Макроэкономика
Направление подготовки 080100 «Экономика»
Квалификация МАГИСТР
Форма обучения очная, очно-заочная
г. Нижний Новгород
2012 г.
Цели и задачи учебной дисциплины
Целевое содержание макроэкономики заключается в том, чтобы
· дать магистрантам (студентам) на продвинутом уровне знания основных вопросов макроэкономики с рассмотрением принципов использования экономической теории и государственного регулирования экономики в российских условиях и в условиях глобализации, интеграции мирового хозяйства;
· расширить и углубить знания по экономической теории, теории макроанализа, макроэкономического равновесия и макроэкономической нестабильности, основных направлений экономической политики государства, институциональной макроэкономики;
· привить умение анализировать экономическую действительность, механизм действия экономических законов на макроуровне в условиях смешанной рыночной экономики с учетом российских условий, опираясь на процессы интеграции и глобализации национальных хозяйств;
· подготовить магистрантов к самостоятельному усвоению, анализу и совершенствованию собственных позиций в современной действительности российской хозяйственной практики.
Место учебной дисциплины в структуре ООО ВПО
Учебная дисциплина «« Макроэкономика » является обязательной дисциплиной профессионального цикла ООП.
Связь с другими дисциплинами учебного плана: программа опирается на знания, полученные обучающимися в ходе изучения дисциплин: экономической теории, микроэкономики и макроэкономики на уровне бакалавров, микроэкономики и методологии и организации научных исследований на уровне магистерской программы.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Вопросы к экзамену:
1. Предмет и метод экономической теории и макроэкономики.
2. Развитие предмета и методов экономической теории и макроэкономики.
3. Базовые макроэкономические понятия: экономический рост, полная занятость, безработица, инфляция.
4. Экономические агенты – субъекты макроэкономики.
5. Основные проблемы, задачи и цели макроэкономики.
6. Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические показатели.
7. Система национальных счетов. Из истории национального счетоводства.
8. Рынок. Государство в рыночной экономике.
9. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD – AS.
10. Макроэкономическое равновесие: реальный объем производства и уровень цен в условиях макроэкономического равновесия. Эффект Храповика.
11. Дж.М.Кейнс – основоположник макроанализа. Работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
12. Цикличность развития экономики, причины цикличности.
13. Экономический рост: типы и факторы роста. Теории экономического роста.
15. Инфляция: сущность, содержание и виды инфляции.
14. Технический прогресс и экономический рост.
16. Безработица: сущность и виды безработицы.
17. Взаимодействие инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
18. Взаимосвязь объема производства и безработицы: закон Оукена.
19. Деньги и их роль в экономике: сущность и функции денег.
20. Финансовые рынки.
21. Предложение денег, спрос на деньги и денежный мультипликатор.
22. Товарные и финансовые рынки: модель IS – LM.
23. Кредитно-денежная политика в условиях современного рынка.
24. Сущность и содержание монетарной политики.
25. Центральный банк: роль ЦБ в кредитно-денежном регулировании экономики.
26. «Денежное правило» М.Фридмена.
27. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
28. Фискальная политика.
29. Государственный бюджет. Виды бюджетной политики.
30. Государственный долг и пути его регулирования.
31. Налоги и их виды. Налоговая политика России.
32. Провалы рынка, необходимость государственного вмешательства в экономику: история вопроса.
33. Методы государственного регулирования экономики.
34. Причины и социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
35. Бедность и богатство, их измерение. Необходимость социальной защиты населения. Теории доходов.
36. Сущность и содержание социальной политики государства.
37. Открытая экономика: показатели открытости экономики. Макроэкономическая политика государства в открытой экономике
38. Место и роль государства в современной экономике России.
39. Экономическая реализация государственной собственности в переходной экономике России.
40. Роль государства в развитии предпринимательства и формировании среднего класса в переходной экономике России.
41. Платежный баланс.
42. Внешнеэкономическая политика государства
43. Режимы валютных курсов.
44. Неоклассический синтез в макроэкономике.
45. Макроэкономика: борьба научных школ. Вклад неоинституционалистов в макроэкономику.
Практическое занятие
Проводится путем краткого опроса и дискуссии с обучаемыми по лекционному материалу, а также самостоятельной подготовки и работы над докладами, эссе по предложенным вопросам.
Практическое занятие 1. Предмет и задачи курса макроэкономика. Цели и результаты национальной экономики. Макроэкономические показатели. (2 часа). Форма контроля – опрос.
1. Развитие предмета и методов экономической теории и макроэкономики.
2. Базовые макроэкономические понятия.
3. Экономические агенты – субъекты макроэкономики.
4. Основные проблемы, задачи и цели макроэкономики.
5. Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические показатели.
6. Система национальных счетов. Из истории национального счетоводства.
7. Рынок. Государство в рыночной экономике.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
6. Образцова О.И. Система национальных счетов: учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
7. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
Практическое занятие 2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. (2 часа). Форма контроля – опрос.
Вопросы для дискуссии:
1.Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD – AS.
2. Макроэкономическое равновесие: реальный объем производства и уровень цен в условиях макроэкономического равновесия. Эффект Храповика.
3. Дж. М. Кейнс – основоположник макроанализа.
4.Работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
5. Взгляды Кейнса об экономическом цикле.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное /Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2007. (Антология Экономической мысли).
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
6. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
7. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика /Пер. с англ. – СПб.: Питер. 2012.
8. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
9. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
Практическое занятие 3. Безработица и инфляция. Цикличность развития экономики. Макроэкономическая нестабильность. Теории экономического роста. (2 часа). Форма контроля – дискуссия.
1.Безработица: сущность и виды безработицы.
2.Взаимосвязь объема производства и безработицы: закон Оукена.
3.Инфляция: сущность, содержание и виды инфляции.
4.Причины и социально-экономические последствия инфляции.
5.Взаимодействие инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
6.Цикличность развития экономики, причины цикличности.
7.Экономический рост: типы и факторы роста.
8.Теории экономического роста.
9.Технический прогресс и экономический рост.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
6. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика /Пер. с англ. – СПб.: Питер. 2012.
7. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
8. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
9. Хелпман Э. Загадка экономического роста /Пер. с англ. – М.: 2012.
10. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
11. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Высшее образование).
Практическое занятие 4. Макроэкономика: борьба научных школ.
(2 часа). Форма контроля – тестирование.
Вопросы для подготовки к тестированию:
1. Основные проблемы, задачи и цели макроэкономики.
2. Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические показатели.
3. Система национальных счетов. Из истории национального счетоводства.
4. Рынок. Государство в рыночной экономике.
5.Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD – AS.
6. Макроэкономическое равновесие: реальный объем производства и уровень цен в условиях макроэкономического равновесия. Эффект Храповика
7. Безработица: сущность и виды безработицы.
8. Взаимосвязь объема производства и безработицы: закон Оукена.
9. Инфляция: сущность, содержание и виды инфляции.
10. Причины и социально-экономические последствия инфляции.
11. Взаимодействие инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
12. Цикличность развития экономики, причины цикличности.
13. Экономический рост: типы и факторы роста.
14. Теории экономического роста.
15. Технический прогресс и экономический рост.
16. Деньги и их роль в экономике: сущность и функции денег.
17. Предложение денег, спрос на деньги и денежный мультипликатор.
18. Кредитно-денежная политика в условиях современного рынка.
19. Сущность и содержание монетарной политики.
20. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
21. Фискальная политика.
22. Государственный бюджет. Виды бюджетной политики.
23. Государственный долг и пути его регулирования.
24. Налоги и их виды. Налоговая политика России.
25. Сущность и содержание социальной политики государства.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Бурлачков В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. – М.: 2013.
4. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
6. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
7. Образцова О.И. Система национальных счетов: учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
8. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика /Пер. с англ. – СПб.: Питер. 2012.
9. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
10. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
11. Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: Пер. с англ. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
12. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
13. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Высшее образование).
Практическое занятие 5. Макроэкономическая политика государства: кредитно-денежная, или монетарная политика, фискальная политика, политика доходов и другие виды государственной политики.
(4 часа). Форма контроля – деловая игра.
Деловая игра: «Я в правительстве – как бы я действовал».
Условия игры:
Группа делится на три-четыре подгруппы – команды, представляющие собой команду «условного» правительства, проводящего определенную экономическую политику (в зависимости от их идеологии), в определенных экономических условиях (например: кризиса, инфляции и безработицы) и одна группа экспертов, оценивающих степень готовности команд решать различные макроэкономические задачи в различных условиях с позиции своей идеологии.
Домашние задания:
1. Продумать и определить «командный дух своего правительства», выбрав из нижеследующих идеологий:
- консерваторы монетаристы (чистые рыночники);
- кейнсианцы (сторонники вмешательства в экономику);
- неоинституционалисты.
2. Определить и продумать какую экономическую идеологию ваша команда будет защищать, исходя из этого, какую экономическую политику будит проводить.
3. Проанализируйте цели макроэкономической политики государства и сформулируйте ответ на следующий вопрос: может ли государство определять выбор целей, существует ли проблема несовместимости целей и можно ли достичь их одновременно?
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Бурлачков В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. – М.: 2013.
4. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
6. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
7. Образцова О.И. Система национальных счетов: учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
8. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика /Пер. с англ. – СПб.: Питер. 2012.
9. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
10. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
11. Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: Пер. с англ. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
12. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
13. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Высшее образование).
Вниманию магистрантов очно - заочной формы обучения!
Выполнение самостоятельной контрольной работы по курсу «Макроэкономика» является необходимым компонентом экономического образования магистерского уровня очно - заочной формы обучения. Необходимость выполнения работы определена требованием образовательного стандарта. Важность написания письменной работы определена также:
- стимулированием самостоятельности в изучении курса;
- выработкой у магистранта навыков подбора и обработки учебной и справочной литературы, экономической информации, Internet ресурсов;
- овладением методикой, нормами и культурой технического оформления письменного материала (контрольной, курсовой и др. работ).
В контрольной работе следует показать умение творчески самостоятельно работать с литературой, знание важнейших вопросов темы, умение дать их историко-экономический анализ и сделать выводы.
Недопустимо дословное списывание материалов учебника или другой литературы, а также копирование материалов из Internet.
Изложение должно быть конкретным, лаконичным, логически последовательным, основываться на фактических и статистических данных с обязательными ссылками (по тексту) на источники и с указанием перечня использованной литературы в конце работы.
По структуре контрольная работа должна включать: указание варианта и темы; лаконичные ответы на все предложенные вопросы темы; решение задач и тестов.
Объём работы должен быть не более 13-15 страниц печатного текста с приложением задач и тестов (шрифт 14, междустрочный интервал 1,5).
Выбор варианта контрольной работы определяется последней цифрой шифра личного дела магистранта.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1. Измерение результатов макроэкономической деятельности: цели и задачи, основные показатели.
Вопросы для обязательного изложения:
1. Цели и задачи макроэкономики.
2. Кругооборот благ и ресурсов, доходов и расходов.
3. Основные макроэкономические показатели.
4. Система национальных счетов. Из истории национального счетоводства.
5. Сущность и содержание номинального и реального ВВП.
Задача: В чем экономический смысл показателей, входящих в систему национальных счетов? Действительно ли показатель ВНП является точным измерителем благосостояния страны?
Тесты:
1. Какие из перечисленных показателей не используются при определении объема национального дохода:
а) прибыль корпорации;
б) рентный доход;
в) государственные трансфертные платежи;
г) проценты, выплачиваемые предпринимателями за кредит.
2. Личный доход – это:
а) ВНП минус амортизация;
б) сумма сбережений населения;
в) доход, полученный домохозяйствами в течение данного года;
г) весь доход, предназначенный для личных расходов, после уплаты налогов.
3. Гражданин России временно работает в США в американской частной фирме. Его доходы включаются в:
а) ВНП России и ВВП США;
б) ВВП России и ВНП США;
в) ВНП России и ВНП США;
г) ВНП США и ВВП США.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
6. Образцова О.И. Система национальных счетов: учебник. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
7. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
ВАРИАНТ 2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
Вопросы для обязательного изложения:
1.Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD – AS.
2. Макроэкономическое равновесие: реальный объем производства и уровень цен в условиях макроэкономического равновесия.
3. Эффект Храповика.
4. Дж. М. Кейнс – основоположник макроанализа.
5. Работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
Задача: Как правительство должно воздействовать на сдвиг кривой совокупного спроса, если оно хочет увеличить совокупное производство? Что случится с уровнем цен?
Тесты:
1. В соответствии с концепцией экономистов-классиков:
а) цены товаров и услуг, а также зарплата фиксированы;
б) долгосрочная корреляция не является автоматической;
в) огромную роль играет государственный сектор;
г) цены на товары и услуги, а также зарплата являются гибкими, меняются.
2. Импортная продукция относительно дешевеет, если:
а) растут внутренние цены;
б) применяются квоты на импорт товаров;
в) падает курс рубля;
г) растет экспорт.
3. Совокупный спрос включает:
а) потребление, инвестиции, госзакупки товаров и услуг, чистый экспорт;
б) потребление, сбережения, все госрасходы, чистый экспорт;
в) потребление, товарные запасы, госзакупки товаров и услуг, чистый экспорт;
г) потребление, инвестиции, все госрасходы, чистый экспорт.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное /Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2007. (Антология Экономической мысли).
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
6. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
7. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика /Пер. с англ. – СПб.: Питер. 2012.
8. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
9. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
ВАРИАНТ 3. Цикличность развития экономики и экономический рост.
Вопросы для обязательного изложения:
1. Сущность и причины экономического цикла.
2. Фазы циклического развития.
3. Современные особенности экономических колебаний.
4. Основные формы кризисов.
5. Экономический рост: типы и факторы роста.
6. Модель экономического роста Р.Солоу.
7. Условия стабильного роста.
Задача: Рост населения – один из главных факторов, влияющих на темпы экономического роста в любой стране. Коротко и лаконично проанализируйте воздействие быстрого увеличения численности населения на темп экономического роста.
Тесты:
1. Экономисты полагают, что циклическая безработица:
а) временное явление;
б) способна к саморегулированию;
в) не представляет собой серьезной проблемы;
г) возникает во время рецессий.
2. Стагфляция относится к:
а) комбинации инфляции и безработицы;
б) комбинации роста совокупного производства и инфляции;
в) комбинации быстрого экономического роста и безработицы;
г) комбинации быстрого экономического роста и инфляции.
3. Во время экономического роста:
а) потенциальный национальный доход увеличивается;
б) реальный национальный доход снижается;
в) потенциальный национальный доход снижается;
г) реальный национальный доход увеличивается.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
6. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика /Пер. с англ. – СПб.: Питер. 2012.
7. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
8. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
9. Хелпман Э. Загадка экономического роста /Пер. с англ. – М.: 2012.
10. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
11. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Высшее образование).
ВАРИАНТ 4. Деньги. Кредитно-денежная политика.
Вопросы для обязательного изложения:
1. Понятие денег, функции денег и ликвидность.
2. Кредит: необходимость, сущность и формы кредита.
3. Основные концепции кредитно-денежной политики.
4. Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики.
5. Структура банковской системы в России.
6. Методы и инструменты кредитно-денежной политики.
7. Деньги и экономический рост.
Задача: Какой мотив для держания денег более применим в следующих случаях:
- вы решили посетить аукцион и взяли с собою Х-сумму денег?
- вы перевели деньги со срочного депозита на депозит до востребования и думаете посетить фондовую биржу?
- отправляясь в другой город, вы взяли с собой дополнительные деньги?
Дайте лаконичный ответ.
Тесты:
1. Стоимость денег:
а) снижается, когда растет уровень цен;
б) снижается, когда уровень цен падает;
в) растет, когда уровень цен растет;
г) всегда постоянна.
2. Кривая предложения денег является вертикалью, так как:
а) предложение денег положительно связано со ставкой процента;
б) предложение денег отрицательно связано со ставкой процента;
в) предложение денег определяется Центральным банком;
г) это второстепенная экономическая переменная.
3. Понятие ликвидности относится к:
а) агрегату М1 как к определению денежной массы;
б) степени сложности, с какой могут быть потрачены различные типы активов;
в) сберегательным вкладам;
г) отношению между ставкой процента и денежной массой.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Бурлачков В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. – М.: 2013.
4. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
6. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
7. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
8. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
9. Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: Пер. с англ. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
10. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
11. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Высшее образование).
ВАРИАНТ 5. Монетаризм. Монетарная политика государства.
Вопросы для обязательного изложения:
1. Развитие количественной теории и зарождение монетаризма.
2. Монетаризм и «новая классическая школа».
3. Концепция зрелого монетаризма.
4. «Денежное правило» М.Фридмена.
5. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
6. Теория скорости обращения денег.
7. Современные проблемы денежной теории.
Задача: Почему провалилась монетаристская политика в России? Дать краткий, лаконичный ответ.
Тесты:
1. В соответствии с точкой зрения монетаристов:
а) в долгосрочном периоде инфляция возникает из-за избыточного роста денежной массы;
б) в краткосрочном плане кредитно-денежная политика не дает существенного результата;
в) в долгосрочном плане ставка процента постоянна;
г) фискальная политика наиболее эффективна в долгосрочном плане.
2. Монетаристы считают, что обществу необходимо такое количество денег для покупки товаров и услуг, которое соответствует:
а) номинальному объему валового национального дохода;
б) объему инвестиций;
в) сумме потребительских расходов с учетом скорости оборота денег;
г) уровню цен.
3. «Денежное правило» М.Фридмена предполагает, что предложение денег должно увеличиваться темпами, соответствующими:
а) темпу роста процентной ставки;
б) темпу роста уровня цен;
в) темпу роста скорости оборота денег;
г) потенциальному темпу роста реального валового национального продукта.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Бурлачков В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. – М.: 2013.
4. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
6. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
7. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
8. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
9. Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: Пер. с англ. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
10. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
11. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Высшее образование).
ВАРИАНТ 6. Государственный сектор экономики. Бюджетно-налоговая политика.
Вопросы для обязательного изложения:
1. Государственный сектор экономики.
2. Государственный бюджет.
3. Бюджетная политика.
4. Государственный долг и его обслуживание.
5. Налоги: функции налогов.
6. Налоговая политика.
7. Налоговая система России. Кривая Лаффера.
Задача: Теории Дж.М.Кейнса и М.Фридмена: общее и различия на роль государства в экономике. Дать лаконичный ответ.
Тесты:
1. Назовите в порядке значимости три главных статьи расходов государственного бюджета, из перечисленных ниже:
а) административно-управленческие расходы;
б) выплаты по государственному долгу;
в) займы и помощь иностранным государствам;
г) расходы на социальные услуги: пенсии, пособия, здравоохранение, образование;
д) оборона;
е) затраты на хозяйственные нужды;
ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.
2. Какие из перечисленных функций имеют налоги в экономике страны:
а) фискальную;
б) социальную;
в) регулирующую (государственного регулирования экономики);
г) нет правильного ответа.
3. Какие последствия, из перечисленных ниже, будет иметь повышение налога на землю:
а) сокращение занятости в сельском хозяйстве;
б) уменьшение доходов фермеров;
в) повышение квартирной платы и стоимости жилья;
г) лучшее использование земли;
д) повышение цен на национальную сельскохозяйственную продукцию до уровня цен импортных продуктов;
е) сокращение строительства новых объектов в промышленности, торговле, сфере услуг.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
6. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
7. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
8. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
9. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Высшее образование).
ВАРИАНТ 7. Социальная политика государства.
Вопросы для обязательного изложения:
1. Теории доходов.
2. Понятие, роль и назначение доходов населения.
3. Распределение доходов. Роль государства в осуществлении политики доходов.
4. Измерение степени неравенства доходов и кривая Лоренца.
5. Проблема бедности и пути ее преодоления.
6. Социальные гарантии и социальная защита населения.
7. Социальная политика государства в России.
Задача: Согласно теорий доходов, определите отношение к социальной политике основных экономических школ и направлений.
Тесты:
1. Предположим, что государство решило достичь полного равенства в доходах, мы, вероятнее всего, найдем, что:
а) все общество станет богаче;
б) экономическая эффективность значительно сократилась;
в) нет необходимости в подоходном налоге любого типа;
г) как равенство, так и экономическая эффективность возросли.
2. Когда государство осуществляет трансферты в натуральной форме, то оно:
а) переводит деньги непосредственно реципиенту;
б) позволяет реципиенту снизить свои налоговые обязательства государству;
в) передает товары и услуги, для которых оплата не требуется;
г) осуществляет трансферт только пожилым и инвалидам.
3. Хотя благотворительные вклады осуществляются частным сектором, они влияют на государственный бюджет, потому что:
а) деньги, предоставляемые частной благотворительностью, не являются продуктивными, поскольку на них ничего не производится;
б) данные вклады позволяют государству сократить свои трансфертные платежи;
в) данные вклады не учитываются при налогообложении, поэтому выступают косвенной субсидией государства;
г) подоходные налоги выплачиваются реципиентам из данных вкладов, и поэтому государственные поступления растут.
Литература:
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – (Серия «Классика МБА»).
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник /Пер. с англ. – ВШЭ, 2010.
3. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Проф. Чепурина М.Н. – Киров: АСА. 2010.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой. – М.: КНОРУС. 2011.
5. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. – М.: Дело и Сервис. 2010.
6. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика /Пер. с англ. М.: 2009.
7. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
8. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
9. Экономика общественного сектора: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – (Высшее образование).
ВАРИАНТ 8. Институциональная макроэкономика.
Вопросы для обязательного изложения:
1. Институциональные теории государства.
2. Институциональный метод и его особенности.
3. Демократическое государство: взгляд внутрь «черного