Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества (тема 6 – окончание)




Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим.ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура

Надстройка — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

↓ ↑

Способ производства Базисэто экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства) ↓ ↑ Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая при­надлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, по­стоянно развивающимся элементом способа производ­ства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе воз­никает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и пе­рехода на новую ступень общественного развития, к но­вой общественно-экономической формации. Старые про­изводственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное разви­тие как закономерную, объективно обусловленную, ес­тественно-историческую смену общественно-историче­ских формаций:

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «ци­вилизация» (от лат. civis — гражданин), которое имеет множество трактовок:

ü Как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер)

ü Как определен­ная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер)

ü Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса

ü Как синоним культуры (например, А. Тойнби)

Любая цивилизация характеризуется не столько про­изводственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и спосо­бами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

 

Современные типы Структура
· Западная · Восточноевропейская · Мусульманская · Индийская · Китайская · Японская · Латиноамериканская   · Культурно-психоло­гическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей) · Политическая под­система (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т. д.) · Экономическая под­система (производст­во, потребление, обмен продуктами и услуга­ми, технологиями, система коммуника­ций, принципы регу­лирования и т. д.) · Биосоциальная под­система (семья, родст­венные связи, половоз­растные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т. д.)

 

 

Различными исследователями выделяется множест­во локальных цивилизаций (например, английский социолог, А.. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охваты­вать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цив-ций делят на две большие группы — западную и восточную.

 

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприя­тия мира Рациональное, про­тиворечивое восп­риятие — «фаустовско-гамлетовское » Эмоциональное, целост­ное восприятие(икеба­на, вера в бесконечную цепь смертей и возрож­дений)
2. Отношение к природе Стремление подчи­нить себе природу. Человек — венец природы, и все созда­но для его пользы. Для возмещения не­совершенства чело­века создается и ис­пользуется техника   Стремление быть в гар­монии с природой. Че­ловек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усо­вершенствование своей души и тела  
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет свобод­ной личности, обла­дающей граждански­ми правами. Ценно­сти индивидуальной свободы Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господст­во традиций коллекти­визма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государ­ственной и общинной собственности. Принцип власти — собственнос­ти (власть рождает соб­ственность, а утратив­ший власть становится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к про­грессу, постоянное изменение форм де­ятельности, исполь­зование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный ха­рактер     Стремление к воспроиз­водству самих себя, поддержанию традици­онного образа жизни. Развитие общества но­сит циклический харак­тер

 

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивили­зацияна локально-региональном, уникальном, своеоб­разном.

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотно­шение объектив­ных и субъектив­ных фак­торов об­ществен­ного развития   Объективные законо­мерности развития но­сят всеобщий характер. Хотя общественные за­коны прокладывают се­бе путь через деятельность людей, они непре­ложны Человек — единст­венный творец исто­рии, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности
2. Соотно­шение матери­альных и духовных сфер жиз­ни общест­ва Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от более низкой к более высокой ступени разви­тия. Главные критерии прогресса связаны с со­вершенствованием про­изводственных отноше­ний Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческо­го многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать от­дельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Примени­тельно к духовной куль­туре это понятие можно использовать очень ог­раниченно
4. Досто­инства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных на­родов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить опреде­ленные закономерности исторического развития общества; — предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран — позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и на­родов во всем их много­образии и специфике; — ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода(ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр ис­следования человече­скую деятельность и человека
5. Недос­татки — многие народы не про­ходили в своем разви­тии через все и даже че­рез большинство форма­ций; — большинство процес­сов политического, ду­ховного, идейного, куль­турного порядка не мо­гут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формацион-ного подхода неизбеж­но отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; — недостаточное внима­ние уделяется своеобра­зию, уникальности, непо­вторимости отдельных обществ и народов — при своем последо­вательном применении ведет к тому, что ста­новится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции це­лых народов и обществ; — сводит к минимуму возможности исследо­вания закономерностей исторического разви­тия человеческого об­щества

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматри­вать как взаимоисключающие друг друга. К ним необхо­димо относиться с точки зрения принципа дополнитель­ности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

 

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизацияэто процесс перехода от традици­онного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

 

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития за­падного капитализма. Более поздние теории модерниза­ции характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в ус­ловиях существования «образца», например в виде за­падноевропейской либеральной модели, часто такая мо­дернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и соци­альной организации «универсальными» (западными) формами современности.

 

Можно выделить несколько классификаций (типо­логий) общества:

 

 

1) дописьменные и письменные;

 

 

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления общест­вом, а также степень его дифференциации: в простых об­ществах отсутствуют руководители и подчиненные, бога­тые и бедные, в сложных обществах существует несколь­ко уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убыва­ния доходов);

 

3) первобытное общество, рабовладельческое обще­ство, феодальное общество, капиталистическое об­щество, коммунистическое общество (в качестве крите­рия в данной типологии выступает формационный при­знак);

 

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

 

 

5)

 

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (инфор­мационное)
Основной фактор производ­ства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характер производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда Индивидуальный труд Преимущественно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения Сельское хозяйство — около 75% Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% Сельское хозяйство — до 3%, промышлен- ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Социальная струк- тура Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Продолжительность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, не­контролируе­мое Глобальное, контролируе­мое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость об­щества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­лити-ческие свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание само-управляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют тра-диционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; пре-обладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов Особая роль науки,обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование

 

 

6)

Формационный подход (стадиальный, ступенчатый) Цивилизационный подход
1. Главное внимание уделяется изучению объективных, незави­симых от человека закономерно­стей развития. 1. В центре изучения — человек. Об­щество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов дея­тельности.
2.Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего произ­водству. 2. Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших ду­ховных ценностей, ядро культуры.
3.Общество рассматривается как движение от более низкой ступе­ни развития к более высокой. 3. Общество - это совокупность циви­лизаций, каждая из которых неповто­рима, прогресс относителен.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: