Силы и средства ГО. Гражданская оборона в других государствах.




Силами гражданской обороны являются:

— войска ГО;

— специализированные формирования;

— невоенизированные формирования.

2.1. Войска гражданской обороны.

Войска ГО подчиняются Кабинету Министров Украины. Непосредственное руководство ими осуществляет начальник штаба ГО Украины, который назначается на должность Кабинетом Министров Украины из числа военнослужащих. Войска ГО выполняют задачи по защите населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также проводят С и ДНР. Количество и численность частей и подразделений этих войск определяется с учетом потребностей региона предназначения.

Многогранность последствий чрезвычайных ситуаций вынуждает иметь на Украине:

— войска ГО в составе четырех отдельных механизированных полков и четырех отдельных механизированных бригад.

— Комплектование войск ГО осуществляется на основе Закона Украины «Об общей войсковой обязанности и войсковой службе», а также по контракту.

2.2. Специализированные формирования.

Специализированные ГО формирования предназначены для участия в С и ДНР в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф на радиационно — химически опасных объектах, на предприятиях, где хранятся, производятся, используются СДЯВ и другие опасные для жизни людей вещества и при транспортировке этих веществ.

Специализированные формирования являются формированиями повышенной готовности.

2.3. Невоенизированные формирования ГО.

В ст. 2 Закона Украины о ГО говорится: «Невоенизированные формирования ГО создаются на военное время в областях, городах, а также на предприятиях, которые продолжают свою производственную деятельность во время войны».

Невоенизированные формирования на промышленном объекте создаются в количестве которое обеспечит выполнение объема ожидаемых С и ДНР. В невоенизированные формирования ГО зачисляются трудоспособные граждане Украины, за исключением женщин, которые имеют детей до 8 лет, женщин со средним и высшим медицинским образованием, которые имеют детей в возрасте до 3-х лет и лиц, которые имеют мобилизационное предписание.

Невоенизированные формирования подразделяются по назначению и по подчиненности.

По назначению:

— общего назначения;

— специального назначения;

— специализированные.

По подчиненности:

— территориальные;

— областные.

2.4. Гражданская оборона в других государствах.

 

1. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:

развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

пропаганда знаний в области гражданской обороны.

 

2. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

создание локальных систем оповещения;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

сбор информации и обмен ею.

 

3. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

4. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

5. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

6. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются:

создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:

создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются:

создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;

введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:

заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;

охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:

обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:

заблаговременное определение мест возможных захоронений;

создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

организация санитарно-эпидемиологического надзора.

14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

создание страхового фонда документации;

повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:

создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;

обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;

разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

 

Важное Действия населения при сигналах оповещения гражданской обороны

Сообщения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, информация о действиях в условиях чрезвычайной ситуации доводятся до населения всеми имеющимися средствами связи, вещания и оповещения. Оповещение населения осуществляется при помощи сирен, громкоговорителей, по сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения в течение 2-3 минут. Звучание сирен означает сигнал гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» С помощью этого сигнала привлекается внимание населения к сигналу оповещения по гражданской обороне. Услышав его, жители должны включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания сообщений. ЕСЛИ СИГНАЛ ЗАСТАЛ ВАС ДОМА: 1. Услышав завывающий звук сирены, включите телевизор (телеканал «1 Республиканский», «Оплот ТВ», «Телекомпания «Юнион»), радиоприемник («Радио Республика») или радиоточку в квартире и прослушайте речевую информацию о возникших угрозах и порядке действий. Информирование населения происходит также через Интернет. 2. Прослушав речевую информацию, действуйте в соответствии с рекомендациями. 3. До поступления сигнала об отсутствии угрозы возникновения или о ликвидации чрезвычайной ситуации технические средства массовой информации необходимо держать включенными. ЕСЛИ СИГНАЛ ЗАСТАЛ ВАС НА УЛИЦЕ: 1. После звука сирены, необходимо прослушать экстренное сообщение, передаваемое уличными громкоговорителями. 2. Прослушав речевую информацию, действуйте в соответствии с рекомендациями аварийно-спасательных служб, подразделений полиции. С целью своевременного предупреждения населения о возникновении непосредственной опасности применения химического, бактериологического оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие СИГНАЛЫОПОВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ: - «Воздушная тревога»; - «Отбой воздушной тревоги»; - «Радиационная опасность»; - «Химическая тревога». Сигнал «Воздушная тревога» предупреждает о непосредственной опасности для данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Воздушная тревога!». Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен. Продолжительность сигнала 2-3 минуты. По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается, население укрывается в защитных сооружениях гражданской обороны (убежищах, противо радиационных укрытиях, подвалах и других заглубленных помещениях). Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно и уверенно, без паники. Строгое соблюдение правил поведения значительно сокращает потери людей. Сигнал «Отбой воздушной тревоги». По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Отбой воздушной тревоги!». По этому сигналу население покидает убежище и укрытия. В городах (районах), по которым нанесены удары, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, «режимах поведения населения» и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых. Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса, авариях на атомных электростанциях, других радиационных объектах. По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть противогаз, респиратор, при их отсутствии противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, взять запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище или укрытие. Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического заражения. По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости - и средства защиты кожи, укрыться в защитном сооружении гражданской обороны. Если защитного сооружения гражданской обороны поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях. Если поступило сообщение об аварии на химически опасном объекте с выбросом аварийно химически опасного вещества (хлор, аммиак, бензол) необходимо: - уяснить из сообщения место аварии и направление распространения зараженного облака; - закрыть плотно все окна, двери, вентиляционные отверстия, при необходимости заклейте их плёнкой, лейкопластырем, скотчем, проложите вдоль незакрытых щелей ветошь, смоченную водой; - выключить вентиляционные и нагревательные приборы, перекрыть газ; - приготовить домашнюю аптечку (борную и лимонную кислоту, альбуцид, оливковое или персиковое масло, питьевую соду), средства защиты органов дыхания и кожи; - если почувствовали запах аммиака (хлора, бензола) – немедленно наденьте противогаз, при отсутствии противогаза – ватно-марлевую повязку (смоченную 2% раствором уксусной или лимонной кислоты при аварии с выбросом аммиака или 2% раствором питьевой соды при аварии с выбросом хлора); - если запах ядовитого вещества не уменьшился – немедленно покиньте помещение перпендикулярно направлению движения зараженного облака (при аварии с выбросом хлора если есть возможность – поднимитесь на верхние этажи высоких зданий). Выходить из зоны заражения нужно в одну из сторон, перпендикулярную направлению ветра, ориентируясь на показания флюгера, развивание флага или любого другого куска материи, по наклону деревьев из открытой местности. После выхода из зоны заражения необходимо пройти санитарную обработку. Получившие незначительные поражения обращаются в медицинские учреждения для определения степени поражения и проведения профилактических и лечебных мероприятий. При движении по зараженной местности необходимо строго соблюдать следующие правила: - двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыль; - не прислоняться к зданиям и не дотрагиваться окружающих предметов; - не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ; - не снимать до распоряжения средства защиты; - при обнаружении капель хлора на коже, одежде, обуви, средствах индивидуальной защиты снять их тампоном ваты или бумагой, носовым платком; - по возможности оказать помощь пострадавшим, детям, престарелым, не способным двигаться самостоятельно. Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять распоряжения органов гражданской обороны. О том, что опасность или угроза заражения миновала, о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.

 

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения [1]. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
* мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
* рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
* предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
* предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
* разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
* подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
* декларирование промышленной безопасности;
* лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
* страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
* проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
* государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
* информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
* подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

 

 

Защитные сооружения ГО - это инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях.

Классификация защитных сооружений:

1) убежища, в том числе быстровозводимые (БВУ);

2) укрытия, в том числе противорадиационные (ПРУ);

3) укрытия простейшего типа (щели, траншеи, приспособленные помещения, подземные переходы, горные выработки).

Убежища - это инженерные сооружения, обеспечивающие защиту от всех поражающих факторов (рис. 4).

 

Рис. 4. Планировка убежища: 1 - защитно-герметические двери, 2 - шлюзовые камеры, 3 - санитарно-бытовые отсеки, 4 - основное помещение для размещения людей, 5 - галерея и оголовок аварийного выхода, 6 - фильтровентиляционный отсек, 7 - медицинская комната, 8 - кладовая для продуктов

Классификация убежищ производится по нескольким признакам:

1) по назначению:

а) двойного назначения - в мирное время они используются как помещения хозяйственно-бытового назначения (гардероб, душ, помещения торговли или общественного питания), спортивные, зрелищные, подземные переходы, но в любом случае убежище должно быть готово к заполнению людьми через 12 ч;

б) специальные, постоянно готовые к приему людей и расчетов КП;

2) по месту расположения:

а) встроенные убежища размещают под зданием с аварийным выходом за пределы зоны возможных завалов;

б) отдельно стоящие убежища (они автономны, строятся в удалении от зданий за пределами зоны вероятных завалов и обычно - без аварийных выходов);

3) по срокам строительства:

а) построенные заблаговременно;

б) быстровозводимые убежища (их строят из заготовленных или подручных материалов при угрозе ЧП по заранее подготовленным документам);

4) по вместимости:

а) убежища малой вместимости (до 600 человек);

б) убежища средней вместимости (от 600 до 2 тыс. человек);

в) убежища большой вместимости (более 2 тыс. человек); убежище вместимостью менее чем на 150 человек и более чем на 5 тыс. человек строить нецелесообразно;

5) по степени защищенности от ударной воздушной волны:

а) специальные убежища выдерживают избыточное давление 500 кПа;

б) убежища I класса выдерживают избыточное давление 300 кПа;

в) убежища II класса выдерживают избыточное давление до 200 кПа;

г) убежища III класса выдерживают избыточное давление до 100 кПа.

Убежища I и II класса строят в пределах застройки городов, а III класса - в зоне возможных слабых разрушений.

 

 

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприя­тиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской про­филактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и ин­женерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-вре­менными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эва-комероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до несколькихсуток, который может уточняться в течение этого срока.

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникнове­ния ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего переме­щению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздейст­вия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эва­куируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуирован­ные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах го­рода или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние горо­да, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью на­селения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется населе­ние обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения пора­жающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не­ скольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупныегорода. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавше­гося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая предполагает вы­воз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: