(программный минимум)
(1–4-й классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
– овладение функциональной гра- мотностью; – овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыка- ми различных видов устной и письменной речи | – определение свое- го эмоционально- оценочного отноше- ния к прочитанно- му, развитие умения объяснять это отно- шение | – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная система- тизация знаний о литературе, кни- гах, писателях |
1-й класс | ||
• осмысленно, правильно читать целыми словами; • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; • подробно пересказывать текст; • составлять устный рассказ по картинке; • заучивать наизусть небольшие стихотворения | • высказывать своё отношение к героям прочитанных произ- ведений | • соотносить авто- ра, название и геро- ев прочитанных произведений • различать расска- зы и стихотворения |
2-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать целыми словами; • понимать смысл заглавия произ- ведения; выбирать наиболее подхо- дящее заглавие из данных; само- стоятельно озаглавливать текст; • делить текст на части, озаглав- ливать части; • выбирать наиболее точную фор- мулировку главной мысли из ряда данных; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану | • размышлять о характере и поступ- ках героя; • высказывать своё отношение к прочи- танному (что почув- ствовал, о чём захо- телось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор); | • относить произве- дение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скорого- ворка; различать народную и литера- турную (авторскую) сказку; • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; • относить сказочных героев к одной из групп (положитель- ные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персо- нажи); • соотносить авто- ра, название и геро- ев прочитанных произведений |
3-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить сло- варную работу; • делить текст на части, составлять простой план; • самостоятельно формулировать главную мысль текста; • находить в тексте материал для характеристики героя; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять рассказ-характери- стику героя; • составлять устные и письменные описания | • по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художе- ственной стороне текста (что понрави- лось из прочитанно- го и почему) | • относить произве- дения к жанрам рассказа, повести, пьесы по опреде- лённым призна- кам; • различать в про- заическом произве- дении героев, рас- сказчика и автора; • видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпите- ты, олицетворения; • соотносить автора, название и героев прочитанных про- изведений |
4-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; • самостоятельно находить ключе- вые слова; • самостоятельно осваивать незна- комый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); • вычитывать разные уровни тек- стовой информации: фактуаль- ной, подтекстовой, концептуаль- ной; • формулировать основную мысль текста; • составлять простой и сложный план текста; • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой | • аргументированно высказывать своё отношение к прочи- танному, к героям, понимать и опреде- лять свои эмоции; • понимать и форму- лировать своё отно- шение к авторской манере письма; • иметь собственные читательские прио- ритеты, уважитель- но относиться к предпочтениям дру- гих | • самостоятельно давать характери- стику героя (пор- трет, черты харак- тера и поступки, речь, отношение автора к герою; соб- ственное отноше- ние к герою); • относить прочитан- ное произведение к определённому пери- оду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произве- дения со временем их создания; с тема- тикой детской лите- ратуры; • относить произве- дения к жанру басни, фантастиче- ской повести по определённым при- знакам; • видеть языковые средства, использо- ванные автором |
|
|
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца» (45 или 32 часа – 4 часа в неделю) | |||||
№ п/п | Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения | Вид чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся* | |
Вариант 1 (45 часов) | |||||
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…» | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух сти- хотворения и рассказы в исполнении учителя, уча- щихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оце- нивать свои эмоциональные реакции. Чтение Читать вслух слова, пред- ложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чте- ния. Читать текст с интона- ционным выделением знаков препинания. | ||||
Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости | Ч, С** | ||||
Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку») | Ч | ||||
Настоящие друзья детства. (В. Драгунский «Друг детства») | С | ||||
Игрушки для девочек и мальчиков. (В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито») | Ч, С | ||||
Необычная Красная Шапочка. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) | С | ||||
Во что играют дети? (Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши среди двора», И. Демьянов «Скакалочка») Второй урок вежливости | Ч, С | ||||
Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита-охотник») | Ч | ||||
ленные виды деятельности учащихся осуществляются при чтении и изучении каждого раздела программы, поэтому они пере- ивязки к конкретному разделу учебника. тоятельное чтение детей, С – слушание (читает учитель), Ч, С – на уроке используются оба вида чтения. | |||||
* Перечис числены без пр ** Ч – самос | |||||
№ п/п | Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения | Вид чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…») Как нужно играть. Третий урок вежливости | Ч, С | Декламировать стихотворе- ние. Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать содержание текста до чтения по его загла- вию, предтекстовой иллю- страции, ключевым словам. Участвовать в ведении учи- телем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Пересказывать текст худо- жественного произведения (подробно). Культура речевого общения Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседни- ка и отвечать на них в соот- ветствии с правилами речево- го общения. Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке. Творческая деятельность Читать по ролям текст, используя нужную интона- цию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитан- ное произведение или план. | ||
Почему Незнайка не стал поэтом? (Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | С, Ч | |||
Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) | Ч | |||
Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1 | ||||
Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела. | Ч, С | |||
Раздел 2. «Наш дом» | ||||
Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?») | Ч | |||
О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша») | С | |||
О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь») | Ч, С | |||
Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежлвости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) | С | |||
Дружат взрослые и дети. (М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок) | С | |||
Чему учат глупые истории? (Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история») | Ч, С | |||
Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная рабо- та № 2 | Ч | |||
Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые с лова. Внеклассное чтение по теме раздела. |
№ п/п | Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения | Вид чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 3. «Ребятам о зверятах» | ||||
21– | Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука») Разные азбуки | Ч | ||
Так какой же он – медведь? (М. Пришвин «Медведь») | С | |||
Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Чёрный «Слоник, слоник...») Пятый урок вежливости | Ч, С | |||
Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») | Ч | |||
Проделки любимого щенка. (С. Михалков «Щенок») | Ч | ! | ||
Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») | Ч | |||
«Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») | С | |||
Настоящие друзья живой природы. (М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) | Ч | |||
Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») | Ч | |||
Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содер- жать домашних животных» | С | |||
Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3 | ||||
Раздел 4. «Маленькие открытия» | ||||
Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») | Ч | |||
Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень») | С, Ч | |||
Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?») | Ч |
№ п/п | Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения | Вид чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») | Ч | |||
Загадки зимы. (Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в маши- нах снег везут») | С, Ч | |||
Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна») | Ч | |||
Недолгая красота весны. (Н. Сладков «Бегство цветов») | С | |||
Поэтические зарисовки. (В. Лапин «Утро», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь на елку...») | Ч | |||
Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава») | С | |||
Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») | Ч | |||
Тайны леса. (А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок») | С | |||
«Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем») Проверочная работа № 4 | Ч | |||
Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы). | С | |||
Вариант 2 (32 часа) | ||||
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…» | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух сти- хотворения и рассказы в исполнении учителя, уча- щихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оце- нивать свои эмоциональные реакции. | |||
Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости | Ч, С | |||
Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку») | Ч | |||
Настоящие друзья детства. (В. Драгунский «Друг детства») | С |
№ п/п | Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения | Вид чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Д* | В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши...», И. Демьянов «Скакалочка». Второй урок веж- ливости. | – | Чтение Читать вслух слова, пред- ложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чте- ния. Читать текст с интона- ционным выделением знаков препинания. Декламировать стихотворе- ние. Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать содержание текста до чтения по его загла- вию, предтекстовой иллю- страции, ключевым словам. Участвовать в ведении учи- телем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Пересказывать текст худо- жественного произведения (подробно). Культура речевого общения Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседни- ка и отвечать на них в соот- ветствии с правилами речево- го общения. | |
Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита-охотник») | Ч | |||
Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…») | Ч, С | |||
Д | Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) Как нужно играть. Третий урок вежливости | – | ||
Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | Ч | |||
Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1 | Ч | |||
Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела. | Ч, С | |||
Раздел 2. «Наш дом» | ||||
Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?») | Ч | |||
О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша») | Ч, С | |||
О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь») | Ч, С | |||
Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) | Ч, С | |||
|
№ п/п | Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения | Вид чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Д | М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок), Б. Заходер «Два и три», М. Зощен- ко «Глупая история» | – | Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке. Творческая деятельность Читать по ролям текст, используя нужную интона- цию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитан- ное произведение или план. | |
Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная рабо- та № 2 | Ч | |||
Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2 | ||||
Раздел 3. «Ребятам о зверятах» | ||||
15– | Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки | Ч | ||
Д | М. Пришвин «Медведь» | – | ||
Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости | Ч, С | |||
Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») | Ч | |||
Д | С. Михалков «Щенок» | – | ||
Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») | Ч | |||
«Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») | С | |||
Д | М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) | – | ||
Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») | Ч | |||
Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содер- жать домашних животных» | С | |||
Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3 | Ч, С |
№ п/п | Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения | Вид чтения | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 4. «Маленькие открытия» | ||||
Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») | Ч | |||
Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень») | С, Ч | |||
Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?») | Ч | |||
Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») | Ч | |||
Д | Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут» | – | ||
Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна») | Ч | |||
Д | Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь...» | – | ||
Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава») | С | |||
Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») | Ч | |||
Д | А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок» | – | ||
«Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем».) Проверочная работа № 4 | Ч | |||
Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы). |
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ