Использование моделирования в курсе «Окружающий мир»




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет дошкольного, начального и специального образования

Кафедра теории, педагогики и методики начального образования

И изобразительного искусства

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика начального образования»

студентки заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Начальное образование

2 курса группы 02021455

Казимовой Халиды Закировны

 

 

Допущена к защите   «___»_____2016 г. ________ ____________________ подпись (расшифровка подписи) Научный руководитель: к. биол. н., доцент Зерщикова Т.А.
Оценка______________________ «___»____________2016 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи)  

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. Роль моделирования как практического метода обучения в курсе «Окружающий мир» начальной школы……………...7

1.1. Основы моделирования и его роль как практического метода обучения…………………………………………………….……...7

1.2. Использование моделирования в курсе «Окружающий мир» и его влияние на обучение младших школьников……………….12

Выводы по I Главе………………………………………………20

ГЛАВА 2. Методика применения метода моделирования на уроках «Окружающий мир» при изучении взаимосвязей в природе……………………………………………………………21

2.1.Характеристика программы курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова «Зеленый дом» с позиции темы исследования………………………………………………………21

2.2.Диагностика сформированности взаимосвязей в природе у младших школьников………………………….…………..……..25

2.3. Планирование и конструирование уроков окружающего мира в 3 классе с использованием метода моделирования при изучении взаимосвязей в природе……………………………….27

2.4. Выявление результатов формирующей работы в ходе контрольного исследования и обсуждение полученных результатов…………………………………………………….….32

Выводы по II Главе……………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………35

Библиографический список …………………………………………………37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях современной научно-технической революции, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, особое значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость активно использовать на уроках окружающего мира такой метод обучения, как моделирование. Именно моделирование, на мой взгляд, в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об экологических связях. Так как модели делают «видимыми» невидимые связи, где объекты соединены стрелками или линиями. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы детей, их непосредственное участие в построении моделей. Всё это активизирует познавательную деятельность детей и помогает им устанавливать связи, существующие в природе.

Моделирование как метод обучения применялся с первых шагов человека по передаче своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему времени принадлежит его активное теоретическое осмысление, а следовательно, и более осознанное применение в практике(Клепинина, З. А., С.166). Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков, формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Этой проблеме уделяют внимание следующие авторы: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина и другие.

Актуальность проблемы исследования в том, чтоначальная школа - принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении.

Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности. На начальном этапе необходимо развитие словесно-логического мышления, произвольной смысловой памяти, внимания, интеллектуальных операций (анализ, сравнение, классификации и др.), а также организационных умений, способности к реализации внутреннего плана действий. Этому способствует построение моделей на уроках.

Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков и т.д., формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Это позволяет учителю в последующем поставить перед собой задачу дальнейшего развития мышления ребенка, а именно способности выстраивать сложные гипотезы, проверяя их логичность и объяснительную силу.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного использования приема моделирования в обучении младших школьников по предмету «Окружающий мир».

Цель исследования: изучить условия эффективного применения приема моделирования на уроках окружающего мира для оптимального процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Объект исследования – процесс использования приема моделирования в обучении младших школьников по предмету «Окружающий мир».

Предмет исследования – методика эффективного использования приема моделирования на уроках окружающего мира с целью установления школьниками взаимосвязи в природе и развития логического мышления.

Гипотеза исследования: использование приема моделирования на уроках окружающего мира, позволяет развивать логического мышления и устанавливать взаимосвязи в природе.

Задачи исследования:

·изучить литературу по проблеме использования моделирования на уроках окружающего мира;

·сравнить точки зрения различных педагогов на использование моделирования;

·Систематизировать материал; наметить план для дальнейшей работы;

Провести диагностику развития логического мышления и способности устанавливать взаимосвязи в природе,

разработать задания повышающие способность устанавливать взаимосвязи в природе у младших школьников.

В ходе изучения данной проблемы мы будем использовать следующие методы теоретического исследования:

- Теоретический (анализ точек зрения разных специалистов в области изучения этого вопроса);

- практический (отбор нужного материала по проблеме, диагностика, ее организация и проведение), анкетирование, наблюдение, анализ;

- статистический (обобщение и систематизация отобранного материала).

Практическая значимость исследования. Результаты курсовой работы могут быть использованы педагогами при подготовке уроков окружающего мира в начальной школе.

Опытно-экспериментальная база – обучающиеся 3 класса МОУ «Вязовская СОШ» Краснояружского района.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


ГЛАВА 1. РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
КАК ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИЕМА ОБУЧЕНИЯ
В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Основы моделирования
и его роль как практического приема обучения
в курсе «Окружающий мир» начальной школы

В современных условиях в начальной школе существует достаточно возможностей, позволяющих формировать исследование объектов познания на их моделях. Эти возможности состоят в применении учителями соответствующих форм и методов, использовании приемов моделирования развивающей экологической среды.

Одним из основных приемов научного познания окружающего мира младшими школьниками, является прием моделирования. С помощью данного приема можно формировать у детей умение оперировать представлениями в новой, незнакомой для них ситуации, а также наглядно показать скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений окружающей действительности.

Как известно, в основе приема моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет дети замещают другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Поэтому по мере осознания способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с учителем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Психологи в своих работах показали, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Л.А. Венгер выдвинул предположение о том, что психологическим содержанием формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных способностей «являются действия пространственного моделирования – построения и использования наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям. С этих позиций моделирование используется в педагогике, в частности при ознакомлении младших школьников с природой (Блохина, С.Н. С.57 - 62).

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения. Пугливость и скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ — все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми младшего школьного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.

Проанализируем педагогические исследования, в которых применялось моделирование природных объектов. Остановимся сначала на использовании иконических моделей (т. е. имеющих сходство с натурой) как более доступных для восприятия и понимания детьми.

В некоторых исследованиях, посвященных ознакомлению школьников с приспособленностью животных к среде обитания, используются модели отдельных животных. Картонная модель бабочки павлиньего глаза, сидящей на коре дерева, имела подвижные крылья. Модель позволяла демонстрировать не только особенности строения и поведения, но и приспособительную связь со средой обитания, в основе которой — маскировочная и запугивающая окраска и формы поведения (затаивание, интенсивная демонстрация ярких пятен). Бумажная модель хищной птицы, воспроизводящая ее полет и нападение, демонстрировала детям приспособительные формы защитного поведения некоторых животных (еж, черепаха и др.).

Иной тип моделирования природных объектов применялся в исследованиях Н. И. Ветровой. Она ставила задачу расширить и уточнить конкретные представления о растениях у детей младшего школьного возраста. С этой целью их обучали приемам расчленяющей абстракции с помощью моделирования различных признаков строения растений.
Н.И. Ветровой были разработаны модели-шкалы признаков цвета, величины, характера поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения. Наблюдая за растениями, дети самостоятельно составляли сенсорную модель — полоску, отображающую его варьирующие признаки. В результате обучения изменился характер наблюдения детей, появилась многоплановость в восприятии объектов. Дети научились характеризовать растения одновременно по многим признакам. Моделирование данного типа способствовало сенсорному развитию детей.

В различных исследованиях, кроме иконических, использовались абстрактные обобщающие модели, воспроизводящие характер сцепления отдельных компонентов комплекса «животное — среда». Например, модель маскировки показала значение совпадения и несовпадения окраски, наличия или отсутствия движения для опознания плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель определенного цвета. Эта модель позволяет формировать у детей обобщенное представление о явлении маскировки как таковом. После демонстрации на модели трех-четырех разных по форме и цвету фигур дети начинали понимать, что для маскировки любого предмета (животного) важны два признака: окраска, совпадающая с окружающим фоном, и неподвижность. Таким образом, становилась очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между особенностями строения и поведения конкретных животных и свойствами среды их обитания. (Венгер, Л. А. С.134 – 145).

Данный тип моделей способствует умственному воспитанию детей, так как наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера; это помогает познать явление в обобщенном виде, развивать не только наглядно-образное, но и логическое мышление ребенка.

При ознакомлении школьников с живой природой важное значение имеют закономерно протекающие изменения: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе и др. Особую роль в познании природных изменений играет сопоставление, которое выявляет устойчивые и меняющиеся признаки объектов. Исследования показывают, что сопоставление различных состояний меняющегося объекта или явлений, разделенных большими промежутками времени, требует развитого образного мышления. Такое сопоставление становится доступным детям младшего школьного и дошкольного возраста лишь при специальной организации обучения — создании графических моделей, отражающих эти процессы.

Графическое моделирование неоднократно использовалось в психологических исследованиях, проводимых под руководством Л.А. Венгера, с целью формирования у школьников модельных представлений о пространственном расположении предметов о конструируемых и изображаемых в рисовании объектах (Л. Л. Серхио, В. В. Холмовская, Л. И. Цеханская). Общим в этих исследованиях является моделируемое содержание — отдельные предметы или группы предметов (в одних случаях объединенные на основе существенного сходства в обобщенные категории; в других — взаимосвязанные пространственным расположением). Исследованиями установлено, что графическое моделирование оказывает положительное влияние на развитие продуктивной и интеллектуальной деятельности школьников.

Но можно использовать иной, пространственно-временной тип графического моделирования. Универсальным средством в данном случае может стать серия графических изображений объекта на разных этапах его преобразования. Такая серия, составленная с учетом временных изменений объекта, адекватно отражающего скорость изменения объекта, дает наглядное представление о характере и последовательности преобразований предмета или явления. По этому принципу разработаны различные типы графических моделей для фиксации состояний меняющихся природных объектов (в педагогической интерпретации их называют календарями наблюдений за явлениями природы).

Наиболее часто в методической литературе встречается следующая классификация видов моделирования на уроках окружающего мира:

Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы. Сюда можно отнести построение обобщенных моделей различных групп растений, животных.

К этому типу можно отнести раскрывающие экологические связи при изучении сезонных изменений в природе, связи живых организмов со средой обитания (приспособления к условиям жизни в воде, на земле, под землей, приспособления для защиты от врагов), пищевые связи.

Моделирование, выявляющее особенности функционирования, роста, развития организма и другие процессы в природе. В качестве основы для моделирования такого типа можно использовать традиционно включаемые в учебники естествознания схемы, характеризующие развитие растений из семени, круговорот воды в природе, смен дня и ночи, времен года, сезонные изменения в жизни деревьев.

Представляют интерес обобщенные модели процесса изменения изучаемого объекта в сторону его:

Увеличения →

Уменьшения →

Разрушения или дробления на части →

Моделирование, отражающее способы деятельности (трудовой или исследовательской) с природными объектами. Элементами моделирования трудового процесса могут быть схематические рисунки его этапов, предметы, необходимые для его выполнения, изображение объекта до начала работы с ним и после.

Таким образом, учащиеся под руководством учителя пользуются приемами моделирования в процессе получения новых знаний. Это означает, что моделирование может успешно применяться и как вид проектирования учебной деятельности, и как способ алгоритмизации учебной деятельности учащихся.

 

Использование моделирования в курсе «Окружающий мир»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: