Тема Х.Формирование и развитие мировой экономики и её роль в социально-экономическом развитии человечества 6 глава




Всеми перечисленными преимуществами пользуются страны-члены Евросоюза. Емкий потребительский рынок (свыше 500 млн. чел.) с высокой платежеспособностью позволяет странам Евросоюза реализовывать на нем 50-75% своего ВВП. Потеря такого рынка приведет к кризису.

Экономическая интеграция помимо положительных качеств имеет отрицательные последствия. К последним следует отнести 1) доминирование интересов ведущих стран-участниц; 2) перераспределение ресурсов в пользу более сильных экономик стран-участниц; 3) недостаток ресурсов в слабых экономиках; 4) возможности картельного сговора между крупными хозяйствующими субъектами стран-участниц, что материализуется в росте цен; 5) определенное ограничение национальных интересов; 6) делегирование наднациональным органам части суверенитета. Эти негативные факторы могут затормозить интеграционные процессы. По данным ВТО в мире действует более 327 торговых соглашений регионально-интеграционного характера. К самым крупным интеграционным объединениям относятся: Европейский союз (ЕС), организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

Процесс интеграционного взаимодействия, взаимоприспособления и сращивания национальных экономик (процесс интеграции) проходит ряд последовательных этапов, сменяющихся по мере достижения определенной степени зрелости: 1) подписание преференциальных торговых соглашений; 2) создание зон свободной торговли; 3) организация таможенного союза; 4) формирование общего рынка; 5) создание экономического союза; 6) переход к политико-экономическому союзу.

На первом подготовительном этапе интеграционного процесса ряд стран заключают между собою на межгосударственном уровне преференциальные торговые соглашения (preferential trade agreement), на основании которых страны-участники предоставляют друг другу недискриминационные условия сотрудничества и более благоприятные торгово-таможенные условия по сравнению с предоставляемыми условиями третьим странам.

Такое межгосударственное преференциальное соглашение не затрагивает национальные таможенно-тарифные системы подписавших стран и не ведут к созданию межгосударственных органов управления и контроля за соблюдением и выполнением условий преференциальных соглашений.

На втором этапе интеграционного процесса страны договариваются о создании зоны свободной торговли (free trade area), для которой характерна либерализация торговли, включая отмену таможенных тарифов и иных торговых ограничений и барьеров между всеми странами-участницами при сохранении таможенных границ и свободы экономической политики государства по отношению к третьим странам. Данная свобода включает право отменить и вводить новые таможенные пошлины и торговые ограничения, заключать торгово-экономические договоры, соглашения, вступать в другие союзы. Сохраняющиеся таможенные границы позволяют контролировать происхождение товаров, пересекающих государственные границы стран - участниц и пресекать ввоз товаров из третьих стран на льготных условиях.

Примером зоны свободной торговли могут служить 1) Европейская ассоциация свободной торговли в составе Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Швейцарии (1960 г.); 2) АСЕАН - (Association of South East Asion Nations) - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - соглашение о свободе торговле стран Юго-Восточной Азии (1967 г.); 3) Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией (1992 г.); 4) Балтийская зона свободной торговли - соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией (1993 г.); 5) НАФТА -(North American Free Trade Agreement - NAFTA) - соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (1994 г.).

На третьем этапе интеграции зона свободной торговли трансформируется в таможенный союз (custom union), в рамках которого отменяются национальные таможенные тарифы и организуется единое таможенное пространство, охватывающее территории стран - участниц, которые устанавливают систему общего таможенного тарифа и нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенные службы сохраняются на внешних границах таможенного пространства.

Примеры таможенных союзов: 1) Ассоциация ЕС и Турции (1963 г.); 2) Арабский общий рынок в составе Египта, Ирака, Иордании, Йемена, Ливии, Мавритании, Сирии (1964 г.); 3) Центральноамериканский общий рынок в составе Гватемалы, Гондураса Коста-Рики, Никарагуа, Сальвадора (1961 г.).

На четвертом этапе при достижении определенной степени развития таможенный союз трансформируется в общий рынок (common market) - общее рыночное пространство, в котором наряду со свободой торговли гарантируется свобода движения факторов производства - капитала и рабочей силы на всей территории стран - членов.

Примером общего рынка могут служить: 1) Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива в составе Бахрейна, Катара, Кувейта, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии (1981 г.); 2) Андский общий рынок, состоящий из Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу, Венесуэлы (1990 г.); 3) Латиноамериканская ассоциация, включающая Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор (1980 г.); 4) Карибское сообщество в составе Антигуа и Барбуду, Багамских Островов, Барбадоса, Белиза, Гренады, Доминиканской республики, Гайаны, Ямайки, Монтсеррат, Сент-Китса и Невиса, Сент-Люсии, Сент-Винсента и Гренадины, Тринидата и Тобаго (1973 г.); 5) МЕРКОСУР - Общий рынок Южного Конуса, членами которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (1991 г.).

На пятом этапе общий рынок трансформируется в экономический союз (economic union), в котором наряду с единой таможенной политикой и свободным перемещением всех факторов производства: информации, капитала, технологий, менеджмента, рабочей силы предусматривается координация макроэкономической политики, унификация законодательства в ключевых экономических областях: торговой, денежно-валютной, бюджетной. Хозяйствующие субъекты стран - участниц получают право открывать и вести свое дело на всей территории экономического союза на равных правах с местными предпринимателями. Контроль и управление на территории каждой страны - участницы сохраняется за национальными органами.

К примерам экономических союзов можно отнести: 1) Бенилюкс в составе Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (1948 г.), вошедший позднее в состав Евросоюза; 2) Союз арабского Магриба в составе Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко, Туниса (1989 г.); 3) Лагосский план действий, объединяет страны Африки к югу от Сахары (1973 г.); 4) Союз реки Ману в составе Гвинеи, Либерии, Сьерра-Леоне (1973 г.); 5) Европейский союз.

На шестом этапе интеграции экономический союз трансформируется в политико-экономический союз, представляющий высшую ступень интеграции с единой внутренней и внешней экономической политикой, центральным банком, общей валютой и единой системой наднациональных органов контроля и управления.

Примером подобного интеграционного процесса является формирование Евросоюза.

Международную экономическую интеграцию рассматривают также как трехуровневую матрицу. На первом корпоративном уровне отдельные компании разных стран устанавливают друг с другом прямые хозяйственные связи.

На втором межгосударственном уровне подключается государство с системой межгосударственных договоров и соглашений и других интеграционных инструментов, обеспечивая свободное перемещение факторов производства.

На третьем национальном уровне формируются наднациональные органы контроля и управления, которым страны-участницы делегируют ряд политико-экономических функций. Независимо от формата интеграции интегрирующиеся страны проходят все шесть этапов интеграции.

Каждая модель интеграционного объединения уникальна, поскольку учитывает исторические, политические, экономические, региональные и национальные особенности интегрирующихся стран. Механический перенос опыта механизма интеграции малоэффективен и не даст положительных результатов. Изучение этого опыта позволяет странам, вступающим в процесс интеграционного объединения, эффективнее адаптировать механизм интеграции к местным условиям.

Не все страны, вступившие в процесс экономической интеграции, выдерживают испытание временем. На любом этапе процесса интеграции возникшее доминирование национальных экономических и политических интересов над общими интересами стран-участниц может привести к отказу от дальнейшего участия в этом процессе. Примером служит Brexit - выход Великобритании из Евросоюза.

 

8. Финансовая глобализация

 

Важным направлением экономической глобализации наряду с информационной является финансовая глобализация. Её субъектами являются: 1) органы государственного управления различных стран; 2) международные и региональные финансовые организации (МВФ, Группа Всемирного банка, ВТО, БМР, ЕБРР и др.); 3) ТНК, институциональные инвесторы, включая пенсионные, инвестиционные, хедж-фонды, страховые компании; 4) мировые финансовые центры (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Франкфурт, Гонконг, Сидней, Сингапур, Париж и др.); 5) группы стран: G7, БРИКС, ЕС; 6) частные лица.

Стратегические направления финансовой глобализации отчетливо проявились с 1970-х годов после резкого увеличения несбалансированности текущих платежей и значительного роста международной ликвидности в результате 1) отказа от золотовалютного (золотодевизного) стандарта, а точнее краха золотодолларового стандарта, на котором строилась Бреттон-Вудская валютная система, 2) нефтяных шоков и накопления нефтедолларов, 3) роста объема операций с ценными бумагами на международных рынках и расширения и роста масштабности международного банковского кредитования.

Отказ от золотовалютного стандарта ознаменовал закат абсолютной гегемонии американского доллара, когда в 1971 г. США прекратили обменивать бумажные доллары на золото. Причинами краха Бреттон-Вудской системы стали 1) бесконтрольный выпуск Соединенными Штатами огромного количества не обеспеченных золотом долларов, переполнивших каналы международного обращения; 2) несоответствие покупательной способности доллара установленному золотому паритету; 3) хронический дефицит платёжного и торгового балансов США. В совокупности это заставило США в 1971 г. прекратить конвертируемость доллара в золото, но доллар остался и по-прежнему остается значимой мировой резервной валютой и международным средством платежа.

Финансовая глобализация является необходимым основанием, базой экономической глобализации как важная инфраструктура производственной и торговой глобализации.

Финансовая глобализация является наиболее противоречивой и сложной составляющей экономической глобализации: 1) при благоприятных условиях способствует притоку инвестиционных ресурсов и соответственно социально-экономическому развитию, с другой стороны, в условиях кризиса или потенциальных и явных угроз происходит отток, бегство капиталов и блокировка развития; 2) способствует социально-экономическому развитию и повышению темпов экономического развития, с другой стороны, усиливает и обостряет неравенство между странами.

Финансовая глобализация, как и экономическая глобализация, это идущий процесс формирования единого финансового пространства, представляющего возрастающую финансовая взаимозависимость и взаимодействие национальных финансовых систем и финансовых рынков стран мира. Катализаторами формирования единого финансового пространства выступают интеграционные процессы капиталов разных стран и усиление их взаимозависимости, постоянно возрастающие международные потоки капиталов, постоянно возрастающие объемы международных финансовых сделок, образовании коллективных валют, рост использования финансовых инструментов и технологий, дигитализация банковско-финансовой деятельности.

Развитию финансовой глобализации способствуют 1) рост кредитно-инвестиционной деятельности международных корпораций и банков; 2) электронизация механизма международных финансовых рынков; 3) неравномерность распределения финансовых ресурсов и экономического развития; 4) неуравновешенность платежных балансов; 5) дефицит собственных ресурсов; 6) дигитализация банковско-финансовых технологий проведения операций; 7) появление избытка финансовых ресурсов в отдельных регионах мира.

Финансовая глобализация имеет определенные недостатки, которые компенсируются её преимуществами.

Из недостатков финансовой глобализации следует выделить 1) возникновение масштабных финансовых рисков; 2)международные частные (коммерческие) финансовые потоки, ориентируясь на прибыль, игнорируют правительственную политику финансирования национальной экономики, политику бюджетного финансирования правительственных программ, политику центрального банка; 3) неравномерность распределения финансовых ресурсов по регионам и странам мира; 4)нехватка в стране финансовых ресурсов из-за их бегства на более выгодные рынки других стран, других регионов; 5) не учитываются особенности и специфика стран, находящихся на разных ступенях социально-экономического и технико-технологического развития; 6)существование нерегулируемых международных финансовых потоков, подрывающих глобальную финансовую стабильность и способствующих введению локальных (региональных, страновых) ограничений на международную торговлю активами (на мировом финансовом рынке ежемесячно перемещается из страны в страну более 3 трлн. долл., из которых 2 трлн. долл. - это неконтролируемые государством деньги;[45] 7) ущемление национального суверенитета, что особенно опасно для развивающихся стран; 8) рост внешнего долга; 9) увеличение пропасти между развитыми и развивающимися странами, между бедными и богатыми народами; 10) неконтролируемое государством быстрое перемещение значительной массы спекулятивного капитала между странами, ухудшающее состояние национальных экономик; 11)потеря национальными финансовыми рынками своей национальной идентичности; 12) рост дестабилизации национальных финансовых рынков; 13) возрастающая зависимость мировой экономики от денежного, а не реального капитала.

Из преимуществ финансовой глобализации можно выделить 1) создание планетарной базы финансовых ресурсов как главной движущей силы развития мировой экономики; 2) интеграция международных финансовых рынков; 3) рост международных финансовых потоков; 4) развитие мирового рынка финансовых деривативов по управлению кредитно-финансовыми рисками при проведении финансовых операций;[46]5) свободное перераспределение финансовых ресурсов между резидентами разных стран через механизм международных финансовых рынков; 6) обеспеченность институциональных инвесторов (страховых, инвестиционных, фондовых, трастовых компаний, а также пенсионных, хеджинговых, взаимных и других фондов преимущественно развитых стран) значительными ликвидными ресурсами; 7) возможность использовать современные интернет-технологии для организации свободного перемещения финансовых ресурсов; 8) отмена жестких ограничений передвижения капитала ускоряет либерализацию мирохозяйственных связей и финансовых потоков; 9) развивающиеся страны получают потенциальную возможность решать существующие и возникающие социально-экономические проблемы; 10) формально обеспечен упрощенный доступ всем участникам на мировой финансовый рынок, к иностранным финансовым ресурсам, управленческому опыту и современным технологиям управления; 11) открываются дополнительные возможности получения инвестиционных ресурсов; 12) ускорение интеграционных процессов посредством создания наднациональных систем регулирования и контроля над трансграничными финансовыми потоками; 13) все участники мирового финансового рынка получают доступ к финансовой информации; 14) внедрение информационно-финансовых стандартов, обеспечивающих транспарентность (прозрачность) деятельности международных финансовых институтов и правительств; 15)повышение роли развивающихся стран на мировом финансовом рынке; 16)укрепление позиций международных финансовых институтов; 17) создание финансовой архитектуры, отвечающей требованиям мировой экономики; 18) стандартизация и унификация банковских операций и финансовых услуг; 19) унификация системы координации международных банковско-финансовых операций через электронную платежную систему, 20) рост мобильности и масштабности, диверсификации и интегрированности международных финансовых ресурсов.

Некоторые стороны финансовой глобализации имеют двойственный характер. В частности, она способствует активизации слияний и поглощений, концентрации капитала, созданию глобальных международных корпораций и соответственно глобальной монополизации производства, принявшей не подпадавшей под антитрестовское законодательство форму альянсов.

Финансовая глобализация по-разному влияет на развитые и развивающиеся страны.

Развитые страны, заинтересованные в финансовой глобализации, имеют ряд преимуществ: 1) новые возможности получения дополнительных прибылей в экономиках развивающихся стран; 2) им выгодна либерализация и большая открытость финансовых потоков; 3) доступность на все рынки международных инвестиционных ресурсов; 4) возможность контролировать финансовые потоки.

Из явных недостатков финансовой глобализации можно выделить обострение конкуренции внутри группы развитых стран за финансовые ресурсы и желание развивающихся стран создать собственные финансовые инструменты.

Для развивающихся стран финансовая глобализация открывает дополнительные возможности получения инвестиционных ресурсов, но одновременно увеличивает внешние заимствования и соответственно их внешнюю задолженность и ведет к повышенным бюджетным расходам на обслуживание внешнего долга.

Финансовая глобализация сохранила существующее взаимное движение финансовых ресурсов между развитыми странами, которые получают все преимущества от неё. В 2001 году иностранные активы в развитых странах составили порядка 28 трлн. долл., что в 9 раз меньше суммы иностранных активов в странах с развивающимися и переходными экономиками - примерно 2,5-3,0 трлн. долл.[47]

Финансовая глобализацию способствует реализации глобальной финансовой стратегии транснациональных корпораций и банков. Экономике развитых стран необходимы зрелые рынки развивающихся стран. Это проявляется в увеличении объемов прямого инвестирования в развивающиеся страны. За 2000-2014 гг. доля иностранной собственности в национальных экономиках увеличилась в три раза с 8% до 24%.[48]

Одной из важнейших проблем финансовой глобализации является контроль над её процессами. Цифровые технологии, внедряемые в процессы финансовой глобализации, сегодня стали мощным инструментом финансово-экономической войны.

Контроль и управление процессами финансовой глобализации с применением цифровых финансовых технологий позволяет контролировать и направлять промышленно-экономическое развитие отдельных стран, регионов и мира в целом. Нередко этот контроль и кто стоит за ним становится явным, когда ограничиваются или блокируются банковско-финансовые операции субъектов других стран.

 

9. Глобализация внешней задолженности

 

Внешняя задолженность является неотъемлемой частью современных мирохозяйственных отношений, с одной стороны, способствуя развитию национальной экономики, с другой – при отсутствии эффективного регулирования её структурой и объемом становится значительной угрозой развитию страны.

Внешний долг представляет совокупную сумму государственных и частных непогашенных текущих обязательств, подлежащих погашению в установленный срок в будущем, способствует одновременно увеличению финансовых ресурсов страны и обострению финансовых рисков экономического кризиса.

Государственная часть внешнего долга находится в компетенции неформального объединения правительств развитых стран-кредиторов-членов Парижского клуба, частная часть – в руках коммерческих банков Лондонского клуба.

Общий объем внешней задолженности стал стремительно расти после распада колониальной системы главным образом за счет предоставляемых развитыми странами-бывшими метрополиями кредитов развивающимся странам-бывшим колониям. Вторым импульсом роста внешней задолженности стал распад мировой социалистической системы.

Внешний долг может угрожать внутреннему положения страны, если на его обслуживание требуется более 20-25% экспортной выручки, т.е. отношение величины внешнего долга не превышает 200-250% объема экспортных поступлений.[49]

Суммарная мировая задолженность, включая долги правительств, финансовых и нефинансовых корпораций и домохозяйств, в 2016 г. достигла 216 трлн.долл., что составило 327% МВП. При этом долг нефинансовых корпораций превысил 63 трлн.долл. и госсектора - 59 трлн.долл.[50]Наибольшее бремя внешней задолженности несут развивающиеся страны. Их совокупный долг превысил 53 трлн.долл. На его обслуживание уходит более 25% экспортной выручки. В структуре внешнего долга развивающихся стран доминирует государственная задолженность, составляющая 45% ВВП этой группы стран.[51]В группе развивающихся стран наиболее сложное положение сложилось у африканских стран. Их внешняя задолженность достигает 70% ВВП и на его обслуживание уходит до 27% экспортной выручки.[52]Страны Азии направляют на обслуживание внешнего долга 13-20% экспортной выручки.[53]Расходы латиноамериканских стран на обслуживание внешнего долга самые большие в группе развивающихся стран, составляют примерно 39-40% выручки от экспорта.[54]Совокупный долг развитых стран имеет тенденцию к росту, отражая в целом их поступательное развитие. За 2005-2016 гг. он более чем удвоился, превысив 163 трлн.долл., что составляет 393% ВВП.[55]

Эффективное управление внешней задолженностью позволяет финансировать развитие страны за счет внешних финансовых ресурсов. В качестве примера можно взять США, внешний долг которых составляет 109,9% ВВП, и Японию – соответственно 234% ВВП. В то же время у других стран G7 внешний долг составляет менее 100% ВВП (Германия – 72%, Канада – 86%, Великобритания - 92% ВВП, Франция – 98%, Италия – 139%), но их экономики также успешно развиваются.[56] Проблема не в задолженности, а в эффективности ею управлять.Неэффективное управление внешним долгом продемонстрировали некоторые страны Евросоюза, особенно Греция.

Размер внешней задолженности стран БРИКС существенно меньше задолженности стран G7: Бразилия - 65% ВВП, ЮАР - 50% ВВП, Китай - 31% ВВП, Россия - 9% ВВП.[57] Экономика Китая успешно развивается, занимая по величине ВВП место мирового лидера. Не отстает и Бразилия, войдя в первую десятку стран мира по величине ВВП. Россия также входит в первую десятку, но явно не хватает иностранных инвестиций.

Мировая задолженность при недостаточной эффективности управления подобно дамоклову мечу может в любой момент подорвать национальную экономику.

 

 

10. Информационная глобализация

 

Глобализация информационного пространства, частью которого является глобализация информационного экономического пространства, на базе информационно-коммуникационных технологий (ИТ) носит всеохватывающий характер, затрагивая все сферы жизнедеятельности человека, общества, государства: систему ценностей, образ жизни, семейный уклад, образование, культуру, взаимоотношения между людьми одной страны и разных стран, взаимодействие населения и власти, межгосударственное взаимодействие, предпринимательство, средства массовой информации и информацию в целом.

Информационная глобализация охватывает весь социально-экономический спектр, включая производство, страховую, банковско-финансовую и научно-исследовательскую деятельность, все виды предпринимательства.

Информационная глобализация - как важнейшая составляющая в контексте формирования всемирного (планетарного) экономического и финансового рынков, представляет унификацию и стандартизацию информационных потоков, условий распространения информации и её потребления, стратегий медиаменеджмента и рекламных кампаний.

Информационная глобализация не только влияет на мировую экономику, но сама мировая экономика находится в мировом информационном пространстве, использует и зависит от него.

Информационная глобализация, охватывая территорию отдельной страны, группы стран, регионов, континентов, планеты в целом, конкретно проявляется в технологиях интернет-телефонии, в двустороннем телевизионном цифровом вещания, в формировании глобального информационного сообщества, в формировании глобального индивидуального и общественного сознания.

Информационная глобализация выгодна всем и особенно в сфере экономики, но большую выгоду она приносит сильнейшим экономикам – развитым странам и их ТНК.

Сформирована и постоянно совершенствуется технологическая инфраструктура информационного пространства: телекоммуникации, информационные системы, микроэлектронные отрасли.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИТ) анализа и обработки больших массивов информации дает значимые конкурентные преимущества государству, экономике и предпринимательству на мировом рынке.

ИТ определяют направления развития мировой экономики, предоставляя предпринимательству возможности эффективнее решать социально-экономические проблемы, и каждому человеку позволяет эффективнее использовать свой потенциал.

Из положительных сторон информационной глобализации можно отметить 1) повышение эффективности управления компанией, городом, регионом, государством; 2) возможность оперативного обмена информацией между руководителями государств позволяет снизить и избежать конфликтов; 3) своевременно реагировать на конъюнктурные колебания; 4) повысить качество и эффективность удовлетворения запросов населения (в частности, технология одного окна); 5) доступность практически любой информации; 6) доступный мировой информационно-экономический ресурс; 7) рост интеллектуализации человека; 8) рост информационной коммуникабельности человека и общества.

Из отрицательных сторон информационной глобализации следует особо выделить 1) утрату человеком непосредственного контроля над собственной личной информацией; 2) неконтролируемый удаленный и трансграничный доступ к компьютерно-электронным устройствам в сочетании с их индивидуализацией наносит не только вред, но является серьезной угрозой информационной безопасности как отдельной личности, так и государства в целом; 3) возможность воздействовать на умы населения других стран; 4) возможность влиять и формировать мировоззрение населения других стран; 5) усиление зависимости от компьютерно-электронных систем массового учета и контроля; 6) рост зависимости человека от компьютерно-электронных устройств и оглупление нации через синдром девайса; 7) информационное неравенство на уровне населения, стран, планеты; 8) обострение проблемы информационной безопасности отдельной личности, общества и государства; 9) несанкционированный взлом, злонамеренное использование, изменение и/или удаление имеющейся информации; 10) рост масштабов электронного терроризма и компьютерных преступлений против отдельных личностей, банков, корпораций, правительств, государственных, военных и силовых структур; 11) возможность экономических диверсий против отдельных организаций, стран, регионов; 12) возможность готовить и проводить цветные революции.

Навязываемые западной цивилизацией стандарты информационной глобализации (пропагандистско-рекламных и политических PR-кампаний) противоречат национальной хозяйственно-культурной самобытности, образу жизни, традиционным нормам, ценностям и духовным идеалам народов других стран.[58]

Глобальные информационные коммуникации дают возможность каждой организации и каждому человеку выходить в мировое информационное пространство и использовать его в своих интересах.

Информация – это капитал, который можно накапливать и использовать в будущем, но просто владеть информацией недостаточно, надо уметь пользоваться ею. Примером служат братья Ротшильды, которые благодаря умелому использованию полученной информации о поражении Наполеона при Ватерлоо заработали за один день 40 млн. фунтов стерлингов. Отсюда и знаменитое крылатое выражение Натана Ротшильда: Кто владеет информацией, тот владеет миром.[59]

Умение пользоваться информацией имеет большое значение в экономике, политике, военных действиях и др.

Принципиальным вопросом информационной глобализации выступает вопрос власти, а задачей - установление тотального контроля над умами и сознанием людей. Информационное воздействие становится основным способом управления общественным мнением, обществом и собственно массовыми действиями и поведением людей.

Развитие информационной глобализации сопровождается увеличивающимся объемом информации и внедрением новых технологических возможностей ее создания и распространения, включая глобальные информационно-телекоммуникационные сети (в т.ч. Интернет). Информационная глобализация отвечает информационным потребностям и интересам общества, государственного управления и бизнес-субъектов, имеет реальную стоимость, влияя на экономические решения и экономическую ситуацию отдельной страны, группы стран, мировых рынков.

Значительную роль в формировании глобального информационного пространства играют электронно-компьютерные и Интернет-технологии.

Государство или лицо, которое обеспечит насыщение процессов глобализации информационно-коммуникационного пространства контролируемыми технологиями, поставит под контроль все информационное пространство и весь мир

Информационная глобализация, формирующая единое планетарное информационное пространство, порождает проблемы информационной безопасности и защиты национального информационного поля от недружественного и враждебного проникновения. Важной задачей становится 1) создание безопасного и свободного от преступности киберпространства, 2) защита информационных инфраструктур, 3) блокирование несанкционированного доступа, 4) внедрение и распространение программных вирусов, 5) блокирование теневого сбора информации, 6) обеспечения устойчивости глобального информационного пространства/общества и не допущение злоупотреблений и нарушений, подрывающих его целостность и стабильность, 7) защита прав интеллектуальной собственности, в том числе от хакерских атак, нелегального копирования информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: