Каролингское возрождение




— период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул.

Изобразительное искусство

Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

До и после Каролингского возрождения в скрипториях копировали в основном Библию и сочинения отцов церкви. В IX веке наблюдается всплеск интереса к литературе языческой античности. Рукописей с античными произведениями, датированных IX веком, больше, чем рукописей любого другого столетия, за исключением XV-го.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).

В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббона», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).

Архитектура

В архитектуре Каролингского возрождения переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

Музыка

Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё ПипинКороткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что впоследствии послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения. Кроме того, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум. Крупнейшими композиторами этого времени являются Ноткер и Туотило.

Оттоновское возрождение

В конце X века на первый план в Центральной Европе выступает Германия, и особенно ее восточная часть — Саксония, оказавшаяся в благоприятном положении, далекая от больших рек, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них — Оттон I — коронуется в Риме, положив начало Священной Римской империи германской нации. Сильная монархическая власть, обеспечившая Германии не только мир и спокойствие, но и политическое преобладание в Европе, содействовали расцвету культуры.

Саксонские земли были очень удалены от Рима, и никаких следов античности, как это было на территории империи Карла Великого, там не существовало. Поэтому Оттон I и его преемники не имели последовательной программы возрождения античных традиций, хотя и опирались, как Карл Великий, на авторитет Рима. Однако каролингская эпоха оставила в наследство искусству X века достаточное количество ценных художественных идей, да и само новое столетие предъявляло к культуре и искусству свои требования. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано главным образом с монастырями и епископскими городами. Ряд исследователей рассматривает оттоновское искусство как раннюю стадию романики.

 

Укрепление позиций церкви привело к интенсивному церковному строительству. На покоренных землях Восточной Германии, в Саксонии, интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри, которые были форпостами христианства на востоке Империи, в зоне непрерывных военных столкновений. Заказчиками оттоновского искусства, как и каролингского, под заметным влиянием которого оно сформировалось, были императоры и церковные иерархи. Изображения этих высокопоставленных особ сохранились в миниатюрах рукописей; среди них, кроме представителей правящей династии, — епископы ЭгбертТрирский, БервардХильдесхаймский, Герон (будущий архиепископ Кельна); аббаты Рембольд из монастыря Сент-Эммерам и ГумбертЭхтернахский, аббатиссыХитда изМешеде и Ута из Нидермюнстера.

Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем еле заметны следы воздействия античных форм, зато вполне определились многие специфические черты средневекового искусства. Изобразительное искусство теперь предназначено поучать народ, и его отличает графическая наглядность. Здесь берет свое начало та дидактичность средневекового церковного искусства, та его адресованность широким массам верующих, которая стала одним из его главных признаков в романскую и готическую эпоху. Крупнейшие рукописные мастерские эпохи Оттонов находились в Регенсбурге, Рейхенау, Кельне, Эхтернахе, Фульде. Самые роскошные и богато иллюстрированные рукописи изготовлялись в монастырских скрипториях, чаще всего Райхенау или Эхтернаха.

От скульптуры этого времени до нас дошли в основном распятия и реликварии; традиции художественного литья были продолжены создателями бронзовых врат Хильдесхаймского и Майнцского соборов.

В тоже время Оттоновское искусство напрямую связывают правлением династии Оттока Великого. Однако ученые пришли к выводу, что этот архитектурный стиль оказал значительное влияние на становление «Каролингское возрождение». Наиболее популярными архитектурными сооружениями того времени считаются базилики. Здания, в которых были большие башни, массивные стены и маленькими узкими окошечками. Сооружения больше походили на оборонительные крепости. Однако внутри убранство было более изысканное. Их украшали мозаиками и фресками, использовали западные и восточные хоры, а также тщательно разработанную западную апсиду. Архитектура средневековья совместила мощь и величие внешних стен, а также изящество и богатство внутреннего убранства.

Романское искусство

Рома́нскимиску́сством, рома́нскимсти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специфических элементов. В Южной Франции, Испании и Италии существовала преемственность в архитектуре от поздней античности, однако романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в живописи. В дальнейшем, пройдя через антиклассический энергичный декор Островного искусства Британских островов, в Европе выковался новаторский и гармоничный стиль. Предшествующий романике период известен как дороманский.

Характерные черты

Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем как в скульптуре, так и в живописи. Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям по наиболее распространенной церковной тематике, включающей Деисуса, Страшный суд и сцены из жизни Христа. В иллюминированных рукописях, среди которых наиболее богато украшенными произведениями этого периода были библия и псалтырь, лучше всего можно увидеть, как менялись изображения на этих сценах. То же самое касается капителиев колонн, выполненных наиболее впечатляющими именно в этот период, чаще всего на них вырезаны великолепные сцены со многими фигурами. В самом начале этого периода в Германии появились такие новшества, как распятие в виде большого деревянного креста, свободно стоящие статуи Мадонны, возведённой на трон, а горельеф стал скульптурной доминантой этого периода.

Цвета красок в большинстве случаев очень выразительны, по большей части они сохранились в первозданном виде, хотя в настоящее время остались яркими только в витражах и в некоторых хорошо сохранившихся рукописях. Именно в этот период стали широко использоваться витражи, но их сохранность оставляет желать лучшего. Изобретённые в этот период тимпаны, используемые в главных порталах церквей, содержали композиции, взятые с величественных рисунков. Чаще всего это снова Спас в величии и Страшный суд, но трактовка их сделана с большей свободой, чем аналогичные картины, так как полностью эквивалентные византийские образцы отсутствовали.

Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину, и они должны были быть гибкими, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, капители колонн, а также церковные тимпаны. Это сковывание тесных рамок, из которых иногда выскальзывает композиция, является постоянным лейтмотивом в романском искусстве. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало.

Витражи

Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке. Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге, датированные концом XI века. Фигуры пророков, хотя они довольно схематичны и статичны, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, как по художественному вкусу, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века. В Кентербери это фигура Адама, копающего яму, а также его сына Сифа, известных персон из предков Христа. Фигура Адама представляет собой очень живое и натуралистическое изображение, тогда как в изображении Сифа его одежды использованы для большего декоративного эффекта, подобно лучшей резьбе по камню той эпохи. Мастера по стеклу медленнее, чем архитекторы, изменяли свой стиль, и многие более поздние работы из стекла, по крайней мере, начала XIII века, можно рассматривать как существенно романские. Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне.

Большинство великолепных витражей Франции, в том числе знаменитые окна в Шартре, датируются XIII веком. Гораздо меньше крупных работ дошло до нашего времени из XII века. Одним из них является распятие Пуатье, замечательная композиция, которая поднимается на три яруса. На нижнем из них, имеющем форму четырёхлистника, изображено мученичество Святого Петра, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие, и на верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота».[3] Отдельные фрагменты витража находятся в различных музеях, а окна Твайкросской церкви в Англии целиком сделаны из французских панелей, спасённых от разрушений, вызванных Великой французской революцией.[4] Стекло в то время было довольно дорогим, поэтому его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать. По-видимому, часто стекло использовалось повторно, когда церкви перестраивались в готическом стиле. Самое раннее датированное английское стекло — это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, оно было подобным образом применено повторно из предыдущей постройки.

Скульптура в украшении зданий

С падением Римской империи традиции резьбы по камню монументальных произведений и бронзовая скульптура практически исчезли, фактически они продолжали существовать только в Византии (по религиозным соображениям). Некоторые скульптуры в натуральную величину сделаны из стукко или из гипса, но сохранившиеся примеры по понятным причинам редки.[1] Наиболее известной сохранившейся крупной скульптурной работой прото-романской Европы является деревянное распятие в натуральную величину по заказу архиепископа Геро из Кёльна около 960-65 гг., ставшее, по-видимо, прообразом многих популярных произведений этого типа. Позднее такие скульптуры устанавливались на балках под аркой алтаря, в Англии они известны как алтарные распятия. С двенадцатого века эти скульптуры сопровождались фигурами Девы Марии и Иоанна Богослова по сторонам.[2] В XI и XII веках процветала метафорическая скульптура.

Готика

Вторым (после романского) и завершающим стилем в развитии средневекового искусства Западной Европы является готика. Местом ее рождения была Франция, откуда она распространилась по другим странам. Время господства готики ограничивается XII–XVI вв., но в Италии от этого стиля отказались уже в XV в.

Свое название готика получила позднее, в эпоху Возрождения, от германского племени готов (кстати, не имевшего ничего общего с данным стилем). В этом слове отразилось презрительное отношение последующих поколений к готическому искусству, считавшемуся варварским и диким. Но теперь мы знаем, что искусство готики необыкновенно выразительно, прекрасно и совершенно.

Почему же в Западной Европе появился этот стиль, сменивший романское искусство?

В ходе истории во многом изменилась общественная обстановка в западноевропейских странах. Укрепляли свое могущество монархи, уменьшилось число крупных феодальных владений. В борьбе с монархами утрачивали свою былую власть монастыри. Росли и богатели города; рядом с духовенством, феодалами и крестьянами появилось новое сословие — горожане (бюргеры). В их число входили в основном купцы и ремесленники.

Постепенно бюргерство укрепляло свои позиции. Создавались городские общины с самоуправлением. Большую роль играли ремесленные цехи, число которых постоянно увеличивалось.

Усиливалась эксплуатация крестьянства. Крестьяне не хотели мириться со своим положением: в Германии, Англии и Франции часто вспыхивали восстания. Феодализм постепенно уступал свои позиции буржуазии, утверждавшей свои представления и идеалы в культуре.

Хотя наиболее крупные достижения готики были по-прежнему связаны с христианской церковью, руководство строительством храмов от монастырей перешло к бюргерству. Зодчество, как и в романском искусстве, занимало в эту эпоху важное место.

В отличие от романских церквей в готических храмах с огромными окнами почти не оставалось места для фресковой живописи. Поэтому росписи обычно заменялись витражами. Один из самых знаменитых — в Шартрском соборе — «Богоматерь с младенцем», созданный в конце XII — начале XIII в. во Франции. Он поражает зрителя свежей прелестью и чистыми красками: красными, голубыми, золотистыми. Яркие эффекты создает свет, проникающий сквозь цветное стекло и наполняющий пространство храма разноцветным сиянием.

Витраж, идеально подходившие к архитектуре готического храма, создавали у молящихся особое, волнующее настроение, отвлекали их своей волшебной красотой от обыденного, земного и уносили в сказочные небесные дали.

Замечателен дошедший до нас готический витражный ансамбль в капелле Сен-Шапель в Париже. В него входят 146 окон с 1359 сюжетами.

Со временем в витраж стали привносить элементы, свойственные картине. Но эксперименты в области тональности и светотени уничтожили очарование, присущее сверкающему чистыми красками готическому витражу.

Витражное искусство, неразрывно связанное с готикой и ее храмами, оказало большое влияние на художников последующих эпох (особенно восхищались им художники-импрессионисты). И в наше время витраж вызывают огромный интерес и нередко используются в современных интерьерах.

В отличие от других государств Западной Европы в Италии почти не строили храмов с огромными окнами, поэтому стенные росписи там по-прежнему играли важную роль. Фигуры святых, которые изображались итальянскими живописцами в эпоху готики, кажутся хрупкими, невесомыми и безжизненными.

Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Поражает своей красотой живопись на створках алтарей в храмах Чехии, входившей в те времена в состав Германской империи. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. 1350). Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше», исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370–1380). Нам известно имя талантливого придворного чешского живописца Теодориха, выполнившего 129 картин на дереве с изображениями короля и святых. Хотя они кажутся современному зрителю несколько наивными и грубоватыми, удивляет умение мастера передавать объемы, контрасты света и тени, а также яркие черты индивидуальности моделей. Так впервые в Западной Европе зародилась станковая живопись.

В эпоху готики продолжала развиваться миниатюра. Если прежде рукописи создавались в монастырях, то теперь ими стали заниматься светские мастера. Религиозные и бытовые мотивы нередко переплетались в творениях художников. Так, в «Псалтыре королевы Марии», созданном неизвестным английским мастером в первой четверти XIV в., аллегория декабря представлена в виде молодой женщины, надевающей чулок.

Талантливые иллюстраторы работали во Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских. По заказу герцога Беррийского художник Поль де Лимбург и два его брата создали чудесные миниатюры к т. н. Часослову. Изяществом и свободной манерой исполнения отличаются эти рисунки, рассказывающие о временах года и о соответствующих им работах и развлечениях.

Вероятно, впервые в искусстве готики живописцы очень точно и умело передают перспективу, изображая замки и природные ландшафты на дальних планах.

Эпоха готики приближалась к своему завершению. Новую страницу в западноевропейской культуре открывала Италия, первой вступившая в мир Возрождения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: