в Советской России 1917-1991 гг.




 

Необходимо перейти к советскому периоду и дать то самое историческое обоснование: отношение к преступлению и наказанию, цели пенитенциарной политике, главные нормативно-правовые акты.

Перенесла сюда – это уже советский период, сами поместите, куда считаете нужным.Особое значение придавалось общеобразовательному и ремесленному обучению лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание, в 1920-е годы. С.В. Познышев (1923 г.) писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни... Образование, даваемое в школе мест заключения, должно, насколько возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов».Нужна ссылка

Одной из главных задач в 20-30-е годы являлась ликвидация неграмотности, что нашло отражение в декретах «О мобилизации грамотных» (1918), «О ликвидации безграмотных среди населения РСФСР» (1919), частной задачей являлось образование заключенных в местах лишения свободы. В Положении о работных домах (1918) было записано: «При каждом работном доме создаются школы, имеющие целью дать каждому из заключенных возможность приобрести технические и общеобразовательные познания».ссылка

Временная инструкция от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» регламентировала организацию общего образования в местах заключения, снабжение их учебными пособиями и направление туда учительских кадров.Раскрыть по документу

Особо следует отметить Положение об общих местах заключения (от 15 ноября 1920 г.), которое содержит систему норм, регулирующих учебно-воспитательное дело. Согласно Положению обучение в школе признавалось обязательным, а успехи в учении учитывались при предоставлении льгот заключенным.

В 1923 г. в циркуляре ГУМЗ РСФСР от 10 февраля 1923 г. была изложена единая концепция общеобразовательного обучения. Осужденные подразделялись для занятий на три группы:

а) неграмотные;

б) малограмотные;

в) грамотные.

Предусматривался трехмесячный срок обучения для первых двух групп (по 12 часов) и шестимесячный для третьей при 14-24??-часовой нагрузке; вводилось заочное обучение.

Согласно статистическим данным, в первой половине 1926 г. 49,6% осужденных посещали школу.ссылка Однако половина мест заключения не имела постоянных школ. Это положение компенсировалось индивидуально-групповым обучением, то есть прикреплением к грамотному 2-3 неграмотных и малограмотных заключенных.

В 1926 г. Ю.Ю. Бехтерев высказал идею о том, что необходимо обратить внимание на обучение грамоте женщин, особенно прибывших из сельской местности или представляющих национальные меньшинства, в возрасте от 19 до 40 лет.К чему??

В этот период общеобразовательное обучение осужденных решало задачу-минимум: ликвидация неграмотности, малограмотности, обучение политической грамотности. Воспитательное значение обучения заключалось в том, что оно рассматривалось в качестве меры исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы. ИТК 1924 г.?В соответствии с Исправительно-трудовым кодексом (1933) обучение включалось в политико-воспитательную работу.

Очередной этап развития общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы связан с постановлениями об улучшении деятельности ИТУ, принятыми в 1954-1956 гг.

В середине 50-х годов в местах лишения свободы были созданы первые общеобразовательные школы, которые в 1957 г. переданы в ведение Министерства просвещения. Типы школ и формы обучения осужденных определялись в Инструкции о применении Положения о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе РСФСР. Организовывались начальные (1-4-е классы), восьмилетние (5-8-е классы), средние (9-11-е классы), вечерние (сменные) общеобразовательные школы.

При заочной системе обучения в учебно-консультационных пунктах осужденные-учащиеся занимались под руководством учителя и самостоятельно, получая консультации в установленное время, при этом каждый осужденный-учащийся обязан был сдать экзамены по всем предметам, а также мог сдавать их экстерном.

Инструкция предусматривала льготы для учащихся: например, в период обучения они не подлежали переводу в другие подразделения, освобождались от работы на время сдачи экзаменов, не использовались на хозработах.

В соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР год(ст. 47) осуществлялся обязательный восьмилетний курс обучения осужденных. Цель обучения состояла в повышении общеобразовательного и культурного уровня осужденных.

Во всех исправительно-трудовых учреждениях были средние, восьмилетние вечерние (сменные) школы, учебно-консультационные пункты. В 1977/78 учебном году 99% осужденных подлежали всеобщему обучению. Наибольшее распространение в местах лишения свободы получили вечерние (сменные восьмилетние и средние) школы. Обучение было обязательным, а осужденных, уклонявшихся от учебы, рассматривали как нарушителей режима.

В 1980 г. законодательно была закреплена обязанность получения среднего образования осужденными до 30 лет, а в 1985 г. – до 40 лет.

Анализ переписи осужденных (1989 г.) показал, что значительно уменьшилось количество осужденных, имеющих начальное и неполное среднее образование, что привело к снижению количества инспекторов общеобразовательного обучения.

В 90-е годы в связи с социально-экономическими трудностями в обеспечении деятельности ИУ часть общеобразовательных школ была закрыта.

Исследования показывают, что осужденные-учащиеся совершают значительно меньше нарушений режима отбывания наказания, позитивно адаптируются.

Поиск путей обучения осужденных в местах лишения свободы в условиях недостаточного финансирования привел к организации заочного обучения на договорной основе в территориальных высших и средних специальных учебных заведениях. Это позволило не только стимулировать обучение в школе, но и на качественно ином уровне организовать учебно-воспитательный процесс.

Итак, на различных этапах функционирования отечественной пенитенциарной системы образование осужденных выполняло конкретные социально значимые задачи.

В царских тюрьмах задача образования заключенных сводилась к тому, чтобы научить их читать церковные книги, которые помогут им раскаяться в преступлении – грехе.Разве? Только это?

В 20-30-е годы ликвидация безграмотности позволяла политически просвещать осужденных.

Задача получения неполного и полного образования осужденными вытекала из общей государственной задачи – подготовить поколение, которое могло бы вести страну по пути научно-технического прогресса.Выводы по советскому периоду?

 

Это уже современная Россия, т.е. другая глава.

В Уголовно-исполнительном кодексе годполучение общего образования и профессиональная подготовка называются одним из средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).

Лица старше 30 лет и лица, являющиеся инвалидами первой и второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по желанию. Для сдачи экзаменов осужденные освобождаются от работы. Получение ими основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к получению общего образования не привлекаются. Им создаются условия для самообразования.

Все средства воздействия на осужденных, в том числе общеобразовательная подготовка, направлены на достижение основной цели – развитие нравственно-волевых установок на исправление и ресоциализацию. Исправить осужденного невозможно, если не убедить его в ошибочности преступного образа жизни. Изменение сложившихся асоциальных убеждений связано с обращением, прежде всего, к сознанию осужденного, его разуму. Важнейшим условием формирования убеждений является приобретение осужденным знаний о человеке как личности, преобразующей мир.

Обязательно: статья 108 УИКВ исправительных учреждениях для осужденных предусматривается получение основного общего и профессионального образования. В этих целях администрация учреждений совместно с государственными органами образования обязана создавать общеобразовательные школы или учебно-консультационные пункты, а также профессиональные училища и обеспечивать их необходимым оборудованием, учебной литературой, а осужденных – письменными принадлежностями.

Положительное влияние образования, как показала практика, связано с расширением и углублением знаний осужденных о мире, о других, о себе, что способствует интеллектуальному развитию; отвлечением осужденных от пустого времяпрепровождения.

При этом административно-принудительное обучение не способствует пробуждению интереса к знаниям. Однако ст. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (что за документ, кем принят?) гласит, что обучение неграмотных и молодежи должно быть обязательным и администрация должна обращать на него особое внимание.

В зарубежной пенитенциарной практике обучение рассматривается как устойчивая модификация поведения заключенного. Центр внимания при этом смещается на специфическую активность субъекта и на когнитивные средства, опосредующие процесс обучения. Обучаемый рассматривается как субъект, активно вовлеченный в разработку своих когнитивных стратегий, то есть преобразующий свои знания в практическую деятельность. Потому образование рассматривается как составная часть нового подхода к решению проблем исправления осужденных.

Образование, подчеркивает профессор Уэльского университета (Англия) Р. Кинг, есть один из основных путей гуманизации в условиях лишения свободы, один из лучших путей изменения образа мыслей человека.

За рубежом широко распространены образовательные программы для пенитенциарных учреждений, определяющие сроки и содержание обучения осужденных, программы педагогической технологии, корректирующие образовательные программы для различных категорий заключенных, в частности с отставанием в умственном развитии (См.: Тарабрина С.Е. Образовательные программы в исправительных учреждениях США: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. – Рязань, 2003.).

Все большее количество департаментов США по исправительным делам штатов пользуется платными услугами колледжей и университетов по обеспечению заочного и очного обучения заключенных вплоть до получения диплома. Имеются классы, где обучают по желанию любому предмету по программе начальной школы. Например, в Норвегии 20% осужденных учатся по программе высших учебных заведений. СсылкаВ основу учебы положена модель «импорта»: с одной стороны, учителя из обычных школ приходят в тюрьму вести занятия; с другой – большая группа осужденных ходит слушать лекции в обычные школы.

Д. Глайзер установил, что продолжительное общее образование серьезно снижает рецидив, так как повышает статус заключенного. Следовательно, считает он, нужно использовать такие средства и методы обучения, как языковые лабораторные работы, образовательные телевизионные программы и заочное обучение. Например, в пенитенциарных учреждениях Канады образовательные программы включают учебные курсы вплоть до университетских. В них предусматриваются лекции и различные формы самостоятельной работы, что гарантирует полную занятость заключенных.

Анализ результатов использования образовательной программы Викторианского университета в двух пенитенциарных учреждениях Британской Колумбии показал, что в течение 20 месяцев после освобождения заключенных к преступной деятельности возвратилось лишь 19% (среди лиц контрольной группы – 52%) (Н.А. Тюгаева, 1997).

В западной пенитенциарной практике с учетом принципа дифференциации разрабатываются образовательные программы для различных категорий заключенных: несовершеннолетних, заключенных-женщин, лиц, имеющих сниженные интеллектуальные способности, и т.п. Образовательные программы для заключенных, например, в США подразделяются на программы базового образования для совершеннолетних, дающие знания в объеме: неполной средней школы; полной средней школы; на уровне колледжа, с двух- или четырехлетним обучением. Получение образования в объеме средней школы – обязательное требование. Обучение проводится бесплатно (и в колледже тоже – очно, заочно). В диагностических центрах по изучению и классификации осужденных уровень их образования выясняется с помощью специального тестирования.

Пенитенциарные системы ряда стран руководствуются Европейскими пенитенциарными правилами:

– в каждом учреждении обучение должно идти по общеобразовательным программам, обеспечивающим всем заключенным возможность развивать способности. Их цели – совершенствование перспектив, ресоциализация, развитие в каждом самоуважения, нравственное воспитание;

– образование должно рассматриваться как форма организации свободного времени заключенных, ему должен придаваться такой же статус, как и труду, оно должно стать составной частью программы исправления;

– большое внимание должно уделяться образованию молодежи, иностранцев и представителей национальных меньшинств;

– особые программы разрабатываются для заключенных со специальными проблемами: неграмотных, не умеющих считать и т.д.;

– образовательные программы, по которым обучают в тюрьмах, должны интегрироваться с системой образования в стране, чтобы после освобождения каждый мог продолжить образование;

– заключенные имеют право обучаться вне тюрьмы.

Итак, общеобразовательное и профессиональное обучение занимает особое место в системе средств воздействия. Обучаясь, осужденный усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры.Выделенный зеленым материал не по теме вашего параграфа, подумайте – его логичнее включить во Введение, в теоретическое обоснование или в главу по современной России.

Вы сузили тему диплома и рассматриваете только получение общего образования, а нам нужно, особенно по современной России – профессиональное обучение!


[1] См.: Гернет. М.Н. История царской тюрьмы. М., 1956. С. 128.

[2] См.: Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX – начало XX вв.). М., 1995. С. 3-10; Медведева Н.Т., Упоров И.В. Истоки и развитие уголовного наказания. Рязань, 1997. С. 75-77; Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Уголовные наказания в России (история законодательства и практики его применения). Домодедово, 1997. С. 73-98; Ушаков С.Н. Организационно-правовое обеспечение системы исполнения наказаний России (1862-1917 гг.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2005. С. 12-16.

[3] См.: Авдеев В.А. Правовое регулирование посткриминального поведения несовершеннолетних: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 18.

[4] См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. пособие / Под ред. О.Г. Перминова. М., 2001. С. 65.

[5] Цит. по: Краткий очерк десятилетия Вологодского исправительного ремесленного приюта, состоящего под высочайшим покровительством Его Императорского Величества Государя Императора. Вологда, 1895. С. 4-6.

[6] См.: Полное собрание законодательства. СПб., 1867. Т. XXXVI. Отд. 1-е. № 36251.

[7]См.: Устав Вологодского ремесленного приюта для несовершеннолетних мужского пола. Вологда, 1896; Отчет Вологодского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов за 1897 г. Вологда, 1898, и др.

[8] См.: Касиев А.У. Особенности и пути деятельности общественных и других организаций по предупреждению и борьбе с детской преступностью, беспризорностью и безнадзорностью в пореформенный период // История государства и права. 2003. № 3. С. 44-47.

[9] Отчет Главного тюремного управления за 1883 год. СПб., 1884. С.116.

[10] См.: Детков М.Г. Тюрьмы России: память истории. Вологда (проверьте), 2001. С. 95.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: