Тема 2 «Формы и методы психосоциальной работы»
Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.
Психосоциальная работа включает в себя две разные формы:
1) Общественно направленное действие либо профилактическая психосоциальная работа, как она по другому называется, заключается в просветительской деятельности либо передаче знаний разным группам. Примером данной работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, примером её объекта - группа для родителей в детском здравоохранении.
2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. Речь идет об индивидуально направленном воздействии.
2. Основные формы психосоциальной работы.
Психосоциальную работу с населением разделяют на индивидуальную и групповую формы.
Групповая работа может быть посвящена поиску способов решения трудной жизненной ситуации и овладению ими.
К таким способам относятся:
1. нейтрализация или разрешение проблем, связанных с работой, занятостью, трудоустройством;
2. проживание утрат и потерь;
3. приспособление к изменившимся условиям жизни и выживание в трудной жизненной ситуации;
4. выработка конструктивных социальных навыков сотрудничества, партнерства и построение новых безопасных отношений.
Групповая работа как форма психосоциальной работы
– динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. В социальной реабилитации и адаптации групповая работа важна и эффективна, а индивидуальная дополняет её и помогает ей стать более успешной.
Групповая работа стимулирует пациентов к размышлениям и действиям, она формирует активные установки в отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека.
Наиболее важный результат групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников.
Основа этих преобразований - переосмысление жизненных ценностей. Таким образом, в групповой работе может осуществляться процесс групповой коррекции (изменение, поправка, исправление) ценностей
3. Психосоциальная диагностика.
Психодиагностика определяется как совокупность теоретических знаний и система практических методов количественного и качественного оценивания психологических свойств человека: его познавательных способностей, психических состояний и личности.
Цель социального работника состоит не в оценивании личности клиента (это задача психолога), а в изучении его поведения и отношения к обществу, другим людям, группам, что зачастую порождает для него социальные проблемы, создает трудную жизненную ситуацию.
Эта цель реализуется через решение ряда задач:
- выявление достоверной информации о клиенте и его окружении;
- формулировка проблемы в сфере психосоциальной помощи;
- прогнозирование на основе анализа собранной информации и экспертной оценки возможных психосоциальных изменений;
- выработка рекомендаций для принятия решений, психосоциального проектирования действий по оказанию психосоциальной помощи.
Для того чтобы взаимодействовать с клиентом, более точно сформулировать психосоциальный диагноз,
соответственно, цель и возможности взаимодействия с ним, специалист по социальной работе должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о нем, а именно о его индивидуальных свойствах, поведении, которое он реализует в данный конкретный жизненный период; его способностях, от которых зависят и которыми определяются его возможности; степени успешности его деятельности в определенных сферах.
Этапы психосоциальной диагностики:
1) получение достоверного представления о клиенте, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлениях изменения и совершенствования;
2) диагностика как постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение нормативных параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
3) диагностика каждой проблемы, измерение и анализ всех показателей;
4) построение выводов, на основе которых делается заключение, определение психосоциального диагноза. Проблемы, выявленные в ходе диагностики, составляют психосоциальный диагноз. Полученные результаты могут корректироваться в совместной работе с психологами.
4. Этические аспекты психосоциальной диагностики.
От специалиста по социальной работе при проведении диагностики требуется профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально-этических принципов. Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных, что предполагает минимизацию субъективных, предвзятых мнений тех, кто проводит диагностику.
- Принцип причинной обусловленности. Позволяет в процессе диагностики не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функционирования.
- Принцип конфиденциальности. Предполагает неразглашение результатов диагностики без согласия клиента, соблюдение прав клиента.
- Принцип ненанесения вреда. Результаты диагностики не должны быть использованы во вред клиенту.
- Принцип научной обоснованности Результаты диагностики должны быть достоверными и надежными.
- Принцип эффективности. Спроектированная психосоциальная помощь и рекомендации для клиента должны быть эффективными и привести к ожидаемым, прогнозируемым результатам.
- Принцип независимости клиента. Специалисты по социальной работе не должны во время диагностики оказывать давление и сохранять контроль над клиентами, доминировать над ними.
5. Психосоциальная коррекция, психотерапия и психологическое консультирование
Методы психосоциальной работы заимствованы из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением.
К ним относят:
· психологическое консультирование,
· социально-психологический тренинг и аутотренинг,
· деловая игра и др.
Психологическое консультирование является одним из самых популярных методов работы соц. педагогов и психолого-педагогических служб. Он предполагает оказание психологической помощи в решении личностных, детско-родительских, супружеских и др. проблем психологического характера.
Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Социально-психологический тренинг представляет собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе. Это организация с помощью специальных методик внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений в направлении развития у индивидов коммуникативных способностей, рефлексии, навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. Базовыми средствами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных их модификациях и сочетаниях.
Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением), так и для выработки специфических коммуникативных навыков у представителей тех профессий, которые предполагают интенсивный контакт с другими людьми (например, у руководителей, педагогов, медицинского персонала, спортивных тренеров и т. д.).
Аутотренинг — психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении.
Аутотренинг используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.
Приемы аутотренинга разработал в 30-е годы немецкий психотерапевт И. Шульц. В настоящее время, по подсчетам одного из специалистов, число публикаций, посвященных аутотренингу, перевалило за 4 тысячи. Социальному педагогу следует помнить, что выбор приемов аутогенной тренировки строго индивидуален для каждого клиента.
Деловая игра — форма воссоздания предметного и соц. содержания определенной деятельности, моделирования системы отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели.
Довольно эффективен и продуктивен метод системных решений (семейных и организационных расстановок), но он требует специальной подготовки специалиста в системе повышения квалификации или дополнительного профессионального образования.
Формы используемые в психосоциальной работе, выбираются в зависимости от клиента, т.е. на кого направлена эта методика.
Так если, например психосоциальная работа направлена на детей или детей – сирот то в процессе деятельности специалист выбирает ряд методик для конкретной группы.
Итак, формы проведения психосоциальной работы:
Игра-драматизация. Этому виду психопрофилактической работы отводится исключительная роль в связи с его комплексным воздействием на развитие ребенка. Выбирая сказку в качестве материала для занятий, идет ориентировка на данные психологических исследований, в которых сказка рассматривается как средство творческого освоения мира, которое позволяет дошкольнику в особой метафорической форме обозначить собственную картину мира, развивает его эмпатийные чувства. Проводимая предварительно работа над художественным произведением подготавливает почву для игр-драматизаций.
Дети, которые уже умели выстраивать логику сюжета, говорить от имени персонажа и вести диалог, выполнять выразительные движения не стеснялись делать эмоциональные предпочтения. Это позволило в играх-драматизациях не механически заучивать текст роли, а конструировать высказывания персонажа в соответствии с мотивами поведения.
Этот вид игр дает психологу большие возможности для работы над содержанием роли и ее социальной направленностью.
Ролевые игры парами. Учитывая социальные трудности воспитанников, в игре проводится предварительное обучение в малых подгруппах по 2-3 ребенка.
Взрослый побуждает детей воплощать в игре свои замыслы, мечты и увлечения, тематически связанные с прошедшей экскурсией. Основной акцент в работе делается на углубленное понимание и верное отражение межличностных и деловых отношений между игровыми персонажами. Особенное внимание уделяется эмоционально-нравственному аспекту ролевых отношений.
Ролевые игры в паре подготавливают воспитанников к коллективным сюжетно-ролевым играм в плане развития предметного и ролевого замещения, ролевого поведения и самостоятельности детей в формировании игрового замысла, а также последовательном изображении игровых событий.
Психогимнастические этюды, упражнения и игры направлены на развитие выразительных движений и эмпатии (способности к сопереживанию), коррекцию эмоциональных состояний и приобретение навыков саморасслабления.