К умениям учащихся по литературному чтению




(программный минимум)

(1–4-й классы)

 

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»
– овладение функциональной гра- мотностью; – овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыка- ми различных видов устной и письменной речи – определение свое- го эмоционально- оценочного отноше- ния к прочитанно- му, развитие умения объяснять это отно- шение – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная система- тизация знаний о литературе, кни- гах, писателях
1-й класс
• осмысленно, правильно читать целыми словами; • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; • подробно пересказывать текст;   • составлять устный рассказ по картинке; • заучивать наизусть небольшие стихотворения • высказывать своё отношение к героям прочитанных произ- ведений • соотносить авто- ра, название и геро- ев прочитанных произведений   • различать расска- зы и стихотворения

 

2-й класс
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;   • осознанно, правильно, вырази- тельно читать целыми словами;   • понимать смысл заглавия произ- ведения; выбирать наиболее подхо- дящее заглавие из данных; само- стоятельно озаглавливать текст; • делить текст на части, озаглав- ливать части;   • выбирать наиболее точную фор- мулировку главной мысли из ряда данных;   • подробно и выборочно переска- зывать текст;   • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану • размышлять о характере и поступ- ках героя; • высказывать своё отношение к прочи- танному (что почув- ствовал, о чём захо- телось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор); • относить произве- дение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скорого- ворка; различать народную и литера- турную (авторскую) сказку; • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; • относить сказочных героев к одной из групп (положитель- ные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персо- нажи); • соотносить авто- ра, название и геро- ев прочитанных произведений
3-й класс
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух;   • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;   • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить сло- варную работу; • делить текст на части, составлять простой план; • самостоятельно формулировать главную мысль текста;   • находить в тексте материал для характеристики героя; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять рассказ-характери- стику героя; • составлять устные и письменные описания • по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили;   • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художе- ственной стороне текста (что понрави- лось из прочитанно- го и почему) • относить произве- дения к жанрам рассказа, повести, пьесы по опреде- лённым призна- кам; • различать в про- заическом произве- дении героев, рас- сказчика и автора; • видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпите- ты, олицетворения;   • соотносить автора, название и героев прочитанных про- изведений

 

4-й класс
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;   • самостоятельно находить ключе- вые слова;   • самостоятельно осваивать незна- комый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);   • вычитывать разные уровни тек- стовой информации: фактуаль- ной, подтекстовой, концептуаль- ной;   • формулировать основную мысль текста;   • составлять простой и сложный план текста;   • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой • аргументированно высказывать своё отношение к прочи- танному, к героям, понимать и опреде- лять свои эмоции;   • понимать и форму- лировать своё отно- шение к авторской манере письма; • иметь собственные читательские прио- ритеты, уважитель- но относиться к предпочтениям дру- гих • самостоятельно давать характери- стику героя (пор- трет, черты харак- тера и поступки, речь, отношение автора к герою; соб- ственное отноше- ние к герою); • относить прочитан- ное произведение к определённому пери- оду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произве- дения со временем их создания; с тема- тикой детской лите- ратуры; • относить произве- дения к жанру басни, фантастиче- ской повести по определённым при- знакам; • видеть языковые средства, использо- ванные автором

*
**

 

 

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся   ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца» (45 или 32 часа – 4 часа в неделю)
№ п/п   Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения Вид чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся*
Вариант 1 (45 часов)
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…»       Аудирование (слушание) Воспринимать на слух сти- хотворения и рассказы в исполнении учителя, уча- щихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оце- нивать свои эмоциональные реакции.   Чтение Читать вслух слова, пред- ложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чте- ния. Читать текст с интона- ционным выделением знаков препинания.
  Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости Ч, С**  
  Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку») Ч  
  Настоящие друзья детства. (В. Драгунский «Друг детства») С  
  Игрушки для девочек и мальчиков. (В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито») Ч, С  
  Необычная Красная Шапочка. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) С  
  Во что играют дети? (Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши среди двора», И. Демьянов «Скакалочка») Второй урок вежливости Ч, С  
  Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита-охотник») Ч  
    ленные виды деятельности учащихся осуществляются при чтении и изучении каждого раздела программы, поэтому они пере- ивязки к конкретному разделу учебника. тоятельное чтение детей, С – слушание (читает учитель), Ч, С – на уроке используются оба вида чтения.
* Перечис числены без пр ** Ч – самос
           

№ п/п   Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения Вид чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
  Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…») Как нужно играть. Третий урок вежливости Ч, С   Декламировать стихотворе- ние. Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать содержание текста до чтения по его загла- вию, предтекстовой иллю- страции, ключевым словам. Участвовать в ведении учи- телем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Пересказывать текст худо- жественного произведения (подробно).   Культура речевого общения Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседни- ка и отвечать на них в соот- ветствии с правилами речево- го общения. Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.   Творческая деятельность Читать по ролям текст, используя нужную интона- цию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитан- ное произведение или план.
  Почему Незнайка не стал поэтом? (Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) С, Ч  
  Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Ч  
  Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1    
  Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела. Ч, С  
Раздел 2. «Наш дом»  
  Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?») Ч  
  О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша») С  
  О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь») Ч, С  
  Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежлвости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) С  
  Дружат взрослые и дети. (М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок) С  
  Чему учат глупые истории? (Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история») Ч, С  
  Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная рабо- та № 2 Ч  
  Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые с лова. Внеклассное чтение по теме раздела.    

 

 

№ п/п   Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения Вид чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Раздел 3. «Ребятам о зверятах»    
21– Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука») Разные азбуки Ч  
  Так какой же он – медведь? (М. Пришвин «Медведь») С  
  Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Чёрный «Слоник, слоник...») Пятый урок вежливости Ч, С  
  Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») Ч  
  Проделки любимого щенка. (С. Михалков «Щенок») Ч !
  Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») Ч  
  «Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») С  
  Настоящие друзья живой природы. (М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) Ч  
  Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») Ч  
  Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содер- жать домашних животных» С  
  Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3    
Раздел 4. «Маленькие открытия»  
  Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») Ч  
  Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень») С, Ч  
  Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?») Ч  

№ п/п   Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения Вид чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
  Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») Ч    
  Загадки зимы. (Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в маши- нах снег везут») С, Ч  
  Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна») Ч  
  Недолгая красота весны. (Н. Сладков «Бегство цветов») С  
  Поэтические зарисовки. (В. Лапин «Утро», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь на елку...») Ч  
  Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава») С  
  Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») Ч  
  Тайны леса. (А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок») С  
  «Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем») Проверочная работа № 4 Ч  
  Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы). С  
  Вариант 2 (32 часа)
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…»       Аудирование (слушание) Воспринимать на слух сти- хотворения и рассказы в исполнении учителя, уча- щихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оце- нивать свои эмоциональные реакции.
  Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости Ч, С  
  Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку») Ч  
  Настоящие друзья детства. (В. Драгунский «Друг детства») С  

 

 

№ п/п   Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения Вид чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Д* В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши...», И. Демьянов «Скакалочка». Второй урок веж- ливости.   Чтение Читать вслух слова, пред- ложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чте- ния. Читать текст с интона- ционным выделением знаков препинания. Декламировать стихотворе- ние. Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать содержание текста до чтения по его загла- вию, предтекстовой иллю- страции, ключевым словам. Участвовать в ведении учи- телем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Пересказывать текст худо- жественного произведения (подробно).   Культура речевого общения Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседни- ка и отвечать на них в соот- ветствии с правилами речево- го общения.
  Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита-охотник») Ч  
  Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…») Ч, С  
Д Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) Как нужно играть. Третий урок вежливости  
  Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) Ч  
  Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1 Ч  
  Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела. Ч, С  
  Раздел 2. «Наш дом»    
  Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?») Ч  
  О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша») Ч, С  
  О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь») Ч, С  
  Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) Ч, С  
 

 

  *
* Д – тексты для домашнего чтения детей с родителями.


№ п/п   Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения Вид чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Д М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок), Б. Заходер «Два и три», М. Зощен- ко «Глупая история»   Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.   Творческая деятельность Читать по ролям текст, используя нужную интона- цию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитан- ное произведение или план.
  Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная рабо- та № 2 Ч  
  Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2    
Раздел 3. «Ребятам о зверятах»  
15– Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки Ч  
Д М. Пришвин «Медведь»  
  Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости Ч, С  
  Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») Ч  
Д С. Михалков «Щенок»  
  Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») Ч  
  «Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») С  
Д М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок)  
  Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») Ч  
  Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содер- жать домашних животных» С  
  Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3 Ч, С  

 

 

№ п/п   Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения Вид чтения Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Раздел 4. «Маленькие открытия»    
  Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») Ч  
  Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень») С, Ч  
  Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?») Ч  
  Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») Ч  
Д Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»  
  Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна») Ч  
Д Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь...»  
  Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава») С  
  Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») Ч  
Д А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок»  
  «Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем».) Проверочная работа № 4 Ч  
  Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы).    

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: