Тема. Детско-юношеские общественные объединения и социализация




Сержантова О.А. КП-ВДМ-21

 

1.Современные методы работы общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. Х 82-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «Об общественных объединениях» - далее ФЗ «Об общественных объединениях»).

Детское общественное объединение — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.

Ÿ Детское общественное объединение - это, прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

Ÿ Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке.

Ÿ Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения - характерная его особенность.

В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами.

Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица.

В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности).

Классический пример детской организации - пионерская, скаутская.

Цель развития детского движения – привлечь ребенка к реальному, социально значимому творческому делу, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям.

Особая значимость детской организации определяется тем, что она помогает каждому из участников осознавать себя как личность. В школе учителя и ученики, в семье родители и дети, т.е. руководители и руководимые. В детской организации ребенок выступает как равный среди равных. Здесь он находит сверстников, увлеченных тем же, что и он, делом. Это способствует формированию объективных представлений о своих качествах, способностях, общественной значимости. Таким образом, воспитание, которое лежит в основе такой клубной деятельности, является единством социализации и индивидуализации.

Объединения представляют собой важный фактор воздействия на ребёнка, влияя на него двояким способом, с одной стороны для удовлетворения его потребностей, с другой стороны происходит внутренний отбор возможностей личности. Организации выполняют и защитные функции, охраняя достоинства и права, уникальность ребёнка. Процесс социализации в объединениях эффективен при общности интересов совместной деятельности детей и взрослых.

Современное детское движение представляет довольно пеструю картину. Его отличительной особенностью является вариативность:

1. организационно - правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

2. масштабов и уровней (международные, республиканские, межрегиональные, региональные);

3. целей и направленности содержания деятельности;

4. организационных структур, их внешнего оформления;

5. периодической печати детских и молодежных движений (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и т.д.)

6. баз формирования детских объединений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и т.д.)

7. в названии организатора деятельности детского объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер, социальный педагог, организатор детского движения).

Современные детские общественные объединения используют в своей работе следующие инновационные и традиционные методы, технологии, формы работы:

- технология педагогической поддержки;

- методика КТД;

- технология развития критического мышления;

- проектная технология;

- технология развивающего обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология проблемного обучения;

- геймификация;

- модульная технология;

- технология мастерских;

- кейс – технология;

- ТРИЗ - технология;

- методы педагогического стимулирования;

- технология сторителлинг;

- педагогика сотрудничества.

 

2. Работа по привлечению детей и молодежи в общественные объединения (на примере РСО, РДШ, РСМ и т.д.).

Молодежные и детские общественные объединения, имеющие позитивную социальную и нравственную направленность, являются для подрастающих граждан первой школой демократии; органы власти, общественные структуры могут и должны рассматривать их как значимый и перспективный ресурс в формировании российского гражданского общества. Изменение сложившегося стереотипного отношения к участию детей в общественной жизни и принятию решений, затрагивающих их интересы, требует решения ряда проблем, сдерживающих процессы самоорганизации детских и молодежных сообществ и снижающих эффективность общественной деятельности детей; неудовлетворительное состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, сокращение кадров образовательных организаций, представляющих воспитательное направление.

Деятельность детских общественных объединений, в силу возрастных особенностей его участников, осуществляется при поддержке государства и общества, содействии законодательной и исполнительной ветвей власти.

Необходим системный подход к развитию процесса участия детей и молодежи в общественной жизни на разных уровнях и в разных сферах, включающий следующее: разработку минимальных стандартов участия детей и молодежи в процессе принятия решений; признание приоритетов развития и соблюдения гражданских прав детей и молодежи из всех социально-демографических групп; расширение направлений и форм общественной активности детей и молодежи; приоритетное развитие местных общественных объединений; развитие информационного пространства; просвещение и обучение детей и взрослых участников процесса; механизмы привлечение финансовых и кадровых ресурсов; мониторинг развития процесса участия детей и молодежи в принятии решений.

Процесс участия детей и молодежи в общественной жизни будет успешным при соблюдении общности интересов, совместной деятельности, активном социальном взаимодействии партнеров во имя молодого человека.

Исходя из выше сказанного, перед государством и обществом стоят следующие приоритетные задачи:

- создание условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- формирование государственного и социального заказов молодежным и детским общественным объединениям;

- методическое обеспечение программно- проектной деятельности молодежных и детских общественных объединений;

-развитие кадрового потенциала молодежных и детских общественных объединений.

Для решения поставленных задач рекомендуется:

- совершенствовать нормативно-правовую базу в отношении деятельности молодежных и детских общественных объединений на региональном уровне; - стимулировать участие представителей молодежных и детских общественных объединений в консультативных общественных органах при государственных структурах, при подготовке материалов для общественных обсуждений, экспертных групп, советов и т.д. -организовать системную поддержку молодежных и детских общественных объединений, находящихся в региональных реестрах общественных объединений;

-создать условия для укрепления сотрудничества между молодежными и детскими общественными объединениями региона;

- привлекать молодежные и детские общественные объединения к выполнению государственных заказов по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;

- включать мероприятия молодежных и детских общественных объединений в план мероприятий органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль в сфере образования и молодежной политики и в планы реализации региональных целевых программ;

- предоставлять безвозмездно либо на льготных условиях в пользование молодежным и детским общественным объединениям здания, помещения, сооружения, оборудование и иное имущество для осуществления ими уставной деятельности.

-организовать системную подготовку кадров для работы с молодежными и детскими общественными объединениями;

- обеспечить участие представителей региона в федеральных образовательных проектах для специалистов по работе с молодежными и детскими общественными объединениями; -оказать содействие в направлении делегаций молодежных и детских общественных объединений для участия в федеральных мероприятиях;

- осуществлять методическую поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений в регионе;

- создать условия для деятельности общественных объединений, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, на территории субъектов РФ;

-организовать системное обучение детей и молодежи основам создания и развития деятельности общественных объединений на основе опыта объединений, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

- организовать работу по освещению социально-полезной деятельности молодежных и детских общественных объединений в средствах массовой информации и Интернет.

Мотивация к участию в РДШ

В вопросах участия в детском движении, несомненно, ключевую роль играет мотивация ребенка. И это легко объяснимо. Если мотивация к обучению подкрепляется формальными факторами в виде отметок, перспектив поступления в высшие учебные заведения, да и в целом конституционной обязанностью получения основного общего образования, то участие в общественной деятельности - сугубо личный выбор каждого. Вместе с тем очевидно, что участие в деятельности общественного движения - возможность получения уникального социального опыта. Задача педагога - сделать эту мысль очевидной для каждого ученика. Обсудим основные факторы-помощники в этом нелегком деле.

Опыт показывает, что основными факторами участия в РДШ являются:

- Широкий выбор интересных проектов и программ;

- Возможность взаимодействия со сверстниками со всей страны;

- Хорошая атмосфера в коллективе РДШ школы;

- Возможность реализации собственного проекта на федеральном уровне;

- Участие в федеральных сменах и форумах в Федеральных детских центрах, Москве и участие во Всероссийских мероприятиях;

- Освещение мероприятий в федеральных СМИ, привлечение известных людей к участию в мероприятиях;

- Современные брэндбук и атрибутика.

Задачей педагогов является раскрытие этих преимуществ РДШ.

Прежде всего, необходимо раскрыть саму деятельность РДШ для учеников. Этому способствует активная информационная кампания, ведение социальных сетей, оформление наглядных стендов. Но главное - организация работы каждого из направлений и обеспечение участия во Всероссийских, областных и общегородских мероприятиях. Важно отметить, что в РДШ не предусмотрено членство. Участие ребенка может быть эпизодичным, в небольшом круге проектов, которые интересны только ему. В образовательных учреждениях ежегодно проводится ярмарка РДШ, где презентуется план деятельности каждого из направлений, дети знакомятся с активом РДШ, выбирают интересные мероприятия, к которым хотели бы присоединиться сами.

 

3. Место школы в воспитательной деятельности общественного объединения.

Л. В.Алиева опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений представляет в следующих типичных вариантах.

 

Первый вариант - школа как государственное образовательное учреждение и детские общественные объединения (чаще это организации с четкой программой, целью, правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения, имеющие самостоятельный юридический статус) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону "О поддержке детских, молодежных общественных объединений", принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.

При таком сотрудничестве создаются реальные возможности взаимодействия для двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом школа добровольно выбирает партнера в лице детской общественной структуры, исходя из принципов демократизации и гуманизации образовательного процесса. Взаимодействие равных воспитательных субъектов может быть реализовано в разнообразных формах, прежде всего на основе реализации общих программ (социальных, культурологических, образовательных и др.). Субъекты ФДОО и школы, как показывает опыт, успешно взаимодействуют на базе разработанных социально ориентированных программ ("Игра - дело серьезное", "Орден милосердия", "Школа демократической культуры" и др.). Программы, проекты ФДОО ориентированные на гражданское воспитание, индивидуальное развитие, социальную адаптацию ребенка успешно используются в обновлении воспитательных систем школ.

На базе школы могут создаваться и действовать первичные структуры (дружины, отряды, клубы) районной, городской, региональной детской организации, членами которых являются учащиеся данной школы. Своей общественной деятельностью, позицией члена организации, объединения такие дети влияют на определенные стороны воспитательной системы школы или способствуют ее созданию (создают пресс-центры, организуют клубы, проводят походы-экспедиции).

Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений равных партнеров во многом определяется динамизмом, демократизмом, автономностью детских общественных объединений, четко выраженной их спецификой, а также возможностью школы иметь нескольких партнеров, не привязывая себя жестко и надолго к одному общественному объединению, организации, строя отношения по принципу целесообразности. Вариант взаимодействия равных партнеров позволяет вывести воспитательную систему школы за ее стены, сделать более открытой, социально значимой, результативной. Новая позиция учеников - членов детского общественного объединения позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в ее содержание, организацию, гуманизируя отношения "взрослый-ребенок". Опыт убеждает в том, что детские общественные структуры опосредованно способны вывести воспитательные системы школ из состояния кризиса и хаоса.

Пока в массовой практике отношения школ и детских общественных объединений как равных партнеров только зарождаются.

Второй вариант - более распространенный. Его суть заключается в том, что отношения государственного образовательного учреждения и детской общественной структуры строятся как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственно-общественной.

Детское объединение в этом случае - важный компонент системы, находящийся в тесной взаимосвязи с основными ее структурами. Другими словами, взаимодействие этих двух субъектов осуществляется внутри воспитательной системы на уровне государственных и общественных (самодеятельных) ее структур (управление и самоуправление, класс - детское объединение, государственные учебные программы и программы детских объединений во внеучебное время и т.д.).

Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.

Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы.

Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:

• разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);

• школьными (ученическими) организациями; • детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;

• временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;

• профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "педагог-ученик", учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.

Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.

4. Сотрудничество детско-юношеского общественного объединения с родителями воспитанников.

Целью сотрудничества педагогов и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности детей, осуществление эффективной связи детского общественного объединения и семьи в воспитании детей разного возраста.

 

Задачами являются:

- усиление культурных и нравственных аспектов жизнедеятельности детей и подростков;

- освоение детьми навыков делового общения и сотворчества с педагогами и родителями;

- оказание родителями содержательной помощи педагогу в организации мероприятий.

Сотворчество педагогов и родителей в деятельности детского общественного объединения может успешно осуществляться по следующим направлениям:

– непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной воспитательной работы с детьми;

– развитие сотрудничества с педагогом и детьми в разных видах деятельности;

– оказание помощи педагогам в организации мероприятий.

Деятельность детского общественного объединения позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, детей и их родителей.

Привлечение родителей к сотрудничеству возможно посредством различных средств и способов.

В ряду значимых средств выделим:

1. Заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком, перенесение сотрудничества в детском объединении в сферу семейных отношений;

2. Заинтересованность родителей деятельностью детского объединения с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению;

3. Стремление помочь педагогу в эффективной организации мероприятий;

4. Потребность родителей в совместном с ребёнком выполнении заданий в домашних условиях;

К участию в деятельности детского объединения можно привлечь родителей различными способами. Среди них выделим следующие:

1. Скрытое привлечение, когда педагог включает родителей в деятельность, опираясь на интересы и потребности родителей, их личностные качества, профессиональную компетентность в различных вопросах;

2. Открытое привлечение, когда педагог не только высказывает свое желание сотрудничать с родителями ребенка, но и излагает цель и содержание данной работы.

3. Использование комбинированного способа (сочетающего два вышеуказанных): в этом случае педагог может высказать родителям пожелание о сотрудничестве в определенных видах деятельности и изложить часть причин, побуждающих его к совместному труду; по мере развития сотрудничества педагог может находить и иные причины, побуждающие его подключать родителей к работе с детьми.

Первоначально для привлечения родителей к деятельности детского объединения следует использовать убеждение, внушение и их многочисленные модификации. Вместе с тем по мере развития содружества с родителями целесообразно использование убеждения.

Родители, в своем большинстве, желают сотрудничать с педагогами. Их может отпугнуть не только авторитарный способ привлечения к внеурочной работе с детьми, но и общий фон взаимодействия с педагогом (неумение последнего общаться на равных, отсутствие способности четко излагать цели и содержание совместной деятельности и т.п.).

Родители учащихся не приемлют авторитарности в общении: их необходимо заинтересовать предстоящей деятельностью или перспективой ее, выраженной через различные результаты (например, повышение уровня воспитанности своего ребенка, потребность в передаче своего ремесла детям и др.).

Многие родители с увлечением организуют кружковую работу с подростками и старшеклассниками. Школьники данного возраста испытывают потребность в неформальном общении со взрослыми людьми, желающими помочь им овладеть перспективными специальностями, приобрести знания и навыки в новых отраслях науки и производства.

Среди родителей есть немало первоклассных специалистов в таких областях, как радиоэлектроника, робототехника, экономика, психология, а также профессионалы-журналисты, литераторы, мастера театрального и киноискусства, обладающие к тому же высокими нравственными качествами.

Педагогу целесообразно выявить интересы детей и в содружестве с родителями организовать соответствующие интересам детей кружки и творческие объединения. Педагогу необходимо провести с родителями серию бесед, направленных на знакомство их с возрастными и индивидуальными особенностями подростков и старшеклассников, с основами осуществления взаимодействия с ребятами данных возрастных категорий. Полезна будет и установка для родителей на развитие сотворчества с учащимися как в организации занятий, так и в решении содержательных задач кружка или творческого объединения. В ходе кружковых занятий родители могут вести целенаправленную работу по развитию у подростков и старшеклассников не только профессиональных умений и навыков, но и формировать у учащихся интерес к творчеству, способы творческой деятельности.

Эффективно протекает сотрудничество родителей и детей в экскурсионной работе.

 

Родители могут совместно с педагогом определить объект предстоящей экскурсии, выделить основные задачи ее проведения, а также провести перед экскурсией вводное занятие, на котором дать школьникам дифференцированные индивидуальные и групповые задания, в том числе творческого характера. В процессе проведения экскурсии родители могут выступать как экскурсоводы-обозреватели и как экскурсоводы-консультанты. А по завершении экскурсии - как аналитики, эксперты выполненных учащимися работ. Чаще всего такие работы являются отсроченными во времени, требуют подготовки и продуктивного сотрудничества. Родители в этот период ведут интенсивную консультационную деятельность, а на завершающем этапе организуют круглые столы защиты творческих работ или проектов, представленных школьниками. На этом этапе они выступают как независимые, но компетентные эксперты. Важно, чтобы родители ориентировали всю работу на возможность подростков или старшеклассников совершить небольшое открытие, внести рационализаторское предложение и т.п.

Многообразны формы сотворчества родителей и учащихся в процессе подготовки и проведения массовых мероприятий.

При подготовке вечера, спектакля, КВН родители сотрудничают с подростками и старшеклассниками в написании сценариев (включая стихи и песни), в изготовлении костюмов, в оформлении сцены и зрительного зала (подготавливая совместно изопродукцию), в настройке аудиовизуальной техники, в постановке опытов, в репетициях и т.д.

Иногда родители выступают на вечере, спектакле вместе с детьми как актеры. Родители также помогают учащимся в процессе проведения таких мероприятий, в управлении свето- и звукотехникой. Нередко они выступают в роли аккомпаниаторов, играя на различных музыкальных инструментах.

В домашних условиях родители выполняют со своими детьми самые разнообразные виды работ, направленные на качественное проведение запланированного мероприятия, так как под рукой оказываются необходимые материалы и инструменты, а также вследствие психологически позитивной домашней неформальной атмосферы.

При подготовке познавательных игр, викторин, конкурсов взрослые могут оказать школьникам помощь в отборе теоретического материала, подготовке опытов, освоении технических устройств. Нередко в этих формах внеурочной деятельности родители выступают в качестве арбитров.

Еще интереснее проходят конкурсы, викторины, игры, если в них наряду со школьниками участвуют родители.

Подросткам и старшеклассникам полезно ощущать поддержку отца или матери в совместном познавательном или спортивном состязании.

Познавательные игры, викторины и конкурсы можно проводить в форме традиционных спортивных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья».

Интеллектуальная сторона внеурочной деятельности подростков и старшеклассников при педагогически правильной организации этих состязаний нисколько не проиграет, а, наоборот, выиграет. Родители - эрудиты усилят интеллектуальный и эмоциональный фон и подготовительного этапа, и самого соревнования.

Лекции или беседы могут иметь как познавательную, так в профориентационную направленность. В качестве помощников и ассистентов родителей выступают их дети, которым могут делегироваться полномочия субъектов данной деятельности (учащийся может самостоятельно изложить определенный теоретический материал, поставить опыт, провести демонстрацию модели, показать и прокомментировать коллекцию, любительский фильм или серию диапозитивов и т.п.).

Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и учащихся являются домашние творческие задания.

Целевые исследовательские домашние задания для детей и родителей позволяют открыть в домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать интеллектуальные силы детей и взрослых, создать дома творческую атмосферу и, как следствие, исключить глобальные семейные конфликты. Наблюдения за ростом растений и животных, проведение систематизации и классификации природных явлений, бытовых приборов и конструкций, выращивание в домашних условиях кристаллов соли и выявление {закономерностей их роста и зависимости от различных условий и другие виды исследований могут вызвать интерес и плодотворное сотрудничество детей и взрослых.

Важное место в домашней исследовательской работе занимает не только сам процесс, но и оформление и анализ полученных результатов. Педагогу целесообразно регулярно проводить консультации по вопросам организации исследования на дому и анализа получаемых результатов. Особый интерес проявляют родители к совместному с подростками и юношами выполнению познавательных заданий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: