Иван Андреевич Крылов
Таня: Знаете ли вы, чьё имя скрыл Александр Сергеевич Пушкин в романе «Капитанская дочка» под именем капитана Миронова? …Это имя настоящего боевого офицера, который вышел из простых солдат, по чину своему был дворянин, но жил бедно....Звали его – Андрей Прохорович,...а фамилия вам хорошо известна!
Катя: В 1769 году в семье Андрея Прохоровича родился сын, будущий знаменитый русский писатель Иван Андреевич Крылов. Пушкин о нём напишет: «Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова».
Таня: И мы начинаем наш вечер знаменитой басней Ивана Андреевича Крылова, которую большинство русских людей знает наизусть!
Юля: «Ворона и Лисица»
Татьяна: Во времена бунта Емельяна Пугачёва отец Ивана Андреевича Крылова служил комендантом Яицкой крепости. Спасая свою семью от бунтовщиков, Андрей Прохорович настоял на том, чтобы его семья выехала в Оренбург, однако и Оренбург вскоре был осажден.
Катя: Иван Андреевич вспоминал, что несколько ядер упало прямо на их двор! Пугачёв рассчитывал вскоре взять Оренбург. В его бумагах было найдено расписание, кого на какой улице повесить, в нём значились и имена Крыловой с ее сыном. Смерти, к счастью, им удалось избежать, но двумя неизгладимыми детскими воспоминаниями будущего писателя стали голод и страх смерти.
Таня: «Волк и Кот»
Татьяна: Когда Андрей Прохорович вышел в отставку, семья переехала в Тверь, но спокойная жизнь длилась недолго, – вскоре капитан Крылов умер. После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении.
Юля: Бедность не позволила Ивану Андреевичу получить полноценное образование. Грамоту ему пришлось постигать по отцовским книгам, а французский язык – благодаря занятиям в семьях состоятельных соседей.
Татьяна: Самостоятельно образовывая себя, Иван Андреевич учился всю свою жизнь, и не переставал этого делать даже в очень преклонном возрасте, – освоил, например, древнегреческий язык!
Юля: Современники Крылова говорили о нём, как о человеке, наделенном множеством талантов. Его считали хорошим поэтом, музыкантом, талантливым математиком.
Катя: «Осёл и Соловей»
Татьяна: Проба пера состоялась, когда Ивану Крылову было всего 15 лет! Он написал оперное либретто "Кофейница". В скором времени были написаны две трагедии и комическая опера «Бешеная семья». А в 18 лет Крылов пишет комедию «Проказники». Её с большим интересом читали в литературных кругах того времени.
Юля: Сатирический дар автора развивается, и в 1789 году (Крылову в этот момент всего 20 лет!) он выпускает ЖУРНАЛ с таинственным названием «Почта духов». Тексты журнала были составлены как переписка гномов с волшебником Маликульмульком. Автор жестко критикует общественные пороки, но прикрывает эту критику фантастическим сюжетом.
Таня: «Кошка и Соловей»
Катя: Журнал «Почта духов» просуществовал всего восемь месяцев, а спустя несколько лет ему на смену пришел журнал «Зритель» (позже переименованный в «Санкт-Петербургский Меркурий»).
Юля: "Зритель" оказался одним из самых сильных оппонентов так называемого «Московского журнала», который в то время редактировал Николай Карамзин. В "Зрителе" были опубликованы многие известные произведения Крылова («Ода на заключение мира со Швецией», «Похвальная речь в память моему дедушке», "Речь, говоренная повесою в собрании дураков") и наиболее крупные его пьесы.
Катя: Едкая сатира "Зрителя" не нравилась ни власти, ни высшим кругам общества, и этот журнал тоже просуществовал недолго. Он закрылся уже через год, после чего автор на некоторое время пропал из литературных кругов.
Татьяна: «Волк на псарне»
Юля: Некоторое время Иван Крылов служил в имении Зубриловка князя Сергея Федоровича Голицына в качестве секретаря и воспитателя его детей. Воспоминания о пребывании Крылова в Зубриловке сохранились в мемуарах Филиппа Вигеля. Читаем: «Он находился у нас в качестве приятного собеседника и весьма умного человека, а о сочинениях его никто, даже он сам, никогда не говорил....Я не подозревал, что каждый день вижу человека, коего творения печатаются, играются на сцене и читаются всеми просвещенными людьми в России; если бы знал это, то, конечно, смотрел бы на него совсем иными глазами».
Катя: «Осёл и ковчег»
Таня: С момента "пробы пера" Иван Андреевич искал свое творческое призвание долгих 20 лет жизни и, пройдя разные этапы литературной работы, всё же его нашёл!
Юля: В 1805 году Крылов показал Ивану Ивановичу Дмитриеву, известному баснописцу той эпохи, свои переводы двух басен Лафонтена. Дмитриев высоко оценил эту работу и искренне порадовался, что Крылов наконец нашел себе «истинный род» занятий.
Татьяна: «Кукушка»
Таня: Сначала Иван Андреевич занимался только переводами знаменитых басен, но очень скоро появились тексты на его собственные оригинальные сюжеты. Предметом сатиры были политические события и разлагающиеся «устои» общественной жизни. Крылов смеялся над чванством, увлечением всем иностранным, над уродливым воспитанием, мотовством, непрактичностью... Всего им было написано 236 басен!
Катя: Удивительно, что несмотря на жгучую сатиру басен, Крылов оказался самым любимым автором своего времени. Ему удалось избежать опалы при трех самодержцах, в эпоху правления которых он жил и удивить весь Петербург мирным празднованием своего 50-летнего юбилея литературной деятельности.
Юля: «Слон и Моська»
Таня: Умер Иван Андреевич в 1844 году, в возрасте 75 лет. В день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».