1. Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.
2. "Внешняя среда и психическое развитие ребенка" под ред.Р.В.Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999.
3. Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон – М., 1999
4. Аллан Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999.
5. Гарбузов В.И. "От младенца до подростка" - С. - Петербург, 1999.
6. Захарова Л. "Дитя в очереди за лаской" - Москва, 1999.
7. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье.-М., 1999.
8. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.
9. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992
10. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.
11. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3.
12. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
13. Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 135 с.
14. "Умом и сердцем: Мысли о воспитании" - 5-е - Политиздат, 1999.
15. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
16. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 479 с.
17. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г.
18. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г.
19. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педаго-гический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
20. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г.
21. С.В.Ковалев – Психология современной семьи, Москва, 1988г.
22. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991.
Приложение А
Рисунок Соотношение чувств родителей к ребенку и особенностей контроля за его поведением
Свобода
(предоставление самостоятельности)
устранившийся либеральный
безразличный помогающий
Враждебность Любовь
требовательный, покровительствующий,
нетерпимый, чрезмерно оберегающий
суровый, властный
Контроль
Приложение Б
Таблица № 1 Зависимость нравственной воспитанности детей от характера взаимоотношений в семье.
Характер взаимоотношений | Проявление воспитанности детей. Число детей в % | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Живут дружно | |||
Иногда ссорятся | |||
Конфликтуют |
Приложение В
Таблица 2. Значимость целей воспитания
для родителей
В %%
Цели | для родителей |
1.Дать минимум знаний, необхо-димых для жизни в современном обществе | |
2.Подготовить к выбору профессии | |
3.Научить общаться, сопереживать | |
4.Помочь детям раскрыть свои способности | |
5.Развивать потребность в само-образовании | |
6.Сформировать качества делового человека | |
7.Научить воспринимать ценности культуры | |
8.Формировать самостоятельность | |
9.Воспринимать терпимость к другому мнению | |
10.Ориентировать на знание и уважение законов | |
11.Развивать гражданские качества | |
12.Научить вести здоровый образ жизни |
Приложение Г
Перечень игр, на развитие нравственно-волевых качеств в личности
ребенка [22].
Предлагаем игры, направленные на развитие нравственных качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим. Здесь перечислены в основном подвижные игры с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха.
1. «Салочки - догонялочки».
2. «Лохматый лес»
3. «Воробушки и автомобили».
4. «Смелые мышки».
5. «Пустое место».
6. «Лиса и гуси».
7. «Ай, гугу».
8. «Салочки - выручалочки»
9. «Кто раньше дойдет до флажка?»
10. «Я принес тебе подарок»