Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра патологической анатомии и судебной медицины
Методические рекомендации для практических занятий
Тема: Экссудативное воспаление.
Дисциплина РА-1 22209 «Патологическая анатомия-1»
Специальность 5В130100 - Общая медицина
Объем учебных часов: 2
Курс: 2
Составитель асс. Костылева О.А.
Караганда 2014г.
Тема: Экссудативное воспаление
Цель: уметь диагностировать различные виды экссудативного воспаления по морфологическим признакам, а также определять их причины, морфогенез, исходы и значение для организма.
Задачи обучения: научить объяснять причины, морфогенез, фазы воспалительного процесса, называть классификацию воспаления, давать морфологическую характеристику различных видов экссудативного воспаления, различать различные виды экссудативного воспаления от других патологических процессов на основании их макро- и микроскопических признаков.
Основные вопросы темы:
1. Воспаление: характеристика понятия
2. Морфогенез воспаления
3. Принципы классификации воспаления
4. Экссудативное воспаление: характеристика понятия
5. Морфологическая характеристика различных видов экссудативного воспаления
6. Значение и исходы различных видов экссудативного воспаления
2. Методы обучения и преподавания: микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов, работа с тематической презентацией.
Микроскопия и зарисовка микропрепаратов, описание макропрепаратов
· Диагностировать очаговое гнойное воспаление по микроскопической картине. Микропрепарат №86 «Эмболический гнойный нефрит». Под малым увеличением убедиться в множественности очагов гнойного воспаления. Под большим увеличением найти бактериальные эмболы, оценить характер экссудата и состояние почечной ткани в очагах воспаления, а также состояние почечной ткани вокруг очагов воспаления. Зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму.
· Диагностировать крупозное воспаление по макроскопической картине, макропрепарат «Фибринозный перикардит». Обратить внимание на цвет и вид фибринозной пленки, покрывающей эпикард, оценить прочность связи пленки с подлежащими тканями. Опишите макропрепарат по приведенному ниже алгоритму.
· Диагностировать крупозное воспаление по микроскопической картине. «Крупозная пневмония», микропрепарат №71, окраска гематоксилином и эозином. Под малым увеличением обратить внимание на поражение всех альвеол. Под большим увеличением найти в составе экссудата нити фибрина и лейкоциты. Зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму.
· Диагностировать крупозное воспаление по микроскопической картине, микропрепарат №66 «Фибринозный перикардит». Обратите внимание на состояние миокарда, утолщение эпикарда вследствие наложений фибрина и лейкоцитов. Зарисуйте и опишите микропрепарат по приведенному ниже алгоритму.
Алгоритм описания макропрепарата
1. какой орган или его часть представлены
2. размеры
3. консистенция
4. состояние поверхности (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)
5. состояние поверхности разреза (цвет, гладкость, наличие инородных тел, кровоизлияний, ран и т. п.)
6. состояние полостей
7. распространенность процесса
8. Заключение о патологическом процессе
Алгоритм описания микропрепарата
1. ткань какого органа представлена
2. изменение структуры
3. распространенность процесса
4. метод окраски
5. Заключение о патологическом процессе
Работа с тематической презентацией: основные вопросы темы разбираются с использованием заранее подготовленной преподавателем кафедры презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Тематическая презентация представляет собой набор слайдов с макро- и микропрепаратами по теме занятия, слайды лишены обозначений и наименований. Студенты самостоятельно диагностируют патологические процессы, представленные в презентации, указывают на главные морфологические признаки заболевания, объясняют теоретические аспекты данной патологии.
· Литература
Основная:
1. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2014. – 880с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
2. Патологическая анатомия: Учебник / А.И.Струков, В.В.Серов. – М.: Литтера, 2010. – 848с.:ил. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
Дополнительная:
1. Патологическая анатомия. Курс лекций. Учеб. пособие/ под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 1998. – 640с: ил.
2. Пальцев М.А., Пауков В.С., Улумбеков Э.Г. Патология: Руководство – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- 959с.
3. Пальцев М.А. Патология: Учебник (в 2-х томах)/ М.А.Пальцев, В.С.Пауков. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. – 1000с.
4. Патологическая анатомия: атлас/ ред. О.В. Зайратьянц. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 960с.:ил.
5. Тусупбекова М.М. Морфологический атлас общепатологических процессов. – Алматы, 2012. – 164с.
Контроль (вопросы, образцы тестов, образцы задач и пр.)
I. Вопросы, ситуационные задачи
1. Дайте определение воспаления.
2. Оцените биологическую сущность воспаления, объясните связь воспаления с иммунитетом
3. Назовите причины воспаления.
4. Объясните морфогенез, фазы воспалительного процесса.
5. Назовите основные принципы классификации воспаления
6. Дайте определение экссудативного воспаления
7. Назовите виды экссудативного воспаления
8. Клинико-морфологическая характеристика серозного воспаления
9. Клинико-морфологическая характеристика фибринозного воспаления
10. Клинико-морфологическая характеристика гнойного воспаления
11. Клинико-морфологическая характеристика гнилостного воспаления
12. Клинико-морфологическая характеристика катарального воспаления
13. Клинико-морфологическая характеристика геморрагического воспаления
14. Клинико-морфологическая характеристика смешанного воспаления
15. Оцените функциональное значение и исходы различных видов экссудативного воспаления в различных органах.
16. Особенности проявления тканевых реакций (фаз воспаления) в детском возрасте.
Ситуационные задачи
№1. Больной обратился в поликлинику по поводу сильных болей во 2 пальце кисти. Врач обнаружил покраснение и отек пальца на концевой фаланге – очаг округлой формы зеленоватого цвета. При вскрытии очага выделилось содержимое сливкообразной консистенции, образовалась полость. А) Какой вид экссудативного воспаления развилось в пальце? Б) Какая разновидность этого воспаления? В) Каков состав экссудата? Г) Почему после удаления экссудата образовалась полость?
№2. Больной, страдавший гломерулонефритом, умер от хронической почечной недостаточности. На вскрытии обнаружен тусклый эпикард с серовато-желтоватыми наложениями, имеющими вид волосяного покрова; наложения легко снимаются. На плевре обоих легких также видны легко снимаемые сероватые пленки. Стенка толстой кишки утолщена, на слизистой оболочке серо-желтая пленка, которая с трудом отделяется от подлежащих тканей. А) Какой вид экссудативного воспаления развился на эпикарде? Б) Какие разновидности этого воспаления развились на эпикарде, плевре, слизистой оболочке кишки? В) Каков состав экссудата?
№3. Больной жалуется на тошноту, боли в эпигастрии после еды. При гастроскопии слизистая оболочка желудка гиперемирована, отечна, покрыта большим количеством вязкой сероватой жидкости. А) Каков вид экссудативного воспаления в желудке? Б) Какая разновидность этого воспаления имеет место?
II.Критериальное оценивание работы студента по тематической презентации (критерии оценки – см. силлабус по дисциплине «Патологическая анатомия 1» 2-14-2015 г, «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся» от 28.08.2014 г., Приложение 1)
III.В конце занятия преподаватель проверяет и оценивает оформление тетрадей с практическими работами: правильность зарисовки и описания микропрепаратов, описания макропрепаратов, точность выводов о патологическом процессе.