склоняются: сочинение Анны Галущенко.

Мужские иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный, склоняются, а женские – нет.

Иностранные фамилии, заканчивающиеся на согласный, не имеют формы множественного числа (семья Бодлер, семья Петровых).

В)Исправьте речевые ошибки.

Виды ошибок: употребление форм рода; употребление форм числа; использование падежных форм.

Имя прилагательное

А) Образуйте все возможные степени сравнения имён прилагательных.

Степени сравнения имён прилагательных

Сравнительная (показывает, что тот или иной признак выражен в предмете в большей или меньшей степени). Превосходная (показывает, что тот или иной признак выражен в предмете в наибольшей степени).
Простая форма Составная форма Простая форма Составная форма
К основе прилагательного прибавляются суффиксы –ее-, -ей-, -е-, -ше-. К имени прилагательному прибавляются слова более, менее. К основе прилагательного прибавляются суффиксы –ейш-, -айш-. 1)К имени прилагательному прибавляется слово самый. 2)К простой форме сравнительной степени прибавляются слова всех, всего.

Степени сравнения могут иметь только качественные имена прилагательные. Образец: красивый – красивее, более красивый, красивейший, самый красивый, красивее всех. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже.

Б) Исправьте речевые ошибки.

Виды ошибок: употребление в одном ряду полных и кратких форм прилагательных; смешение простых и составных форм степеней сравнения

Имя числительное и местоимение

А)Просклоняйте числительное.

При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

Образец:

И.п. восемьсот пятьдесят семь

Р.п. восьмисот пятидесяти семи

Д.п. восьмистам пятидесяти семи

В.п. восемьсот пятьдесят семь

Т.п. восьмьюстами пятьюдесятью семью

П.п. о восьмистах пятидесяти семи.

Б)Просклоняйте словосочетание с числительным ОБА, ОБЕ.

При склонении числительного ОБА появляется гласный О: обоих друзей, обоими друзьями. При склонении числительного ОБЕ появляется гласный Е: обеих книг, обеим подругам.

В)Исправьте речевые ошибки.

Виды ошибок: ошибки в склонении числительных, ошибки в употреблении числительных (числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а числительное обе – с существительными женского рода); употребление ненормативных местоимений; нагромождение местоимений, создающее неясность текста.

Глагол

А)Определите спряжение, вид, переходность, возвратность глаголов.

Совершенный вид – вопрос что сделать? Несовершенный вид – вопрос что делать?

Возвратные глаголы имеют постфикс –ся-, -сь-. Невозвратные глаголы не имеют таких постфиксов.

Переходные глаголы сочетаются с существительными в В.п. без предлога (любить Родину, купить сумку). Непереходные глаголы не сочетаются с такими существительными.

Чтобы определить спряжение глагола, его необходимо поставить в форму 3 лица множественного числа. Окончание –ут-, -ют- у глаголов 1 спряжения, окончание –ат-, -ят- у глаголов 2 спряжения. Например, читать (что делать?), они (что делают?) читают. Окончание –ют-, значит, это глагол 1 спряжения. В русском языке есть разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать.

Б)Исправьте речевые ошибки.

Виды ошибок: неправильное образование глагольных форм; ошибки в использовании разноспрягаемых глаголов; склонение разноспрягаемых глаголов; образование особых форм глагола – причастий и деепричастий.

В)Проспрягайте глагол.

Вам необходимо проспрягать, т.е. изменить по лицам и числам, недостаточный глагол. Недостаточными глаголами называются те, у которых не хватает отдельных форм, в данном случае – формы 1 лица единственного числа. К недостаточным глаголам относятся затмить, дудеть, чудить, дерзить, преградить, обессмертить, басить, ерундить, тузить, ощутить, убедить, очутиться, победить. Форма 1 лица для этих глаголов образуется с помощью других (вспомогательных) глаголов – суметь, мочь/смочь, постараться, попытаться: смогу (попытаюсь) ощутить, постараюсь очутиться, смогу убедить, сумею победить.

Образец:

Единственное число

1лицо я постараюсь затмить

2 лицо ты затмишь

3 лицо он затмит

Множественное число

1 лицо мы затмим

2 лицо вы затмите

3 лицо они затмят.

Напишите вывод по работе, для чего следует владеть морфемными, словообразовательными и морфологическими нормами.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема «Синтаксис и пунктуация»

Цель: научиться определять типы связи слов в словосочетаниях, выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений, расставлять знаки препинания в предложениях, исправлять грамматические ошибки, допускаемые при построении предложений.

1) Распределите словосочетания на три группы по типам подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), для чего составьте таблицу.

Согласование Управление Примыкание
Тип подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в той же форме, что и главное, и при изменении главного слова изменяется вместе с ним. Главная улица. Первый этаж. Мой портфель. Думающий студент. Вопросы к зависимому слову: какой, который чей? Тип подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже и с изменением главного не меняется. Читать письмо. Галстук пионера. Уехавший за город. Приехав вовремя. Умный от природы. Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей и выражено существительным или местоимением. Тип подчинительной связи, при котором зависимое слово – неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив (неопределённая форма глагола). Тихо шептать. Предложить войти. Говорил улыбаясь.

 

2)Выполните синтаксический разбор простого предложения.

Подчеркните члены предложения, подпишите части речи.

Дайте характеристику предложения по плану:

1.По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2.По интонации (восклицательное, невосклицательное).

3.По количеству грамматических основ (простое, сложное).

4.По наличию второстепенных членов предложения (распространённые, нераспространённые).

5.По составу грамматической основы (односоставное (или только подлежащее – назывное, или только сказуемое – определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное) и двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).

6.По полноте понимания смысла (полное и неполное).

7.Осложнено чем-нибудь или нет, если осложнено, то укажите чем.

Составьте схему осложнённого предложения, на схеме покажите грамматическую основу и то, чем предложение осложнено).

3)Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.

Подчеркните грамматические основы предложений, подпишите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Дайте общую характеристику предложения по плану:

1.По цели высказывания.

2. По интонации.

3. По количеству грамматических основ; укажите тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное предложение). При характеристике сложносочинённого предложения укажите тип союза (сочинительный соединительный, разделительный или противительный). При характеристике сложноподчинённого предложения укажите тип придаточного (изъяснительное (вопросы косвенных падежей), определительное (вопросы определений: какой, который?) или обстоятельственное (вопросы обстоятельств).

4.Далее дайте характеристику каждого простого предложения в составе сложного.

5.Составьте схему сложного предложения.

4)Расставьте знаки препинания в предложениях.

При выполнении этого задания графически, т.е. подчёркиванием членов предложения, покажите, почему вы ставите тот или иной знак препинания.

5)Исправьте речевые недочёты в предложениях.

Виды речевых недочётов: нарушение порядка слов в предложении, нарушение согласования подлежащего со сказуемым, определения с определяемым словом, нарушение нормы управления, неправильное использование обособленных конструкций.

Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении в речи деепричастных оборотов. В предложениях с деепричастными оборотами обязательно должно быть или подразумеваться подлежащее, которое относится и к деепричастию, и к сказуемому. Придя домой, я отдыхаю и делаю уроки. Я прихожу домой, я отдыхаю и делаю уроки.

Напишите вывод по работе, для чего следует владеть синтаксическими и пунктуационными нормами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнение практических работ по русскому языку позволяет закрепить и систематизировать знания по данной дисциплине, подготовиться к итоговым и вступительным испытаниям по данному предмету. Методические указания призваны оказать помощь в выполнении практических заданий как в аудитории, так и самостоятельно, превратив эту работу в полезную и увлекательную.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Антонова, Е. С. Русский язык: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 6-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2014. – 384 с.

2. Воителева, Т. М. Русский язык и культура речи: методические рекомендации / Т. М. Воителева. – 4-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2014. – 144 с.

3. Методические указания по выполнению различных видов разборов в русском языке для обучающихся по программам среднего профессионального образования / сост. Е. В. Светюха. – Вологда: ВоГУ, 2015. – 11 с.

4. Петрякова, А. Г. Культура речи: практикум-справочник для 10-11 классов / А. Г. Петрякова. – 2-е издание. – Москва: Флинта, Наука, 1998. – 256 с.

5. Фроянова, Т. И. Культура русской речи: практикум: учебное пособие / Т. И. Фроянова. – Санкт-Петербург: Паритет, 2003. – 160 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1. Практическая работа № 1……………………………………………………3

2. Практическая работа № 2……………………………………………………5

3. Практическая работа № 3……………………………………………………10

4. Практическая работа № 4………………………………………………….…15 Заключение……………………………………………………………………....17

Библиографический список……………………………………………………..17

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: