ТЕМА 5.2. «Христианская антропология. «Духовность» и «душевность»




ЦИКЛ БЕСЕД «ПЛОДЫДУХА СВЯТОГО»

 

ВОПРОСЫ: 1. Христианская антропология и ее практический смысл. Различение в человеке составных "элементов" - тела, души и духа. 2. В чем отличие души от духа, душевности от духовности? Как сочетать духовные, душевные и телесные потребности? Их иерархия? 3. Священное Писание, святые отцы о природе человека, плодах духовной жизни.

1. Антипасха (букв. «вместо Пасхи»). Неделя о Фоме (об уверении апостола) (Ин.20:19-31) – о поиске доказательств веры, о невозможности вместить в себя всю полноту Истины.

2. Христианская антропология – учение Церкви о человеке, его природе и назначении человека. «Вникай в себя…» ( см. 1 Тим.4:16) = т.е. познавай себя и свои отношения с Богом.

«Если мы просмотрим писания подвижников и святых отцов – какую глубину психологического анализа мы там встретим, какую тонкость определений и верность классификации всех тонкостей ощущений» (свящ. Александр Ельчанинов)

Человек создан Богом по Своему образу и подобию (Быт.1:26) - по любви к человеку.

Троичность (трихотомия) природы человека
ТЕЛО ДУША ДУХ
Назначение
Аппарат души для общения с внешним миром Низшая духовная сущность, жизненное начало. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент Дух – высшая часть души, способная к Богопознанию, искра Божия, проявление образа Божия в человеке
Потребности: - самосохранение - продолжение рода Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли Три проявления (вида) ума человека: 1) ум «инстинктивный», им обладают даже животные 2) ум логики и науки 3) благодатный разум («ум Христов») – мысли касаются преимущественно духовной области (главный вектор) Три проявления духа: - совесть - жажда Бога - страх Божий Как сила от Бога исходящая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем одном находит покой (свт. Феофан Затворник)
После грехопадения
Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти (у него свой нрав, причуды, упрямство). Тело святыми отцами иногда сравнивается с ослом, на котором мы едем в Царство Небесное (изнурять нельзя и чрезмерно опекать и перекармливать также нельзя) – «тело мне друг, но все же осел». Избалованное тело – уже враг, а не друг человека. Его требования заглушают духовные стремления и способности. «Тело - седалище страстей, и большей частью самых свирепых» (свт. Феофан Затворник) Способности души извратились. Утрата целостности (целомудренности) человеческой природы: разъединение единой силы души на три силы души: ум (мыслительная, словесная), волю (желательная) и чувства (сердце) Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным. Т.е. нарушилась иерархия и тело стало подчиняться душе. Обычный человеческий ум и благодатный разум очень часто находятся в противоречии друг с другом: повеления одного не согласуются с пожеланием другого. С точки зрения ума требования этого разума могут казаться «безумием» (1 Кор. 4:10) «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14) «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф.16:26) «Чаще всего наши мысли толкутся в нашей голове подобно стае мошек, однообразно, беспорядочно, бестолково и бесплодно» (свт. Феофан Затворник) Человек утратил ведение Бога и духовного мира; разорвал связь с Богом, духовно ослеп. У большинства людей духовная жизнь ассоциируется с душевной и подменена ей. Начинается самообожествление. В центре жизни – «Я», «эго». «Чем дальше отстоит человек от Бога, тем раздробленнее его мышление, тем неопределеннее и беспокойнее его духовные (душевные) переживания; и наоборот – чем ближе человек к Богу, тем уже круг его мыслей, сосредоточиваясь в конце на единой бесстрастной мысли, которая уже не есть мысль, но особое невыражаемое ведение или чувство ума…» (схиархим. Софроний)
Восстановление утраченной цельности и иерархии человеческой природы, приобщение к Богустало возможнымчерез Христа. Такое восстановление, исцеление является плодом аскетического подвига и предполагает свободу воли. Т.е. единственно верный путь духа – ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Тело должно подчиняться душе: помогать ей хранить пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Аскетизм. Душа должна подчиняться духу и освобождаться от страстей. Ум излечивается через духовное внимание и вероучение, «гигиенуума » (испытанием помыслов, «хранением ума», состраданием к ближним, постоянным памятованием о Боге и т.п.) – «мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16) « Наблюдайте за собой» (Лк. 17:3). Воля излечивается через смирение и соблюдениезаповедей Чувства излечиваются через трезвение КАК отличить душевное состояние от духовного? «В лице Христа Спасителя человечество начинает новую жизнь, и не душевно только, но и телесно, так как это явилось и в Нем Самом» (свт. Феофан Затворник) «Христос соединяет все разделенное, преодолевая и разрушая все преграды, воздвигнутые грехом между Богом и человеком» (архиеп. Лука)

3. Духовные мысли о природе человека:

«Между телесным, душевным и духовным миром человека нет резких границ. Даже в храме некоторые из нас остаются в душевных переживаниях, и принимают их за совершенную молитву, не говоря уже о тех, которые идут в храм не для молитвы…

Если мы сравним наши отношения ко всем нашим друзьям и знакомым, - легко выявится основа наших взаимоотношений с каждым. В большинстве случаев наши взаимоотношения складываются в душевной области. Так как наши взаимоотношения в известной степени изменчивы и зависят от наших желаний и стремлений, все они должны иметь духовную направленность, взаимную пользу, по заповеди. Если целью нашей жизни является достижение Царствия Божия, то и все наши взаимоотношения должны иметь эту ярко выраженную цель. Необходимо всячески избегать корыстности, душевной слащавости, пресекать и подавлять в сердце всякое неудовольствие, - тем более гнев, который никогда не содействует правде Божией…

Душевность есть состояние человека в пределах естественной (обычной, человеческой) совести и в пределах естественных душевно-телесных взаимоотношений и влечений, независимо от религиозного состоянияДуховность есть религиозное состояние и взаимоотношения на основе христианской совести и заповедей Божиих. Жизнь в совершенстве по заповедям Божиим предполагает безстрастие.

Наше душевное настроение отражается на теле. Телесные состояния, - его потребности и желания, неминуемо отражаются и на душе: при гневе, - стиснутые зубы, сжатые кулаки; при расположении сердца - ласковый взгляд, раскрытые объятия, ласковые прикосновения и т. п...

Это уместно было бы учитывать при борьбе с грехом; и никоим образом не допускать над душой власти тела … При отношениях «во Христе» греховные отношения (против заповедей Христовых), - невозможны (отпадают)» (иером. Петр (Серегин) -> «Творческое христианство »

Важно: «Несовершенство наше не есть препятствие к получению небесных даров. Благодать Божия не идет только к тому, кто ее не ищет » (из книги Н.Е. Пестова). Т.е. слабая человеческая воля и разум восполняются Божией благодатью – «Благодатию вы спасены» (Еф. 2:5)

ВЫВОДЫ: __________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ: Обратите внимание: от чего зависят ваши желания. Каково их повседневное качество? Чем чаще всего занят ум (проблемами, поисками)? Побеждают ли телесные, вещественные желания вашу волю, рассуждение, чувства и по каким поводам? + Исповедь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: