Класс: 9
Предмет: литература
Тема: «Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова («Он даром славы не берёт…»)
Цель: обучение целостному восприятию лирики М.Ю.Лермонтова через интеграцию с такими предметами, как музыка, лингвистика; воспитание чувства патриотизма, а также любви к литературе.
Учитель: Алексеева Анастасия Сергеевна
Методы работы: метод ключевых слов, метод сравнений версий.
Этап мастерской | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Индукция | Эпиграф к уроку: Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно, Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет… М.Ю.Лермонтов Предлагает послушать «Вальс Свиридова» Свет.… Как важно для поэта, чтоб его вдохновенный труд был замечен светом! Важно? Почему? Предположите, о чем состоится разговор на нашем сегодняшнем уроке, какова будет его цель? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения. Самостоятельно выделяют тему, познавательную цель. | |
Самоконструкция | Какие слова вы подберете, чтобы охарактеризовать поэта? Какие ассоциации возникают? Запишите три на листочке. Подчеркните самое главное и запишите его на большой лист бумаги на вашем столе. Такой образ сформировался у вас на протяжении нескольких лет, когда вы занимались изучением творчества поэта. Может быть, работа в нашей мастерской позволит вам расширить образ М.Ю. Лермонтова в своем сознании, открыть для себя поэта с новой, еще не известной вам стороны… Сегодня нам предстоит работа в мастерской тема, которой «Он даром славы не берет…» Как вы думаете, о ком может идти речь? Почему? Анненков критически подошел к творчеству поэта и писал о нем следующее: – поэт не внимателен к русской истории, отсутствует интерес к ней; – что тема патриотизма в творчестве поэта узкая, в ней … выразил себя, отразил интересы ограниченного круга людей (аристократии); – тема Родины не находит проявления в создании народного характера. | Составляют ассоциативный ряд. Отвечают на вопросы учителя. Озвучивают, что эти утверждения Анненкова адресованы творчеству М.Ю. Лермонтова. | |
Социоконструкция | Сегодня мы посмотрим на творчество Лермонтова глазами современного молодого поколения. Давайте попробуем выстроить свое собственное мнение «за» или «против» каждого утверждения Анненкова. Материалом для построения знания, согласно выдвинутым утверждениям в нашей работе будут, конечно же, произведения поэта. Работу будем проводить в группах. Вам необходимо ответить на предложенные вопросы, обсудить их с товарищами и выписать пять ключевых слов, которые помогут вам в создании своего утверждения по заданному вопросу. | 1 группа: Работа над утверждением о невнимании поэта к русской истории (Стихотворение «Бородино») 1. Находит ли отечественная история отражение в стихотворении поэта? Какое? 2. В чем своеобразие поэзии М.Ю. Лермонтова в данном произведении? 3. Как вы думаете, какую цель ставил поэт при написании данного произведения? 4. Какие чувства вызвало у вас «Бородино? Что вы можете сказать о человеке, написавшем произведение? 2 группа: Работа над утверждением об узкой теме патриотизма в лирике поэта, о его самовыражении. (Стихотворения «Прощай, немытая Россия», «И скучно и грустно») 1. Какой мотив звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия…»? 2. Интересовали ли поэта вопросы о судьбе личности в обществе? 3.Каково отношение поэта со светским кругом, какие чувства он испытывает? Равнодушен ли к обществу? 4. Какие чувства вызывают у вас стихотворение поэта «И скучно и грустно…»? 3 группа: Работа над утверждением о том, что тема Родины не находит проявления в создании народного характера. (Стихотворение «Родина») 1. Почему поэт называет свою любовь к Родине странной? Какие чувства испытывает? 2. Знаком и близок ли поэту народный характер? Прокомментируйте, как это отражено в произведении? 3. Какие образы возникают у вас при чтении стихотворения? 4. Сам поэт писал о себе: «Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой». Чувствуется ли русская душа в лирике поэта? В чем? | |
Социализация | Участвует в диалоге | Диалог, представление материала, обмен мнениями по совместной работе, вывешивание ключевых слов на доску. | |
Разрыв | Анненков обвинял Лермонтова в отсутствии патриотизма. Оказывается, не все смогли увидеть в поэте патриота своей Родины. | Опровергают утверждения Анненкова и подтверждают обратное, поработав с произведениями М.Ю. Лермонтова. | |
Афиширование | Сейчас мне очень хочется, чтобы вы усилиями группы в 4-5 предложениях сформулировали мысль, согласно выдвинутому утверждению, используя при этом выделенные вами ключевые слова. Участвует в обсуждении, корректирует ответы учащихся. | Зачитывают свои творческие работы. | |
Рефлексия | Вопросы: Какие чувства вы испытали сегодня в мастерской? Можете ли вы назвать М.Ю.Лермонтова поэтом – патриотом? Как вы думаете, какое место должна занимать тема патриотизма в лирике поэта? Что для вас значит патриотизм? Есть ли необходимость воспитания подрастающего поколения на произведениях Лермонтова, почему? Сегодня вы душой творили, За это Вас благодарю. В мир Лермонтова дверь открыли, Обогатили жизнь свою. Я буду рада, если кто-то С поэзией продолжит путь, И важно, если мастерская Смогла Вам сердце всколыхнуть! Друзья, поэзию любите – В ней мудрость, жизнь и красота! Ей смело сердце отворите – Ей неподвластна пустота! | Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями от проделанной работы. |