Типы Древнегреческих храмов




Развитие архитектуры древней Греции

Особенности

- Хорошо понимать вещи в сравнении. Например, искусство народов Месопотамии до нас не дошло, потому что они жили там, где одна глина. Грекам повезло больше, и они жили на залежах мрамора и желтого известняка.

- Все снова завязано на вере и греческом устройстве общества. Да, архитектура все так же в основном представлена монументальными храмами, но теперь есть еще и здания, созданные для нужд общественности (те же форумы, амфитеатры и прочее о чем дальше)

- Чаще всего это все выглядит как стоячно-балочная конструкция

- Вероятнее всего прообразом греческих храмов были жилища древних греков – квадратный дом с двумя балками на входе

 

Периодизация

Чаще всего выделяют три основных периода:

1. Архаика - примерно с 600 до 480 года до н.э., в этом периоде греческая архитектура еще не была такой элегантной и стройной. Если говорить об истории, то это как раз тот момент, когда греки только отбились от персов, видимо им еще было не для красоты в строительстве. Господство дорического стиля

2. Классика – название периода говорит само за себя, это период классической греческой архитектуры. В ход идет благородный мрамор. Господство ионического стиля

3. Эллинизм - засилье коринфийского стиля в зодчестве, частое использование капителей или пилястр. под влиянием востока архитектура становится более пышной и насыщенной новыми ордерами. В этом периоде больше, чем в предыдущих, начинают появляться театры, дворцы, спортивные стадионы и многие другие общественные сооружения.

А потом греков захватили римляне, но это уже совсем другая история кек

 

Начнем с архитектуры храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Говоря о гармонии, пару слов о золотом сечении и придумке греков с колоннами. Витрувий – главный дяденька, что писал основные тракты об архитектуре. Он писал, что длина от раскрытой ладони до кончика среднего пальца составляет примерно 1/10 от роста человека, как и расстояние от подбородка до корней волос. Он писал, что такая же пропорция должна быть и в архитектуре. В структуре, где каждый архитектурный элемент относится к другому согласно должной пропорции, удвоение высоты колонн, означает удвоение их толщины и расстояния между ними. Таким образом, высота колонны, её толщина и расстояние между колоннами увеличивается в рамках одной пропорции.

Наиболее яркие примеры храмов периода с дорическим стилем - это храм бога моря Посейдона в Пестуме и храм верховного бога Зевса в Олимпии, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

 

Храм Посейдона. Он как будто съездил к бабушке, такой большой. Но в этом и особенность ранней эпохи их архитектуры

Он точно так не выглядит сейчас, но давайте помечтаем

 

Дорический стиль -связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере, как видно, мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы.

 

В эпоху классического периода было построено самое значимое культовое сооружение – храм богине мудрости Авине Парфенон. Архитекторами были Каликрат и Иктин. Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон. Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.

Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера.

 

В эпоху эллинизма храмам стали уделять меньше внимания. Теперь во всю начали строить обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. В это время появился коринфский ордер. Колонны венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.

А связаны эти изменения опять таки с ходом истории. В результате борьбы народа против родовой аристократии (вспомнить историю России тут) складываются государства - полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане. Ну то есть мужчины. После 30. Сколько там люди раньше жили, до 50? Новая демократия препятствует грекам строить себе отдельные большие дворцы, потому что политически все мужчины, как предполагается, являются равными (еще раз вспомнить россию), поэтому считается дурным тоном иметь большой дворец, даже если имеются возможности для его постройки. Вместо этого греки строят больше общественных зданий.

 

Типы Древнегреческих храмов

 

1. Храм с портиком, или «простильный», имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн.

2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный»), в котором о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому

3. Храм «кругокрылый», или «периптерический»), состоящий из храма простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой.

4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический»— такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда


5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающи из его стен.

6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический», казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

 

Закат древнегреческого влияния в архитектуре начинается в I веке до н.э. в связи с активной римской экспансией. Архитектура принимает черты культуры завоевателей, романтизируется. Принципы греческой демократии уже не соответствует имперским потребностям Рима.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: