Категории, выражающие структурные связи бытия.




К категориям, выражающим структурные связи бытия, относятся «часть» и «целое», «система», «элементы» и «структура», «форма» и «содержание». С их помощью осмысливаются вопросы «устрой­ства» мироздания и каждого сущего, любой вещи с точки зрения причастности к бытию.

Чтобы понять, что представляет собой тот пли иной предмет, люди стремились узнать, из чего он состоит. На основе познаватель­ного подхода к бытию сформировались понятия «часть» и «целое». Предмет воспринимался как целое, а его компоненты, звенья - как части.

«Часть» и «целое» философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов от­дельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщен­ности. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к ко­торому отдельные предметы выступают в качестве частей».

Такого типа связи имеют всеобщий характер. Простейший при­мер: частями молекулы воды как целого являются два атома водо­рода и одни атом кислорода. Водород имеет свои свойства (он горит, в обычных условиях находится в форме газа и т. д.), кисло­род - своп (он тоже газ, поддерживает горение и т. д.), но вода, как то целое, которое образовалось в результате соединения данных частей, получила интегратпвные свойства (в обычных условиях это жидкость, препятствует горению и др.), которыми не обладают во­дород и кислород по отдельности. Но вместе с тем следует заме­тить, что масса молекулы воды равна массе двух атомов водорода и одного атома кислорода, т. е. это ее качество является суммой соот­ветствующих свойств частей.

Объекты бытия таковы, что та или иная часть свойств любого предмета сводится к свойствам его частей. Этим обстоятельством и обусловлено желание людей узнать при познании предмета, из чего он состоит. Оно же вначале приводило к упрощенным механисти­ческим представлениям, согласно которым целое считалось простои совокупностью частей, т. е. к идее выводимости свойств целого из свойств его частей. Открытие интегратпвных свойств целого, их источника, заключающегося в связи всех частей, их взаимовлияния привело к убеждению, что целое больше суммы своих частей (его свойства не сводятся без остатка к совокупности их свойств). Это означало открытие принципа целостности в понимании и по­знании сложных объектов.

Категории «часть» и «целое» характеризуют и направление по­знания. Оно начинается с нерасчлененного представления о целом, затем продолжается расчленением целого на части и заканчивается воспроизведением предмета в мышлении в форме конкретного, де­тально понятого целого. При этом надо иметь в виду, что типы целостности различны. Они определяются типом, связи между ча­стями внутри целого. Например, связям функционирования (работе машины, взаимодействию ее частей) соответствует функциональный тип целостности, структурным связям (частей архитектурного со­оружения) — структурный и т. д. Разные типы тесно сопряжены между собой, поэтому целостность является обобщенной характери­стикой предметов, объектов, обладающих сложной внутренней струк­турой (клетка, общество, биологическая популяция), выступает как единство частей и многообразия их связей.

Осмысление взаимодействия категорий «часть» и «целое» спо­собствовало формированию новых категорий: «элемент», «структу­ра», «система», на базе которых сложился принцип системности и связанный с ним системный подход к самым различным объектам как важная методологическая установка в современной науке и прак­тике.

Система (от греч. systema - целое, составленное из частей) -упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обладаю­щая структурой и целостностью. Элемент (от лат. elementum -стихия, первоначальное вещество) — компонент системы, неразло­жимый далее при данном способе ее рассмотрения. Абсолютно про­стых элементов, не поддающихся дальнейшему расчленению, нет. Те пли иные компоненты выделяются как элементы системы лишь в за­висимости от способа ее рассмотрения, поэтому в их качестве могут фигурировать самые разные «единицы» анализа системы. Элемен­тами живого организма могут выступать молекулы, атомы, органы, клетки и т. д., в зависимости от того, какой уровень анализа нас интересует. Структура (от лат. structura — строение, расположе­ние, порядок) — упорядоченная совокупность внутренних устойчи­вых связей системы, которые обеспечивают ее целостность.

Системное исследование объектов нецелесообразно проводить, если в них, их совокупностях слабо выражены «системные эффек­ты», т. е. интегративные свойства. Например, в куче камней, песка подобных свойств почти не обнаруживается. Такие объекты назы­вают неорганизованными совокупностями. Если же эти «эффекты» проявляются достаточно интенсивно, как в биологических ор­ганизмах, то следует руководствоваться принципами системного ис­следования.

Основополагающим среди них является принцип целостности, согласно которому свойства системы принципиально несводимы к сумме свойств образующих ее элементов и потому свойства целого не выводимы из них. Тот же принцип фиксирует зависимость каждо­го элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и прочих факторов внутри целого (системы). Чрезвычайно важное методологическое значение имеют и другие принципы: «структур­ности (возможность описания системы через установление ее струк­туры, т. е. сети ее связей и отношений системы, обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных элементов, сколько свойствами структуры), взаимозависимости системы и среды (формирование ею и проявление своих свойств в процессе взаимодействия со средой в качестве его ведущего активного ком­понента), иерархичности (рассмотрение каждого компонента систе­мы как системы, а самой системы — как части более широкой систе­мы), множественности описания (в силу принципиальной сложно­сти каждой системы необходимость для адекватного ее познания построения множества различных моделей, каждая из которых опи­сывает лишь определенный аспект».

Существенный тип всеобщих связей бытия — взаимосвязь со­держания и формы. Содержание это категория диалектики, фиксирующая совокупность составных элементов, свойств и взаи­модействий, составляющих основу существования предмета или явления. Форма — категория диалектики, выражающая систему связей как способ организации и существования того или иного содержания, принцип его упорядоченности. Данные категории отра­жают разные, но неразрывные стороны одного и того же объекта: содержание оформлено, а форма содержательна. «...Содержание, -писал Гегель, — есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма — переход содержания в форму». Любой объект, процесс имеет содержание и форму. Например, в едином процессе материаль­ного производства отношение людей к природе (во всем его техно­логическом воплощении) как главная связь выступает его содержа­нием, а их отношения друг к другу как производные связи — его формой.

Содержание и форма — категории относительные. То, что пред­стает формой в том или ином объекте, в свою очередь может «раздваиваться» на содержание и форму. Так, производственные отно­шения суть форма развития производства, но они же — содержание развития совокупности всех общественных отношений, а политические, правовые, нравственные, религиозные отношения — это раз­личные формы развития всех социальных отношений.

Форма и содержание едины, соответствуют друг другу, но не­сколько не равноценны по значимости. Содержание определяет форму, оно динамичнее ее. Форма более консервативна, поэтому их адек­ватность относительна: говоря о ней, всегда имеют в виду большую или меньшую полноту соответствия. Форма имеет некоторую само­стоятельность и оказывает на содержание активное воздействие. Она ускоряет его развитие, если в основном соответствует ему, и замедляет, когда начинает не соответствовать. Такое взаимодействие в бытии формы и содержания имеет важное методологическое зна­чение.

Объективная диалектика ориентирует на изучение предметов и процессов действительности в единстве их содержания и формы, а также определяет направление познания (особенно на начальных его этапах) от формы к содержанию, от него—к предмету как целому, затем опять к изучению формы на новом уровне знаний и т. д. Формализация знания, например, дополнение содержательной интерпретацией результатов формального исследования в виде раз­личных математических соотношений, весьма успешно применяется в точных науках. Есть науки, изучающие различные формы: геомет­рия, структурная лингвистика, кристаллография и др. Все они ба­зируются на относительной самостоятельности формы.

Требование единства формы и содержания, их соответствия друг другу тонко чувствуют и реализуют в своих произведениях твор­ческие работники в поэзии, живописи и т. д. Не любое содержание может стать их предметом, не каждый сюжет подходит для той или иной художественной формы. Невозможно представить себе, напри­мер, известных политических деятелей в качестве поющих персона­жей в опере или хореографического образа в балете. Чувство люб­ви в разных обстоятельствах может быть различным. Много раз испытал его А. С. Пушкин, что запечатлелось в его лирике. Три стихотворения — «Я помню чудное мгновенье...» (посвященное А. П. Керн), «Калмычке» (посвященное случайно увиденной им во время путешествия калмычке) и «Мадонна» (посвященное жене Н. Н. Гончаровой) демонстрируют соответствие формы своему со­держанию, разного «качества» чувства поэта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: