на выпускную квалификационную работу Бледных Ивана Александровича




РЕЦЕНЗИЯ

«ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ»

Магистерская диссертация Бледных И.А. посвящена актуальной для современной психологии теме и своей целью поставила изучение феномена прокрастинации с точки зрения экзистенциально-психологического подхода. Отличительной особенностью данной работы является включение в методологию представления о прокрастинация как о позитивном феномене, несущим в себе вспомогательную функцию.

В первой главе работы представлен теоретический обзор, освещающий предмет исследования. Хочется отметить логичность и структурированность представленного обзора. Так, автор начинает с определения феномена прокрастинации и истории его изучения, затем рассматривает разновидности этого феномена, среди которых выделяет альтернативный взгляд на прокарстинацию с опорой на ее паллиативно-вспомогательную функцию. Рассматривая историю изучения феномена прокрастинации, автор анализирует его с точки зрения психодинамического, поведенческого, когнитивного и интегративного подходов. Однако несмотря на то, что в работе присутствует параграф «Скрытый потенциал феномена прокрастинации. Символическая свобода и экзистенциальная мотивация» (с. 28-36), экзистенциальные аспекты данного феномена раскрыты автором, как представляется, не достаточно полно. Возможно, это связано, в том числе, и с тем, что в психологической науке этот подход к прокрастинации находится в стадии определения. Выделение на основе теоретического анализа экзистенциальных аспектов прокрастинации позволило бы, на мой взгляд, внести автору собственный вклад в развитие этого направления.

В то же время стоит отметить, что каждый параграф теоретического обзора проблемы содержит выводы, что отражает способность автора к анализу и обобщению материала. Текст главы написан хорошим научным языком с соблюдением всех правил цитирования.

Методы, используемые в работе и описанные во второй главе, подобраны адекватно цели и гипотезе исследования. Заслуживает внимания разработанные и проведенные Бледных И.А. интервью, а также способность автора адаптировать исследование под изменение ситуации в стране в связи с распространением коронавируса. В то же время, в интервью недостаточно отражено положение работы о позитивных функциях прокрастинации. Как представляется, включение этого вопроса в интервью могло бы лучше понять этот аспект изучаемого феномена и дополнить его эмпирическими данными.

Текст третьей главы представляет собой подробное описание результатов исследования. Все представленные результаты сопровождаются иллюстративным материалом – таблицами и рисунками. В описании результатов также присутствует логика и последовательность, что позволяет поэтапно знакомиться и осмыслять полученные автором результаты.

Примечательным фактом представляется выраженность прокрастинации среди молодежи. Это может говорить, в том числе, и о специфической экзистенциальной ситуации в этой возрастной группе.

Также хочется обратить внимание на тот факт, что при описании результатов корреляционного анализа (параграф 3.2, с. 53- 57) автор делает вывод о наличии причинно-следственной связи: «…высокая выраженность прокрастинации, частое откладывание дел, распространяющееся на большую часть сфер жизнедеятельности, способно снижать общий уровень включенности в жизнь человека, делает его нерешительным и зацикленным на себе…» (с. 57). Однако корреляционный анализ не позволяет нам делать именно такой вывод, так как может быть справедливо и обратное предположение о том, что низкая экзистенциальная исполненность личности «провоцирует» прокрастинацию…

В параграфе 3.4 (с. 62-76) автор приводит примеры 8 интервью, а в параграфе 3.5. (с. 76-) – типологию прокрастинаторов. Несомненно, что эти результаты являются значимыми и представляют интерес для психологической науки, так как делают попытку раскрыть феноменологию прокрастинации среди молодежи. Однако хочется обратить внимание автора на то, что в интерпретации этих результатов из поля зрения несколько «выпадает» экзистенциальный подход (и, собственно, экзистенциальные аспекты прокрастинации), а сама интерпретация строится, скорее, на интегративном подходе к описанию феномена.

В целом, знакомство с текстом магистерской диссертации оставляет благоприятное впечатление, отражающее хороший уровень теоретической и практической подготовки Бледных И.А., его умение работать с теоретическим и эмпирическим материалом, вовлеченность и заинтересованность в научной деятельности. В качестве научной дискуссии хотелось бы высказать предположение, появившееся после знакомства с текстом: попытка приписать феномену прокрастинации позитивные функции, связанные с развитием творчества, экономии времени, скорости выполнения задач и т.д., могут быть адекватны лишь при невысокой ее выраженности. Данные исследования убедительно показывают, что высокий уровень прокрастинации находится в обратной взаимосвязи со шкалой экзистенции, а значит – прокрастинация взаимосвязана с тем способом, который человек выбирает, чтобы быть (а в данном случае - не быть!) с собой и миром.

В целом, результаты, полученные в исследовании Бледных И.А., представляются весьма интересными, требующими дальнейших исследований, более глубокого осмысления. Приведенные замечания, в целом, не снижают значимость результатов, полученных автором.

Подводя итоги, можно сказать, что выпускная квалификационная работа Бледных Ивана Александровича соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает отличной оценки.

 

Доцент кафедры клинической психологии

и психологической помощи ФГБОУ ВО

«РГПУ им. А.И. Герцена», к.пс.н., доц. А.А. Баканова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: