Практическая работа
Философия о глобальных проблемах современности
Цель работы
1.1 Закрепить категории и понятия философии в области понимания условий формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
1.2 Научиться отличать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий, усваивать информацию, полученную из различных источников (объяснение преподавателя, тексты, компьютерная презентация);
1.3 находить правильные системы доказательств, аргументов в пользу собственной позиции при решении познавательного (проблемного) задания;
Теоретическое обоснование
Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них являются глобальными. К глобальным проблемам относятся мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего человечества.
Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:
• духовный кризис общества;
• распространение массовых заболеваний;
• угроза войны с применением оружия массового поражения;
• истощение природных ресурсов планеты;
• углубление экологического кризиса;
• демографическая проблема;
• рост терроризма;
• неравномерное социально-экономическое развитие регионов и государств планеты.
Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин.
Причины глобальных проблем
Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, - социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Например, экологические проблемы, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду и требуют для своего решения объединения усилий всего человечества.
Таким образом, глобальность этих проблем вытекает не из их "повсеместности" и тем более не из "биологической природы человека", как утверждают многие идеологи, а из - за все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом.
В чем суть экологической угрозы? Она неотъемлемый элемент и результат той эпохи, которая называется эпохой научно-технической революции.
Именно в условиях НТР, начавшейся в середине XX в., природные ресурсы перестали быть практически неисчерпаемыми по сравнению с колоссально возросшими материальными потребностями общества.
Маркс был абсолютно прав, предупреждая еще в условиях промышленной революции о том, что культура, если она развивается стихийно, а не сознательно, оставляет после себя пустыню.
Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он есть результат противоречий между действием законов общества и естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым уязвимым в ней стал человек.
Причин составляющих экологический кризис много, и они не равны по значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и технологии; химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая урбанизация, материальные, объективные причины.
Но, пожалуй, самая главная причина - низкий уровень духовной культуры, выразившийся, в том числе в экологическом невежестве человека и человечества.
Исходя из такого подхода к человеку, к обществу, к цивилизации, нужно уяснить простую истину: защищать природу человек сможет лишь тогда, когда он сам останется человеком в духовном смысле, человеком не только разумным, но и совестливым, так как разум и совесть - единственное достоинство и достояние Человека, позволяющее знать и оценить, что он "творит".
Второй вариант возникновения глобальных проблем - кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.
Например, проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле Приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны определяется не только ее последствиями, но и тем, что ненасильственный мир без ядерного оружия создает все предпосылки для научного и практического решения остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества. Одной десятой отчислений на военные расходы хватило бы для того, чтобы обеспечить необходимые капиталовложения в экономику развивающихся стран для ее модернизации. Такая же доля вычета из военных расходов на экологические программы позволила бы резко приостановить и смягчить последствия загрязнения окружающей среды на нашей планете.
Еще несколько столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего человечества. Военный конфликт с применением оружия массового поражения по своим последствиям непредсказуем.
Ядерное оружие может уничтожить не только цивилизацию, но и все живое на планете.
Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этические, экологические и культурные приоритеты.