Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО города Москвы
«Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева»
Руководства по выполнению практических работ
ПМ.01. Выполнение работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог и
Аэродромов
МДК 01.01.Изыскания и проектирование
Раздел 3. Изыскания и проектирование
Специальность 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Автор: Седых О.А.-
преподаватель спецдисциплин
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол № ___ от «__» _________ 20___г.
Председатель ПЦК:_______ А.Н.Дорошенко
Москва
РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ№ 1
Тема: Расчет закруглений с круговой кривой и переходными кривыми
Цель работы: Научиться производить расчеты закруглений, разбивку пикетажа, определять длину трассы
Задание:
- выполнить расчет элементов круговой кривой;
- по таблицам определить элементы круговой кривой;
- выполнить расчет элементов для закруглений с переходными кривыми;
- определить пикетажное значение главных точек закругления (НК, КК) и элементов трассы (Нтр, ВУ, Ктр);
- вычертить схемы закруглений;
- ответить на зачетные вопросы.
Средства обучения:
- руководство по выполнению практической работы;
- индивидуальное задание;
- таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах;
- конспект.
Теоретические основы:
План трассы - это графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе.
Трассой называется положение геометрической оси дороги на земной поверхности. Трасса в плане и профиле является пространственной линией, так как она меняет свое направление при обходе препятствий.
Каждое изменение направления трассы определяется углом поворота, который измеряют между прежним и новым направлением трассы.
Основные геометрические элементы закруглений: угол α, радиус R, кривая К, тангенс Т, биссектриса Б, домер Д.
Зная величину угла поворота трассы α и величину радиуса R вычисляют элементы закругления:
T = R•tgα /2, М; Б=R • , М;
K= π •R• , М; Д = 2Т – К, М,
где π = 3,14.
Для удобства определения длин кривых и разбивки их на местности имеются специальные таблицы1.
Переходные кривые облегчают водителю управление автомобилем и постепенность нарастания (или уменьшения) центробежного ускорения на их протяжении. Переходную кривую вводят на прямом участке и кривой малого радиуса. В пределах переходной кривой кривизна оси дороги плавно изменяется от 0 на прямом участке до 1/ R в начальной точке круговой кривой.
По величине угла поворота и радиуса кривой R, определяют элементы кривой (Тo, Ко, Бо, Дo) и элементы переходных кривых (∆Т, ∆Б, ln) по специальным таблицам1.
Рассчитывают элементы полного закругления:
К = К0+ ln; Т = Т0+∆Т; Б = Б0+∆Б; Д = 2Т -К
Для круговых и переходных кривых определяют пикетажное значение главных точек закругления (НК и КК) и элементов трассы:
ПК Нтр = 0, м;
ПК ВУ=L1, м;
ПКНК=ПКВУ-Т, м;
ПК КК = ПК НК+ К или ПК КК = ПК ВУ + Т – Д, м;
ПК Ктр = ПК ВУ + L2 - Д, м
где L1 - расстояние от Нтр до ВУ, м;
L2 - расстояние от ВУ до Ктр, м.
Трассу разбивают на равные отрезки длиной по 100 метров называемые пикетами, которые пронумеровывают начиная с нулевого, соответствующего начальной точке участка. Иногда требуется определить местонахождение точки на оси дороги, не соответствующее целому пикету, в этом случае вводят плюсовые точки. Десять пикетов составляют километр.
Отчетный материал:
- схемы закругления;
- сопутствующие расчеты: элементов кривых, главных точек закругления и элементов трассы.
Вопросы для зачета:
- перечислите основные элементы круговой кривой;
- укажите назначение переходных кривых;
-дайте определение плана трассы;
- дайте определение угла поворота;
- назовите, сколько пикетов составляет 1 км;
- перечислите требования, предъявляемые к оформлению плана трассы автодороги на чертеже;
- перечислите виды горизонтальных кривых;
- перечислите геометрические элементы плана трассы.
Критерии оценки:
- уровень обучаемости;
- правильность решения (ответ);
- самостоятельность;
- аккуратность и оформление.
1 Митин Н.А. Таблицы для разбивки горизонтальных и вертикальных круговых кривых и закруглений с переходными кривыми на автомобильных дорогах. М., Госгеолтехиздат, 1968