Виктор Гридин был необыкновенно талантлив, сам сконструировал собственные инструменты (последнему его баяну с шестирядной клавиатурой до сих пор нет аналогов).




Виктор Федорович Гридин

Советский и российский баянист-виртуоз, композитор, солист и главный дирижер оркестра Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия»; заслуженный артист РСФСР (1980), народный артист РСФСР (1987).

 

Память о Гридине живет в сердцах курян. Простой человек с необъятной русской душой. Так говорят о Гридине все, кто когда-либо прикоснулся к его творчеству. Природный талант, одержимость искусством и трудолюбие, блистательная гнесинская школа артистическое обаяние покоряют всех, кому посчастливилось слышать игру этого уникального баяниста-виртуоза. Гридин написал такое количество музыкальных произведений, он так обработал известные уже мелодии и партитуру песен, что они ушли в народ и многие по праву считаются народными.

Гридин внес большой вклад в развитие баянного исполнительства в России, являлся автором многочисленных виртуозных сочинений для баяна, изданных в грамзаписях. Талант музыканта-виртуоза и композитора Виктора Федоровича Гридина - это национальное достояние России.

Виктор Федорович Гридин родился 28 февраля 1943 года в с.Пристенном Пристенского р-на Курской области. После школы Виктор закончил Харьковское музыкальное училище и отправился покорять Москву. Будущий баянист-виртуоз поступил в музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных и в 1962 году окончил его по классу баяна А. Т. Гаценко, а в 1982 году - институт им. Гнесиных, по классу баяна В.П. Кузовлева.

Сразу же после окончания музыкального училища девятнадцатилетний музыкант был приглашен солистом Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством известного советского дирижера Юрия Силантьева.
В 1968-1975 годах Виктор Фёдорович солист дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова.
С легендарным ансамблем В. Гридин объехал полмира.

Тогда же начинается творческая дружба молодого музыканта с Уральским трио баянистов. Специально для этого коллектива Гридин пишет ряд музыкальных сочинений и обработок («Веселый хоровод», «Озорные наигрыши», «Утушка луговая» и др.). В этих произведениях отразились наиболее характерные стилистические черты
Гридина-композитора и Гридина-исполнителя. Это необыкновенная жизнерадостность, задушевная лирика и юмор. В техническом плане - фактурная, тесситурная и регистровая изобретательность, виртуозность высшего класса. Исполнительскую манеру музыканта отличают легкость, изящество, богатство художественно-выразительных возможностей, виртуозное владение инструментом.

Артистическая карьера Виктора Гридина была стремительной и яркой. Он словно рожден был для сцены - красивый, статный, от природы удивительно артистичный. Встречаясь со зрителями, был приветлив и очаровывал своей улыбкой, излучая в зал доброту.
В 1975 году Виктор Федорович возглавил группу музыкантов, которая аккомпанировала известной певице — Людмиле Зыкиной. Годом позже они вместе создали знаменитый Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». С 1976 по 1993 годы Гридин был главным дирижером и солистом этого ансамбля, а Людмила Зыкина — художественным руководителем. С ансамблем «Россия» много гастролировал по городам СССР и за границей. Часто приезжал на гастроли в Курск и родную Пристень.

Виктор Гридин автор многих произведений для оркестра русских народных инструментов, для гитары, а также пьес и обработок народных мелодий для баяна.
Наиболее известные произведения: Виктора Гридина: «Озорные наигрыши», «Рассыпуха», «Утушка луговая», «На берегу лазурного залива», «Цыганская рапсодия», «Ехал казак за Дунай», «Дунайские волны», «На арене».

Его произведения для баяна соло и в сопровождении русского народного оркестра отличаются подлинно концертным блеском, прекрасным знанием художественных возможностей как баяна, так и сопровождающего его оркестра. Пьесы «Весенний хоровод», «Озорные наигрыши», «Рассыпуха», «Цыганская рапсодия», обработки народных песен «Утушка луговая», «Тонкая рябина», «Ехал казак за Дунай» завоевали широчайшую популярность среди профессионалов и любителей музыки, предоставив баянистам широкие возможности для выявления собственного виртуозного мастерства. Александр Селиванов, Юрий Медяник, художественный руководитель и главный дирижер государственного народного ансамбля «Россия» Дмитрий Дмитриенко исполняли «Карело-финскую польку», – это произведение считают визитной карточкой Виктора Гридина.

Большим своеобразием и виртуозностью отличалась исполнительская манера Виктора Гридина. Феноменальной техникой двойных нот артист владел блистательно. Знаменитый шестирядный баян, который он смастерил сам, даже в сольном исполнении становился настоящим оркестром. Сложнейшие музыкальные полотна в исполнении артиста звучали непринужденно, свежо и легко. В изящном сопровождении скрипок баян Гридина сверкал жемчужными пассажами, в роскошном сочетании с медными духовыми инструментами пленял бархатной красочностью и грациозностью.

В мире баянного исполнительства Виктор Гридин - музыкант-новатор. Он обладал своеобразным, только ему присущим звукоизвлечением, изобретал новые приемы игры на баяне. Он первый ввел поперечное глиссандо на пятирядовой правой клавиатуре, его феноменальная техника двойных нот не имеет аналогов в исполнительстве на баяне. Даже сегодня профессиональные баянисты с сомнением относятся к возможности игры в сексту таких сочинений, как «Мартовский хоровод» Григораша Динику и веселый хоровод самого Виктора Гридина.

Знаменитый «Мартовский хоровод» Г. Динику звучит довольно своеобразно. Исполнитель нашел оригинальное решение пьесы: он многократно усложнил ее фактуру: вместо одноголосия - сексты, терции, и вся эта усложненная фактура исполняется легко и непринужденно в предельно быстрых темпах.

Произведения «Ехал казак за Дунай» и «Карело-финская полька» как бы завершают цикл пьес, записанный с оркестром ансамбля «Россия». Почти половину первой пьесы Гридин играет соло и только в темпе Presto, с головокружительными виртуозными вариациями солиста вступает оркестр. В «Карело-финской польке» вступление и заключение изображают расстроенную шарманку или нестройный «сельский ансамблик».

Виктор Гридин был необыкновенно талантлив, сам сконструировал собственные инструменты (последнему его баяну с шестирядной клавиатурой до сих пор нет аналогов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: