Понятие рассмотрения дела об административном правонарушении.




Тема 7.3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

1. Понятие рассмотрения дела об административном правонарушении.

2. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

3. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол судебного заседания.

4. Постановление по делу об административном правонарушении. Виды постановлений.

 

Понятие рассмотрения дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении — это основная (центральная) стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Ее содержание раскрывается в гл. 11 ПИКоАП

На данной стадии принимается индивидуальный акт управления, в котором компетентный орган даёт окончательную квалификацию деянию, определяет виновность и меру административной ответственности.

При подготовке дела к рассмотрению и слушанию орган, рассматривающий дело обязан проверить качество протокола и не должен принимать к своему производству протоколы, составленные с нарушением требований закона по их составлению. В таких случаях материалы должны быть возвращены для доследования.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

3) истребуют необходимые дополнительные материалы;

4) извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения (ст.11.1 ПИКоАП).

При рассмотрении дела участие физического лица, законных представителей обязательно. Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без указанных лиц, если:

1) лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину и письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

2) физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, уклоняются от явки и невозможно осуществить их привод.

Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом ходатайствует физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель.

При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на 5 дней.

Участие представителя юридического лица по делам об административных правонарушениях, в санкциях которых предусмотрена административная ответственность юридического лица – обязательно, за исключением случаев, когда юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Сроки рассмотрения дела определены в ст. 11.2 ПИКоАП. По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депорта цию, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

ПИКоАП предусматривает возможность судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов в пятидневный срок возвратить дело об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения. После устранения недостатков дело об административном правонарушении вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности и открыто.

 

2. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст.11.5 ПИКоАП. Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, уполномоченного рассматривать дела об АП. Председательствующий объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, докладывают явку участников, разъясняют лицам их права и обязанности, до начала дачи объяснений свидетелей удаляют из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, разъясняют право отвода, оглашают протокол об административном правонарушении, разрешают ходатайства, устанавливают порядок дачи объяснений и исследования доказательств.

На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, и исследуются доказательства. В случае участия в деле прокурора заслушивается его заключение.

В процессе рассмотрения дела наиболее важное значение имеют анализ собранных материалов и обстоятельств дела. Анализируя ситуацию, субъект административной юрисдикции определяет характер совершённого деяния, степень виновности привлекаемого, оценивает все доказательства; он обязан внимательно разобраться в существе дела, принять меры для объективного разрешения вопроса, чтобы полностью исключить односторонний подход к нему. Объективная истина по делу устанавливается на основании представленных материалов, а также полученными в ходе слушания дела.

 

3. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол судебного заседания.

При рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства:

1) было ли совершено административное правонарушение;

2) виновно ли данное физическое лицо в его совершении;

3) подлежит ли физическое лицо административной ответственности;

4) имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

5) причинен ли вред административным правонарушением;

6) виновно ли юридическое лицо:

7) подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если санкцией статьи Особенной части;

8) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.11.6 ПИКоАП).

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом, а также судом ведется протокол.

Ведение протокола необязательно, если лицо, в отношении которого ведется административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении полностью признает свою вину, не заявляет о необходимости исследовать доказательства либо если дело рассматривается судом в отсутствие лица, в отношении которого ведется административный процесс (ст. 11.8).

В протоколе судебного заседания указываются место и дата заседания, время его начала и окончания; какое дело об административном правонарушении рассматривается; каким судьей рассматривается дело; секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания - помощник судьи); сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела; данные о лице, в отношении которого ведется административный процесс; ход судебного заседания; ходатайства участников административного процесса; разъяснение участникам административного процесса их прав и обязанностей; содержание объяснений, вопросов и ответов, выступлений участников судебного заседания; указание на постановления, вынесенные в ходе судебного заседания, решение суда по делу об административном правонарушении, разъяснение срока и порядка его обжалования; ознакомление с протоколом судебного заседания и разъяснение срока подачи на него замечаний.

Протокол составляется, подписывается судьей и секретарем судебного заседания (секретарем судебного заседания - помощником судьи) не позднее трех суток со дня рассмотрения дела.

Судья обязан обеспечить лицу, в отношении которого ведется административный процесс, другим участникам административного процесса возможность ознакомиться с протоколом судебного заседания.

Участники административного процесса вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности составления протокола судебного заседания в течение трех суток после его подписания.

Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются в течение трех дней судьей, который в необходимых случаях вправе вызвать лиц, их подавших.

О принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания судья выносит мотивированное постановление. Постановление и замечания на протокол судебного заседания приобщаются к протоколу судебного заседания.

4. Постановление по делу об административном правонарушении. Виды постановлений.

Подведение итога всей предшествующей работы – принятие постановления, где дается окончательная оценка поведения лица, привлечённого к АО, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, рассматривающим дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем коллегиального органа.

Постановление, по общему правилу, представляет собой административный акт, обязательный как для нарушителя, так и для любых организаций, которые должны его исполнять.

Рассмотрев дело, суд выносят одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;

3) о прекращении дела об административном правонарушении;

4) о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности (ч.1 ст. 11.10 ПИКоАП).

На заключительном этапе стадии рассмотрения дела чаще всего совершаются такие действия: постановление доводится до сведения субъектов производства, имеющих личный интерес в деле, о принятом решении сообщается администрации или общественной организации по месту работы, учёбы или жительства виновного, вносятся предложения об устранении причин и условий правонарушений.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под расписку вручается копия постановления по делу об административном правонарушении.

Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение трех дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении (ч.2 ст. 11.11 ПИКоАП).

Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном КоАП, за исключением случаев ускоренного производства.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 9.6 ПИКоАП (Обстоятельства, исключающие административный процесс).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: