Рекомендации по отдельным темам курса «Основ философии»




Тема «Философия: ее предмет и роль в обществе» является вводной по всему курсу. Изучение предмета и особенностей философии следует начинать с понятия мировоззрения, наиболее развитый тип которого - философское мировоззрение. Оно отличается от мифологического, религиозного, обыденного мировоззрений ориентацией на рациональное объяснение мира, стремлением теоретически обосновать положения и выводы.

Как особая форма духовного освоения мира философия имеет своим предметом всеобщее: свойства, связи, процессы, относящиеся ко всем сферам действительности: природе, обществу, человеку. Всеобщее в философии выражается в принципах, законах, категориях, которые формируются на основе выводов специальных (частных) наук; специальные науки опираются на принципы и категории философии. В этом проявляется взаимосвязь философского и частнонаучного знания.

Проблемы философии следует рассматривать в связи с ее функциями, основными из которых являются гносеологическая, методологическая, аксиологическая. Важнейшей мировоззренческой функцией философии является выяснение отношения человека к миру (духа к природе, мышления к бытию). В зависимости от решения этой проблемы философов принято делить на материалистов и идеалистов. Гносеологическая функция философии выражает познавательное отношение человека к миру; философы, признающие возможность достоверного познания мира, относятся к гносеологическим оптимистам, философы, отрицающие такую возможность, относятся к агностикам.

При изучении данной темы важно обратить внимание на методологическую функцию философии, где обосновываются основные философские методы, а также на то, что важнейшую роль играют: интегрирующая, аксиологическая и критическая функции философии.

Вводная тема предполагает выяснение значения философии в практической жизни отдельных людей и общества в целом, а также для специальных наук.

При ознакомлении с кратким курсом введения в историю философии следует прежде всего учитывать разницу философских традиций Востока, где философия сродни мудрости, и Запада, где в лоне философии зародилось естествознание, послужившее затем основанием для развития современной науки. Освоение истории философии предполагает осмысление всего многообразия философских систем и учений в их становлении и развитии, взаимосвязи и противоречивости с учетом исторических условий и индивидуальности мыслителя.

Изучение истории философии начинается с темы «Философия античности».Следует, прежде всего, выяснить особенности философии Востока: нерасчлененность философского знания, всесторонность исследования проблем, тесная связь с моралью и правом. Тема предполагает знакомство с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая: буддизмом, конфуцианством, даосизмом.

В центре внимания первых философов античной философии находился Космос. Выражениями формирующегося научного познания выступали не только космоцентризм и античный материализм, но и оперирование числами, оттачивание понятийного способа мышления в доказательствах незыблемости и абсолютности бытия. Итак, если для начального периода й философии характерен космоцентризм – стремление понять мир как целое, его основу и происхождение, то позднее внимание перемещается к проблемам человека; в центре философских учений оказывается человек, нравственные проблемы, отношения личности и общества. Это направление называется антропоцентризмом.

Расцвет философии в античности связан с выдающимся философом того времени Сократом и его решением проблемы человека. Его знаменитый метод и ирония способствовали раскрепощению сознания, что дало свои результаты в философских учения его последователей. Так, киник Антисфен отрицал все принимаемые сверху законы, исходя из приоритета самой природы, а самый знаменитый ученик Сократа Платон, первый систематизатор идеализма, абсолютизировал государство. При изучении данной темы следует обратить внимание и на то, что важнейшую роль в развитии античной философии сыграл Аристотель, который систематизировал наличное научное знание, развил теорию познания, заложил основы этики, формальной логики и ратовал за самореализацию человека.

В эпоху эллинизма на первый план вышли проблемы этики, тематика индивидуального спасения (эпикурейцы, стоики); усилились сомнения в существовании сколько-нибудь надежного критерия истины (скептики); произошел возврат к идеям Платона, мифу и религии (неоплатонизм).

Изучая темы «Философия Средневековья» и «Философия эпохи Возрождения»,следует уяснить сугубо религиозный, теоцентричный характер философии Средневековья для которой характерен теоцентризм: природа и человек рассматриваются как творение Бога. Бог оказывается в центре внимания философов, представляющих как патристику, так и схоластику. Однако не следует отождествлять религию и философию. Свободная мысль проявилась и в углубленном анализе внутреннего мира личности, и в «теории двух истин», и в споре между реалистами и номиналистами. Провозглашенная Фомой Аквинским идея гармонии веры и разума способствовала снижению религиозной нетерпимости.

В разделе философии эпохи Возрождения особое внимание следует обратить на объективные процессы утверждения нарождавшихся тогда буржуазных отношений, накопление новых знаний об античной культуре. Все это привело к возникновению гуманизма как мощного идейного движения, ориентирующегося на свободного и гармонично развивающегося человека. По-новому начинают звучать космологические, натурфилософские мотивы, что, в конечном счете, привело к торжеству пантеизма и диалектики.

В темах периода ХУП-Х1Х вв. важно обратить внимание на выделение в Новое время из философии науки как специфической формы общественного сознания. В итоге на первый план выступают проблемы познания, метода, общественного устройства, создаются универсальные философские системы, охватывающие основные философские проблемы. При этом философия поворачивается к осмыслению роли научного знания, приемов и способов его достижения. Сложность познавательного процесса приводит к появлению двух течений – эмпиризма и рационализма.

Важная роль в истории философии отводится классической немецкой философии, родоначальником которой является крупнейший мыслитель И. Кант. Его учение о познавательных способностях человека, об антиномиях разума, нравственных основаниях свободы личности и категорическом императиве – и сегодня остаются весьма актуальными философскими идеями. Вершиной немецкого системотворчества является философия Г.В.Ф. Гегеля, где весь мир мыслится как результат развертывающейся абсолютной идеи. В этом разделе важно отметить, что гегелевское учение было критически воспринято другим ярким представителем немецкой классической философии - Л. Фейербахом, который отверг гегелевский идеализм и создал систему антропологического материализма.

Изучая марксистскую философию, следует обратить внимание на социально-критическую направленность философствования, последовательно проведенную по отношению, как ко всей предшествующей философии, так и к капиталистической действительности. Важно выявить собственно философские проблемы в развернутом социально-экономическом и политическом учении К.Маркса и Ф.Энгельса: соединение материализма и диалектики; введение критерия практики в теорию познания; выявление социальной сущности человека; материалистическое понимание истории.

Изучая тему «Современная западно-европейская философия» обращаем внимание, что наряду с линией рационализма и своеобразной идеализацией науки (позитивизм), возникает широкое иррационалистическое течение - «философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Философия жизни оказала влияние на другие философские течения, в том числе – экзистенциализм. Его основные представители: М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр, А. Камю исходят из единства субъекта и объекта, рассматривают человека в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций», полагая, что «нет более тяжелого груза для человека, чем бремя собственной свободы». Знакомясь с прагматизмом, нужно обратить внимание на центральную проблему этой философии – учение об истине, которая соотносится с практикой конкретного индивида, а ее критерий сводится к пользе в условиях выхода из «проблематической ситуации» (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Существуют и религиозные учения, важнейшим из которых является неотомизм. В целом современная западная философия второй половины Х1Х-ХХ вв. представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, как взаимодействующих, так нередко и противостоящих друг другу.

Знакомство с русской философией следует начинать с ее особенностей, которые проистекают из самобытности культуры и бытия народов России. Здесь важно отметить философские идеи А.Н Радищева, выступившего с критикой крепостного права и самодержавия, написав произведение «О человеке, его смертности и бессмертии», некоторые положения которого предвосхитили идеи русского космизма. Типичный для нашей культуры дух самокритики представлен в философии П.Я. Чаадаева, который выдвинул ряд оригинальных идей (всеединство, родовая сущность человека).

Разбираясь в споре славянофилов и западников, важно выявить не только собственно философское содержание их позиций (соборность, предполагающая духовную свободу, с одной стороны; свобода, основанная на справедливости и социальном прогрессе, - с другой), но и практически нравственную направленность их творчества, а также актуальность данного спора в современной России. Религиозная российская философия представлена такими именами, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др. Научно ориентированную, в основном материалистическую традицию продолжают К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, марксисты советского периода.

Темы, относящиеся к основным разделам философской проблематики, отличаются от истории философии тем, что здесь студенты должны проявить, в первую очередь, самостоятельность мышления, опираясь на историко-философский материал и собственный теоретический и практический опыт. Основная задача этой части курса состоит в том, чтобы студенты формировали собственное мировоззрение, критически переосмысливая прочитанный материал и полученные знания, в том числе, почерпнутые из аудиторных занятий и дискуссий.

Если историко-философский раздел требует от студента целостного охвата и общего понимания процесса становления и развития философского знания, то второй предлагает освоение самих результатов. Важно подняться на более высокую ступень изучения материала. Необходимо осмыслить значение философских принципов, методов, категорий для теоретической и практической деятельности юриста.

К основным разделам философии относятся: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), методология (учение о методах), социальная философия (учение об обществе), философская антропология (учение о человеке ), аксиология (учение о ценностях), этика (учение об отношениях между людьми). В соответствии с этими разделами рассматриваются основные философские проблемы.

Фундаментом философии выступает онтология, поэтому проблемы бытия, материи, развития и сознания заслуживают особого внимания. Важно уяснить, что проблема единства мира по-разному решается в монистических, дуалистических и плюралистических концепциях бытия.

Рассматривая понятие материи, следует принять во внимание разницу между естественнонаучным и философским пониманием материи. Важно также разобраться в понятиях движения и развития, пространства и времени. Наряду с этими категориями, к основным свойствам бытия относятся системность и самоорганизация, в понимание которых существенный вклад внесли теория систем и синергетика.

Серьезное внимание должно быть уделено одной из наиболее сложных проблем - проблеме сознания. Важно разобраться в том, какая роль в формировании индивидуального и общественного сознания принадлежит трудовой деятельности, языку и общению.

Изучая тему «Гносеология – теория познания, следует обратить особое внимание на проблему познаваемости мира, на содержание и характер взаимодействия субъекта и объекта познания, на особенности и формы чувственной и рациональной стороны познавательной деятельности. Центральной гносеологической проблемой является проблема истины и ее критериев, по-разному трактуемая в разных философских теориях. Важно разобраться в этих теориях и уяснить, что истина и правда, ложь и заблуждение включают в себя и объективное, и субъективное, и относительное, и абсолютное знание. Истина не дана в итоговом виде, а достигается в процессе движения от неполных и неглубоких знаний к знаниям более полным и глубоким. Особо подчеркнем, что проблема истины имеет значение для технических наук и практики.

Серьезного внимания потребует понимание специфики научного и философского познания. Современная наука располагает мощными материальными и интеллектуальными средствами: разнообразными приемамиисследования, специальной аппаратурой, научной терминологией. Изучая проблемы методологии как учения о методах познания, следует провести различие между частнонаучными, общенаучными и всеобщими методами. Общенаучные методы принято делить в соответствии с двумя уровнями научного познания – эмпирические и теоретические. Важную роль в научном познании играют его формы: проблема, гипотеза, теория. Серьезное внимание следует обратить на диалектический метод, который, являясь учением о всеобщей связи и развитии, выступает всеобщим философским методом.

Изучая тему «Аксиология и антропология», следует уяснить ключевую роль проблемы человека в философии. Будучи существом природным, биологическим, человек, вместе с тем, и социален. Критический анализ односторонних биологизаторских и узко социологизаторских концепций должен осуществляться в русле целостного понимания человека, сущность которого складывается и реализуется только в обществе. Такой подход позволяет объяснить формирование и развитие личности как существа социального. Важно понять: будучи объектом и субъектом общественных отношений, обладая устойчивыми самосознанием и мировоззрением, ориентируясь на нравственные, эстетические и иные ценности, личность проявляет себя, в конечном счете, через поступки. Только в них обнаруживается наличие или отсутствие основного критерия состоятельности личностного бытия - единства свободы и ответственности. Представления о совершенном человеке в связи с осуществлением осмысленной цели человеческой жизни, имеющей естественные пределы, можно найти в различных культурах. В своеобразной философской экспертизе нуждаются как светские, так и религиозные идеи о жизни и смерти человека.

Обращение к проблемам человека и общества бесперспективно вне рассмотрения понятия природы как естественной основы общественного развития. Являясь обособившейся частью природы, общество взаимодействует с ней, развиваясь вместе с тем по своим законам. Как сложная система общество состоит из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и духовной, каждая из которых имеет свою сложную организацию. Именно поэтому предстоит основательно разобраться в их элементах и структуре, выяснить место и роль человека в экономических, социальных и других отношениях.

Рассматривая духовную подсистему общества, нужно обратить внимание на проблему общественного сознания, его уровни и формы, на отношение общественного и индивидуального сознания.

Социальная философия рассматривает общество не только как систему, но и как процесс. Проблема исторического процесса по-разному трактуется в многочисленных концепциях, знание которых позволит лучше понять источники и движущие силы социальных изменений, выяснить их направленность и критерии. Существенное значение в изучении темы имеют вопросы о видах социального детерминизма, о соотношении необходимости и случайности в процессе развития общества.

Не менее значительным является и уяснение философских проблем глобализации, так как они крайне актуальны и имеют междисциплинарный характер. Важно понять роль глобальных проблем, а также получить четкие представления о месте и роли философии в их осмыслении и решении. Появление данных проблем стало закономерным результатом общественного развития, и сегодня необходимы усилия, как минимум, основной части человечества в разрешении накопившихся противоречий в мире в целом. Имея в виду невозможность одновременного, тем более, полного устранения в обозримой перспективе даже основных глобальных противоречий современного мира, важно установить приоритеты их решения, чему способствует правильная классификация глобальных проблем и установление взаимосвязи между ними. Особое внимание следует обратить на экологическую и демографическую проблемы, на роль науки, нравственности и права в их решении. Философия призвана помочь найти решение важнейших проблем современного мира, вызванных процессами глобализации.

 

Вопросы для самоконтроля по курсу «Основы философии»

1. О чем Парменид говорил, что оно одно, оно едино, они не подвержено гибели, оно никем не порождено?

2. О количестве чего спорят монисты, дуалисты и плюралисты?

3. Каким понятием Лукреций Тит Кар обозначает первичный «материал» из которого создан весь мир?

4. На основе какой формы движения, согласно иерархии, возникает движение биологическое?

5. Как называется теория утверждающая, что пространство и время не существуют изолированно от материальных тел?

6. Верно ли высказывание «не любая информация является знанием»?

7. Как называется наука о неравновесный саморегулируемых открытых системах, основоположником которой стали И. Пригожин и Г. Хакен?

8. Какая философская традиция ориентируется на совершенствование внутреннего мира человека, а не на изменение внешней реальности и обстоятельств?

9. Какая наука оперирует понятиями «мораль» и «нравственность»?

10. Признаками чего являются наличие в обществе письменности, развитых религиозных представлений, законов, государства?

11. Назовите самую широкую, самую предельную философскую категорию?

12. Как называется философское течение, утверждающее наличие в основе этого мира множества субстанций?

13. Кто автор определения: «материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями, существуя независимо от них»?

14. Какая форма стоит на вершине иерархии форм движения?

15. Какая теория понимает пространство как чистую длительность, а время как чистую протяженность?

16. Как называется неупорядоченное рецептурное знание, приобретаемое стихийно в процессе жизни?

17. Как Т. Кун называл переход от одной научной парадигмы к другой?

18. Для какого этапа (направления) развития философии характерно понимание человека как субъекта духовной деятельности и носителя общезначимого духа и разума?

19. Как, с точки зрения эстетики, мы называем то, что соответствует нашим внутренним стандартам и образцу?

20. Кто предложил теорию развития цивилизации по схеме «природный вызов – культурный ответ»?


ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

2. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник/О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование).

3. Голубева Т.В. Основы философии: учеб.-методич. пособие / Т.В. Голубева. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование).

4. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие/В.Д. Губин. — 4-е изд. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование).

5. Миронов В.В. Философия: Учебник/Миронов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 928 с.

6. Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие / Сычев А.А., - 2-е изд., испр. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.

7. Тальнишних Т.Г. Основы философии: Учебное пособие/Т.Г. Тальнишних. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2014. - 312 с. - (Среднее профессиональное образование).

Дополнительные источники:

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: