Перечень вопросов к экзамену. 1. Что представляет собой философия как самостоятельная форма духовной культуры?




 

1. Что представляет собой философия как самостоятельная форма духовной культуры? Объясните, почему философию часто определяют как критическое мышление?

2. Охарактеризуйте специфику философских понятий, вопросов, проблем, идей и учений.

3. Что такое системное мышление и системный подход? Какую роль играет философия в реализации принципов системного мышления?

4. Объясните, как соотносится и взаимодействует философия с другими формами духовной культуры: наукой, религией, искусством.

5. Раскройте сущность понятий рационального и иррационального в философии. Что представляют собой метафизическая и позитивистская традиции в философии?

6. Объясните, почему философию часто определяют как способность к удивлению и как знающее незнание? Как соотносятся такие определения философии с определением ее как критического мышления?

7. Раскройте роль и значение философии в жизни человека и общества в контексте критического анализа, системного подхода и синтеза информации.

8. Охарактеризуйте структуру философского знания. Каковы основные разделы философии и их проблематика?

9. Что представляет собой онтология как раздел философского знания? Охарактеризуйте основные вопросы и проблемы онтологии, включая проблему единичного существования («быть или не быть?»)

10. Опишите философские проблемы пространства и времени. Возможна ли «победа над временем» с точки зрения современной науки? С вашей точки зрения?

11. Что такое субстанция? Раскройте понятий материального и идеального, материи и сознания, а также ранее сложившиеся интерпретации связи этих понятий в философии.

12. Раскройте понятие «материя» в историко-философском контексте. Как понимается «материя» в современной науке? Что такое «тёмная материя», «тёмная энергия»?

13. Опишите образы Вселенной в философских онтологиях. Раскройте идеи ноосферы, космического мышления, а также дайте оценку их актуальности в современном мире.

14. Что представляют собой детерминизм и индетерминизм как философские концепции? Какие существуют ранее сложившиеся в науке их интерпретации и оценки? Какое направление вам ближе и почему?

15. Как менялся смысл понятия «диалектика» в истории философии? В чем, по-вашему, заключается творческий характер учения о развитии?

16. Приведите ранее сложившиеся в философии интерпретации и оценки концепций движения, пространства, времени. Возможна ли «победа над временем» с точки зрения современной науки? С вашей точки зрения?

17. Раскройте основное содержание эволюционизма и креационизма как философских и мировоззренческих концепций, приведите ранее сложившиеся в науке и философии их оценки.

18. Раскройте проблему жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной в историко-философском и личном аспектах.

19. Охарактеризуйте понимание «жизни», «смерти» и «бессмертия» в историко-философском и научном аспектах. Можно ли достичь бессмертия, с вашей точки зрения?

20. В чем, на Ваш взгляд, состоит смысл человеческого существования? Раскройте проблему смысла жизни в философии истории.

21. Что представляет собой проблема сознания и бессознательного в истории философии? Какие вы знаете философские и научные интерпретации феноменов сна, дежавю, оговорок, описок и пр.? Какие вам ближе всего и почему?

22. Раскройте проблематику «философии любви» и «философии сексуальности» в истории развития культуры и психоанализе. Какое направление вам ближе и почему?

23. Что представляет собой гносеология как раздел философского знания? Охарактеризуйте основные понятия, вопросы и проблемы гносеологии.

24. В чем заключается философская проблема познаваемости мира? Охарактеризуйте основные гносеологические концепции и ранее сложившиеся в науке и философии их интерпретации и оценки.

25. Что представляет собой познание чувственное и рациональное? Каковы уровни чувственного и рационального познания? Охарактеризуйте имеющиеся в науке и философии интерпретации и оценки их взаимодействия.

26. Что такое эмпирический и теоретический уровни познания? Раскройте сложившиеся в истории науки и философии основные интерпретации и оценки их соотношения и взаимодействия.

27. В чем заключается проблема истины в философии? Раскройте смысл понятия «истины» в истории философии и в вашем понимании.

28. Охарактеризуйте основные этапы истории философии в контексте мировой истории и социокультурных традиций мира.

29. Охарактеризуйте роль и значение античной философии в истории мировой философской мысли. Какова роль античной философии в становлении социокультурных традиций мира, последующих философских и этических учений?

30. Раскройте основные понятия, проблемы, идеи и учения досократической философии и покажите их роль в дальнейшем развитии философской мысли.

31. Каковы основные идеи и представители греческой философии классического периода? Охарактеризуйте роль философских и этических идей греческой классики в контексте общекультурного мирового развития.

32. Охарактеризуйте основные понятия и идеи эллинистической и римской философии и поздней античности в контексте мировой истории и становления различных социокультурных традиций мира.

33. Раскройте роль и значение философии средних веков в истории мировой философской мысли. Какова роль средневековой философии в становлении социокультурных традиций мира, последующих философских и этических учений?

34. Каковы основные понятия, проблемы, идеи, учения и представители патристики. Раскройте роль и значение патристики в развитии философских, религиозных и этических учений.

35. Что такое средневековая схоластика, каковы ее основные этапы, идеи и представители? Охарактеризуйте место и роль схоластики в контексте мирового общекультурного развития.

36. Каковы основные понятия, проблемы, идеи, учения и представители философии Возрождения? Раскройте роль и значение философии Возрождения контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

37. Каковы основные понятия, проблемы, идеи, учения и представители философии Нового времени? Охарактеризуйте философию Нового времени в аспекте становления социокультурных различий социальных групп.

38. Что такое эмпиризм и рационализм в философии Нового времени? Раскройте основные идеи и охарактеризуйте философские идеи представителей эмпиризма и рационализма в контексте становления современных философских, социальных, политических и этических учений.

39. Каковы основные идеи и представители философии Просвещения? Охарактеризуйте роль и значение философии Просвещения в аспекте становления социокультурных различий социальных групп и социокультурных традиций современного мира.

40. Раскройте основные идеи и охарактеризуйте учения представителей немецкой классической философии в контексте их роли и значения в истории мировой философской и этической мысли.

43. Охарактеризуйте основные черты русской философии. Каковы ее основные вопросы, проблемы, учения и представители? Раскройте роль и значение русской философии в контексте истории мировой культуры, основных религиозных, этических и философских учений.

44. Что такое философская антропология? Раскройте сущность проблемы человека в истории философии и культуре. Какую роль играют антропологические вопросы в выборе ценностных ориентиров и гражданской позиции?

45. Раскройте содержание современных дискуссий о происхождении и факторах становления человека. Каковы мировоззренческие аспекты проблемы антропогенеза?

46. Каковы основные представления о человеке в культуре и цивилизации. Что такое социокультурное время и пространство? Раскройте проблему человека в культуре в аспекте решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.

47. Какую роль интеллект, интуиция, инстинкт играют в жизни человека и в его творчестве? Что необходимо, чтобы сделать изобретение в науке, художественном и философском творчестве?

48. Охарактеризуйте основные философские точки зрения на проблему свободы воли и смысла человеческой жизни. Каким образом связана проблема свободы воли с выбором ценностных ориентиров, гражданской позиции и решением мировоззренческих, общественных и личных проблем?

49. Приведите основные философские идеи Фридриха Ницше. Проанализируйте образ «сверхчеловека» в современном западном искусстве: рro et contra.

50. Охарактеризуйте экзистенциальную философию: особенности, представители, темы и идеи. Сравните образ человека в творчестве Жана-Поля Сартра, Альбера Камю и Ф.М. Достоевского.

51. Каково основное содержание социальной философии как раздела философского знания? Охарактеризуйте роль и значение социальной философии в выборе ценностных ориентиров, гражданской позиции и решении мировоззренческих проблем?

52. В чем заключается проблема общества в философии? Объясните, почему общество представляется как система. Что такое социальная структура? Раскройте основные социально-философские интерпретации структуры общества в выборе ценностных ориентиров и гражданской позиции.

53. Охарактеризуйте основные проблемы философии истории: смысл истории, ее движущие силы, роль личности в истории. Каковы философские интерпретации понятий социального прогресса и регресса? Как они соотносятся с выбором ценностных ориентиров, гражданской позиции и решением мировоззренческих и общественных проблем?

54. Проанализируйте формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества и истории. Объясните, какую роль они могут играть в выборе ценностных ориентиров и решении мировоззренческих и общественных проблем.

55. Раскройте содержание таких понятий, как «добро», «зло», «свобода», «долг» и пр., в историко-философском контексте. Объясните их связь с формированием ценностных ориентиров, гражданской позиции и решении мировоззренческих, общественных и личных проблем.

56. Охарактеризуйте понимание общественного идеала в истории философии. Каким образом различные интерпретации общественного идеала связаны со становлением ценностных и гражданских ориентиров личности?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: