Планирование работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)
11.10.2007, 15:03
Планирование работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)
В контексте методической темы ОУ педагоги определяют для себя проблему самообразовательной деятельности. Тема не может быть навязана извне, она вытекает из профессионального интереса педагога. Вся работа учителя - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.
Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Начинающему педагогу в этом сложном деле, как правило, необходима помощь руководителя ОУ, методиста. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. Задача руководителей методических служб (всех уровне) состоит в том, чтобы планирование собственного профессионального развития становилось для педагога внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, постоянно совершенствоваться.
Ниже приводится одна из форм плана работы над методической темой. Еще одна (более простая) схема была опубликована в "Вестнике ПОИПКРО" N1.
Индивидуальный план работы педагога над методической темой
IПояснительная записка (схема написания):
1. проблема;
2. тема;
3. цели и задачи;
4. основные формы и методы работы;
5. прогнозируемый результат.
II Основные этапы работы
N
Название этапа, содержание примерной деятельности педагога
1.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
анализ затруднений;
анализ состояния образовательного процесса;
выявление противоречий;
изучение литературы по проблеме
2.
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
определение целей и конкретных задач;
формулировка гипотезы (для уровня научной, экспериментальной работы);
прогнозирование результатов
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
составление программы работы;
подготовка материально-технической базы;
методическое обеспечение
4.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
реализация собственной программы (методики, технологии:);
отслеживание промежуточных результатов
5.
КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ
проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур;
при необходимости корректировка программы
6.
ОБОБЩАЮЩИЙ
обработка полученных данных;
соотнесение полученных результатов с планируемыми;
корректировка гипотезы;
оформление, описание результатов
7.
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности;
распространение данной программы (методики, технологии:) при наличии запроса на нее
8.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет:);
подведение итогов
Перспективный план представляет собой распределение тем и заданий (в соответствии с целями) между членами педагогического коллектива (методического актива района), последовательность их выполнения по годам, определение формы и способа представления промежуточного и итогового результатов. Перспективный план обеспечивает преемственность, системность в методической работе. Он должен соответствовать программе развития образования района, ОУ.
Перечисленные виды планов по длительности тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, дополняет, корректирует предыдущий.
Год работы над темой________________________________________________________________
Деятельность по реализации темы______________________________________________________
(изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, мероприятия; семинары; прошёл обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале, газете и. т.д.)
По окончании работы над темой самообразованию сдается итоговый отчет.
Форма представления материалов_______________________________________________________
(Результаты работы могут быть представлены: доклад, реферат, статья в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно-методической разработки; наработанный материал поступает в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами).
(Формы представления: отчет на заседании методсовета, педсовета, семинар, практикум, тренинг, мастер – класс, открытое занятие)