Общие методы научного познания




Тема Методы эмпирического и теоретического исследования

Цель: С формировать у обучающихся знания, связанные с теоретическими и эмпирическими методами исследования.

Задачи обучения:

· ознакомление обучающихся с теоретическими и эмпирическими методами исследования;

· формирование коммуникативных навыков путем приобретения умений формулировать вопросы и давать ответы на них, умений работы в коллективе и малых группах.

Методы обучения и преподавания: семинар, работа в малых группах, дискуссия

 

Контроль (вопросы):

1. Теоретические методы исследования. Основные виды теоретических методов исследования.

2. Эмпирические методы исследования. Основные виды эмпирических методов исследования.

3. Рассказать про научный метод исследования – эксперимент.

4. Виды экспериментов. Рассказать на примере.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Научные методы исследования.

Уровни научного познания


Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически.

Эмпирический уровень познания включает в себя:

- наблюдение явлений,

- накопление и отбор фактов

- установление связей между ними.

Эмпирический уровень - это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов.

Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается:

- внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений

- их взаимодействие и обусловленность.

Для получения теоретических знаний используются свои методы.

Общие методы научного познания


Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

· методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

К методам эмпирического исследования относят наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на так называемых «неопровержимых данных». Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования, состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, без вмешательства в изучаемое явление. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов и т.п.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по-другому. Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия, и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть — выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента), с помощью специальных систем обозначения, принятых в науке. Описание осуществляется с помощью схем, таблиц, диаграмм.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств, с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения[1]. Измерение относится к точным средствам научного познания мира, поскольку является процедурой, которая предполагает обращение к численным значениям, легко проверяемым посредством принятой единицы измерения. Данный метод научного познания широко используется в точных науках и даёт адекватные результаты в процессе сбора и обработки информации об изучаемом объекте. Измерение проводится посредством измерительных приборов, при этом качество полученных данных напрямую зависит от технических характеристик применяемых инструментов и технологий измерения.

 

Стоит сказать про то, что приведённая классификация не является исчерпывающей и единственно верной. Существуют различные вариации отнесения того или иного метода к различным уровням и группам. В каждом источнике можно встретить свою классификацию методов, и один и тот же метод будет относиться к совершенно разным группам. Также стоит сказать о том, что в данной лекции были перечислены не все возможные методы, а лишь самые распространенные и традиционно сложившиеся.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: