1. Что представляет собой философия как самостоятельная форма духовной культуры? Объясните, почему философию часто определяют как критическое мышление?
2. Охарактеризуйте специфику философских понятий, вопросов, проблем, идей и учений.
3. Что такое системное мышление и системный подход? Какую роль играет философия в реализации принципов системного мышления?
4. Объясните, как соотносится и взаимодействует философия с другими формами духовной культуры: наукой, религией, искусством.
5. Раскройте сущность понятий рационального и иррационального в философии. Что представляют собой метафизическая и позитивистская традиции в философии?
6. Объясните, почему философию часто определяют как способность к удивлению и как знающее незнание? Как соотносятся такие определения философии с определением ее как критического мышления?
7. Раскройте роль и значение философии в жизни человека и общества в контексте критического анализа, системного подхода и синтеза информации.
8. Охарактеризуйте структуру философского знания. Каковы основные разделы философии и их проблематика?
9. Что представляет собой онтология как раздел философского знания? Охарактеризуйте основные вопросы и проблемы онтологии, включая проблему единичного существования («быть или не быть?»)
10. Опишите философские проблемы пространства и времени. Возможна ли «победа над временем» с точки зрения современной науки? С вашей точки зрения?
11. Что такое субстанция? Раскройте понятий материального и идеального, материи и сознания, а также ранее сложившиеся интерпретации связи этих понятий в философии.
12. Раскройте понятие «материя» в историко-философском контексте. Как понимается «материя» в современной науке? Что такое «тёмная материя», «тёмная энергия»?
13. Опишите образы Вселенной в философских онтологиях. Раскройте идеи ноосферы, космического мышления, а также дайте оценку их актуальности в современном мире.
14. Что представляют собой детерминизм и индетерминизм как философские концепции? Какие существуют ранее сложившиеся в науке их интерпретации и оценки? Какое направление вам ближе и почему?
15. Как менялся смысл понятия «диалектика» в истории философии? В чем, по-вашему, заключается творческий характер учения о развитии?
16. Приведите ранее сложившиеся в философии интерпретации и оценки концепций движения, пространства, времени. Возможна ли «победа над временем» с точки зрения современной науки? С вашей точки зрения?
17. Раскройте основное содержание эволюционизма и креационизма как философских и мировоззренческих концепций, приведите ранее сложившиеся в науке и философии их оценки.
18. Раскройте проблему жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной в историко-философском и личном аспектах.
19. Охарактеризуйте понимание «жизни», «смерти» и «бессмертия» в историко-философском и научном аспектах. Можно ли достичь бессмертия, с вашей точки зрения?
20. В чем, на Ваш взгляд, состоит смысл человеческого существования? Раскройте проблему смысла жизни в философии истории.
21. Что представляет собой проблема сознания и бессознательного в истории философии? Какие вы знаете философские и научные интерпретации феноменов сна, дежавю, оговорок, описок и пр.? Какие вам ближе всего и почему?
22. Раскройте проблематику «философии любви» и «философии сексуальности» в истории развития культуры и психоанализе. Какое направление вам ближе и почему?
23. Что представляет собой гносеология как раздел философского знания? Охарактеризуйте основные понятия, вопросы и проблемы гносеологии.
24. В чем заключается философская проблема познаваемости мира? Охарактеризуйте основные гносеологические концепции и ранее сложившиеся в науке и философии их интерпретации и оценки.
25. Что представляет собой познание чувственное и рациональное? Каковы уровни чувственного и рационального познания? Охарактеризуйте имеющиеся в науке и философии интерпретации и оценки их взаимодействия.
26. Что такое эмпирический и теоретический уровни познания? Раскройте сложившиеся в истории науки и философии основные интерпретации и оценки их соотношения и взаимодействия.
27. В чем заключается проблема истины в философии? Раскройте смысл понятия «истины» в истории философии и в вашем понимании.
28. Охарактеризуйте основные этапы истории философии в контексте мировой истории и социокультурных традиций мира.
29. Охарактеризуйте роль и значение античной философии в истории мировой философской мысли. Какова роль античной философии в становлении социокультурных традиций мира, последующих философских и этических учений?
30. Раскройте основные понятия, проблемы, идеи и учения досократической философии и покажите их роль в дальнейшем развитии философской мысли.
31. Каковы основные идеи и представители греческой философии классического периода? Охарактеризуйте роль философских и этических идей греческой классики в контексте общекультурного мирового развития.
32. Охарактеризуйте основные понятия и идеи эллинистической и римской философии и поздней античности в контексте мировой истории и становления различных социокультурных традиций мира.
33. Раскройте роль и значение философии средних веков в истории мировой философской мысли. Какова роль средневековой философии в становлении социокультурных традиций мира, последующих философских и этических учений?
34. Каковы основные понятия, проблемы, идеи, учения и представители патристики. Раскройте роль и значение патристики в развитии философских, религиозных и этических учений.
35. Что такое средневековая схоластика, каковы ее основные этапы, идеи и представители? Охарактеризуйте место и роль схоластики в контексте мирового общекультурного развития.
36. Каковы основные понятия, проблемы, идеи, учения и представители философии Возрождения? Раскройте роль и значение философии Возрождения контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
37. Каковы основные понятия, проблемы, идеи, учения и представители философии Нового времени? Охарактеризуйте философию Нового времени в аспекте становления социокультурных различий социальных групп.
38. Что такое эмпиризм и рационализм в философии Нового времени? Раскройте основные идеи и охарактеризуйте философские идеи представителей эмпиризма и рационализма в контексте становления современных философских, социальных, политических и этических учений.
39. Каковы основные идеи и представители философии Просвещения? Охарактеризуйте роль и значение философии Просвещения в аспекте становления социокультурных различий социальных групп и социокультурных традиций современного мира.
40. Раскройте основные идеи и охарактеризуйте учения представителей немецкой классической философии в контексте их роли и значения в истории мировой философской и этической мысли.
43. Охарактеризуйте основные черты русской философии. Каковы ее основные вопросы, проблемы, учения и представители? Раскройте роль и значение русской философии в контексте истории мировой культуры, основных религиозных, этических и философских учений.
44. Что такое философская антропология? Раскройте сущность проблемы человека в истории философии и культуре. Какую роль играют антропологические вопросы в выборе ценностных ориентиров и гражданской позиции?
45. Раскройте содержание современных дискуссий о происхождении и факторах становления человека. Каковы мировоззренческие аспекты проблемы антропогенеза?
46. Каковы основные представления о человеке в культуре и цивилизации. Что такое социокультурное время и пространство? Раскройте проблему человека в культуре в аспекте решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.
47. Какую роль интеллект, интуиция, инстинкт играют в жизни человека и в его творчестве? Что необходимо, чтобы сделать изобретение в науке, художественном и философском творчестве?
48. Охарактеризуйте основные философские точки зрения на проблему свободы воли и смысла человеческой жизни. Каким образом связана проблема свободы воли с выбором ценностных ориентиров, гражданской позиции и решением мировоззренческих, общественных и личных проблем?
49. Приведите основные философские идеи Фридриха Ницше. Проанализируйте образ «сверхчеловека» в современном западном искусстве: рro et contra.
50. Охарактеризуйте экзистенциальную философию: особенности, представители, темы и идеи. Сравните образ человека в творчестве Жана-Поля Сартра, Альбера Камю и Ф.М. Достоевского.
51. Каково основное содержание социальной философии как раздела философского знания? Охарактеризуйте роль и значение социальной философии в выборе ценностных ориентиров, гражданской позиции и решении мировоззренческих проблем?
52. В чем заключается проблема общества в философии? Объясните, почему общество представляется как система. Что такое социальная структура? Раскройте основные социально-философские интерпретации структуры общества в выборе ценностных ориентиров и гражданской позиции.
53. Охарактеризуйте основные проблемы философии истории: смысл истории, ее движущие силы, роль личности в истории. Каковы философские интерпретации понятий социального прогресса и регресса? Как они соотносятся с выбором ценностных ориентиров, гражданской позиции и решением мировоззренческих и общественных проблем?
54. Проанализируйте формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества и истории. Объясните, какую роль они могут играть в выборе ценностных ориентиров и решении мировоззренческих и общественных проблем.
55. Раскройте содержание таких понятий, как «добро», «зло», «свобода», «долг» и пр., в историко-философском контексте. Объясните их связь с формированием ценностных ориентиров, гражданской позиции и решении мировоззренческих, общественных и личных проблем.
56. Охарактеризуйте понимание общественного идеала в истории философии. Каким образом различные интерпретации общественного идеала связаны со становлением ценностных и гражданских ориентиров личности?