Специфические принципы специальной психологии




Олигофренопсихология, как самостоятельная отрасль научного знания.

Олигофренопсихология – спец. отрасль психологии, изучающая факты, механизмы и закономерности псих. развития лиц с УО.

Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.

Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

Задачи олигофренопсихологии:

- Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта.

- Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью.

- Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

- Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей.

- Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

- Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум.

Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются:

1. Разработка методов ранней диагностики лёгких отклонений в интеллектуальном развитии детей.

2. Разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости.

3. Изучение возможностей использования инновационных психокоррекционных методик в психолого-педагогической работе с умственно отсталыми детьми.

4. Изучение особенностей межличностного общения детей с недоразвитием интеллекта в микро - и макросоциуме.

 

Связь олигофренопсихологии с другими науками:

Олигофренопсихология опирается на ряд смежных дисциплин и использует их данные при разработке теории и в повседневной практике.

Олигофренопсихология тесно связана с общей и детской психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития аномального ребенка с нарушением интеллекта, в том влиянии, которое оказывает на ход психического развития недоразвитие или поражение мозга.

Педагогическая психология ориентирует олигофренопсихологию на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в целях достижения наилучших результатов.

Олигофренопсихология учитывает данные клиники нарушений интеллекта, невропатологии и физиологии.

Клиника нарушений интеллекта дает возможность установить этиологию отклонений в развитии, невропатология – анатомические, органические отклонения центральной нервной системы (ЦНС), физиология – функциональные изменения в ЦНС, что позволяет понять своеобразие психики ребенка с нарушением интеллекта. Олигофренопсихология исходит из учения И.П.Павлова о пластичности ЦНС. Благодаря этой пластичности оказывается возможным осуществлять компенсацию и коррекцию нарушений интеллекта, обусловленных органическим нарушением головного мозга.

Олигофренопсихология связана также со специальной педагогикой, олигофренопедагогикой и специальными методиками. Эти науки используют данные олигофренопсихологии с целью научного обоснования теории обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Принципы детской олигофренопсихологии:

Общенаучные принципы

- Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

- Принцип детерминизма. С его позиций психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой.

- Принцип развития. Сущность его сводится к положению о том, что все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления.

- Принцип единства сознания и деятельности. Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.

Специфические принципы специальной психологии

- Принцип комплексности предполагает, что вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование.

Принцип системного структурно-динамического изучения опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии.

- Принцип качественного анализа результатов психодиагностического изучения ребенка. Включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого; • умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

 

Методы детской олигофренопсихологии:

Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений.

Метод наблюдения. Является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в детской олигоференопсихологии.

Метод изучения рисунков. Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование (свободное и по заданию).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: