Краткие материалы по теме практического занятия




Практическое занятие №4

«История развития политической мысли. Политическая мысль Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, 19 и 20 веков»

Краткие материалы по теме практического занятия

Период Античности – это период философского подхода к проблемам государства и права. Политика рассматривается в единстве с этикой.

Античный философ Сократ писал, что мир политики - дело рук человеческих. Законы устанавливаются людьми, которые их часто меняют. Поэтому политика и государство противоречивы и несовершенны. Добиться чего-то в политике можно искусством красноречия, политическим научением.

Сократ также говорил, что человек свободен, но его свобода должна быть нравственной и достойной человека. Сократ ставит закон выше и властвующих, и подчинённых. В основе подчинения гражданина государству лежит сознательное и свободное признание авторитета закона.

Политический идеал Сократа – аристократия, т.е. правление мудрых и знающих.

Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в котором занимает представление об идеальном государстве.

По мнению Платона, государство возникло из потребностей людей, прежде всего, из потребности преодоления хаоса и установления социальной справедливости между людьми. Платон создал модель идеального государства как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Это сообщество граждан, делится на три сословия, которые должны выполнять определенные функции:

· Мудрецы – философы («люди золота»), управляющие делами государства.

· Воины («люди серебра»), защищающие государство от внутренних и внешних врагов.

· Земледельцы и ремесленники («люди меди»), производящие различные предметы для удовлетворения потребностей граждан данного государства.

Платон указывает на основные добродетели государства: мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость.

По мнению Платона, ближе всего к идеальному государству аристократическая монархия. В реальной же жизни возникают разнообразные отклонения от идеального государства, которые Платон называет неправильными или извращенными: тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Именно в такой последовательности они сменяют друг друга. Основной смысл учения Платона о государстве заключается в том, чтобы внушить людям понимание необходимости создать такое государство, которое соответствовало бы его модели идеального государства. Это отвечало бы интересам большинства людей. Платон считал, что сила государства заключается в силе его законов.

Аристотел ь продолжил исследование проблемы государства в работах «Афинская полития», «Политика» и др. Отличие подхода Аристотеля заключается не в построении новых идеальных концепций государственного устройства, а в попытке анализа его существующих форм. В своей работе «Политика» он писал, что сущность государства заключается в политическом общении между людьми. Человек по своей природе есть существо общающееся, живущее в обществе и потому, по мнению Аристотеля, он выступает как существо политическое. Аристотель обращал внимание также на то, что власть одних людей над другими во многом определяется отношением собственности.

Аристотель различает правильные формы государства и неправильные.

По Аристотелю, в интересах общества следует всячески избегать неправильных форм государства и устанавливать правильные. Аристотель доказывал, что ни одна из форм государства не должна ограничивать возможности развития и деятельности личности. Политический идеал Аристотеля – государство, в котором только закон есть сила. Наиболее ценным является среднее сословие.

Марк Туллий Цицерон свои политические взгляды изложил в работах «Республика», «О законах», «О государстве» и др. Как Платон и Аристотель Цицерон исходил из того, что государство создаётся для блага людей и возникает из потребностей людей жить вместе. Цицерон считал, что основное назначение государства заключается в гармонизации отношений между отдельными людьми и различными слоями общества.

Цицерон не отдает свое предпочтение ни одной известных ему форм государства, в том числе монархии, аристократии и демократии. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Духовным основанием осуществления государственной власти является религия. Законы в обществе должны быть справедливыми.

4. В Средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание. Августин, прозванный Блаженным, в своей работе «О граде Божием» ставит такие вопросы, как в чем смысл истории, к какой цели и каким путём развивается история и др.

Государство выступает в работе Августина в виде «Града земного», желающего жить «по плоти», противостоящего «Граду божьему» желающему жить «по духу». В граде земном любовь к самому себе, доходящая до забвения Бога, а в граде божием любовь к Богу, доходящая до забвения себя. В граде земном постоянно проявляется желание господствовать, властолюбие, свойственное и правителям и подчиненным. В граде же божием правитель и подчиненные служат друг другу по любви. По мнению Августина, человек рождается свободным. Высшим проявлением свободы является стремление к Богу. Носитель добра и зла, град божий и град земной переплетаются между собой так, что члены града Божия «благочестивые люди» живут среди членов града земного (нечестивых людей), и наоборот.

Церковная власть, идущая от Бога, выше светской, государственной.

Политические взгляды Фомы Аквинского излагаются главным образом в его работе «О правлении властителей». Он заявляет, что государство берет свое начало от Бога. Фома Аквинский большое внимание уделяет проблеме государства. Он делит формы правления на справедливые и несправедливые. Аквинский пытается осмыслить роль и значение, таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. Но наилучшей формой власти он считал государство, в котором сочетаются элементы монархии, аристократии и демократии. Церковная власть выше светской, церковь выше государства. Вмешательство церкви в политические дела государства, даже ее участие в свержении монарха, может быть вполне оправданным.

Фома Аквинский выступает против идеи социального равенства. Неравенство людей в обществе вполне естественно, ибо люди по своим природным способностям различны.

В эпоху Возрождения на смену теологической, религиозно-этической трактовки политики приходит её рационально-критическое понимание. Н. Макиавелли впервые разработал

концепцию светского государства. По его мнению, нет неизменно хороших и неизменно плохих средств достижения политических целей. Цель оправдывает средства в зависимости от той или иной ситуации. Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит лишь в Новое время с созданием теорий естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье). Крупнейшим шагом в развитии политической теории является учение К.Маркса и Ф. Энгельса. С точки зрения Маркса, в основе политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие. Многие современные концепции политики формировались под непосредственным влиянием марксизма или в борьбе с марксизмом.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1.1. В переводе с греческого «аристократия» означает:

A. Власть большинства

B. Власть лучших

C. Власть богатых

D. Власть толпы

1.2.Автором произведения «Полития» является:

A. Аристотель

B. Платон

C. Макиавелли

D.Сократ

1.3. В неправильных формах правления правители, по мнению Аристотеля, исходят из…

A. Личной выгоды

B. Общей пользы

C. Польза для определенного сословия

D. Пользы государства

1.4. Политические цели стоят выше моральных норм. Так считал:

A. Платон

B. Аквинский

C. Гоббс

D. Макиавелли

1.5. Идею разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную выдвинул:

A. Руссо

B. Вольтер

C. Монтескье

D. Дидро

1.6. Ученый- философ, один из первых разработавших концепцию идеального государства…

A. Платон

B. Аристотель

C. Макиавелли

D. Фома Аквинский

1.7 Охлократия-это…

A. Власть богатых

B. Власть толпы

C. Власть военных

D. Власть старых

1.8. В правильных формах государствах по теории Аристотеля правители исходят из:

A. Личной выгоды

B. Общей пользы

C. Выгоды для определенного сословия

D. Нет верного ответа

1.9. Духовная власть в обществе должна быть выше светской так считал…

A. Аристотель

B. Макиавелли

C. Аквинский

D. Гоббс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: