TOM I
НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС
(Б. Боденхамер, М. Холл)
Введение 15
ЧАСТЬ I. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫНЛП....20
Глава 1. Сущность модели: репрезентативные системы 21
Глава 2. Основы. Налаживание контакта с людьми: установление и поддержание раппорта 50
Глава 3. Позиции восприятия 59
Глава 4. Базовые пресуппозиции КПП и использование ресурсных состояний. Размышления о теории 64
Глава 5. НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации.
Моделирование техники мастеров коммуникации 82
Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния 97
Глава 7. Искусство управления состояниями 108
ЧАСТЬ II. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП.... 114
Глава 8. Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии» 115
Глава 9. Гипноз. Часть I.
Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза». Использование языка для создания
нейролингвистических «реальностей» 141
Глава 10. Гипноз. Часть II.
Милтон модель. Специфические языковые паттерны искусной неопределенности 159
Глава 11. Гипноз. Часть III.
Истории, метафоры, аналогии 169
Глава 12. Категории по Сатир. Внесение разнообразия в коммуникацию 182
ЧАСТЬ III. МОДЕЛЬ
НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП 188
Глава 13. Якорение: управление нервными процессами.
Разговор на беззвучном языке 189
Глава 14. Фокусирование на субмодальностях 213
ЧАСТЬ IV. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ 232
Глава 15. Стратегии 233
Глава 16. Введение в работу на линии времени 259
ТОМ II
НЛП-МАСТЕР: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС (М. Холл, Б. Боденхамер)
Введение 288
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП.... 293
Глава 1. Системное мышление в КПП.
НЛП как системная модель нашей нейро-лингвистики 294
Глава 2. Кинотеатр сознания.
Как стать редактором, режиссером и постановщиком качественной кинематографической продукции 301
Глава 3. Путь к мастерству 322
ЧАСТЬ II. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП 344
Глава 4. Управление состояниями, вызываемыми нашими
фильмами 345
Глава 5. Управление метасостояниями 356
Глава 6. Мастерство метасостояний 378
Глава 7. «Суб-модальности» как редакторские метауровни.
Четвертая метасфера 394
Глава 8. Метамодальности.
Использование фрейма кинематографических характеристик 405
Глава 9. Овладение программами восприятия. Метасфера
Метапрограмм 415
Глава 10. Списки программ для профессионалов. Детализация сферы Метапрограмм 428
Глава 11. Метарепрезентативная система. Лингвистическая сфера Метамодели 448
Глава 12. Метамагия и расширенная Метамодель. Новые лингвистические паттерны Метамодели 458
ЧАСТЬ III. СИСТЕМНОЕ НЛП 467
Глава 13. Системное НЛП.
Системное мышление о кинематографии нашего сознания 468
Глава 14. Теория метасостояний как единая теория поля 484
Глава 15. Единые теории поля НЛП.
Дилтс, Бэндлер, Холл, Боденхамер 495
ЧАСТЬ IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО НЛП.. 513
Глава 16. Обогащенная модель стратегий НЛП 514
Глава 17. Моделирование с использованием метауровней.
Модели стратегий в НЛП 527
ЧАСТЬ V. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО 543
Глава 18. Мастерство транса 544
Глава 19. Линии разума.
Разговорный рефрейминг 560
Глава 20. Использование линий разума в повседневной жизни 575
Глава 21. Пресуппозиционное использование языка. Часть 1 588
Глава 22. Пресуппозиционное использование языка. Часть II 601
Глава 23. Практическое НЛП.
Приложения НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных отношений, здравоохранения и личностного роста 616
Глава 24. Мастерство НЛП 630
РАЗВЕРНУТОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
TOM II
НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС (Б. Боденхамер, М. Холл)
Введение 15
История магии в нейролингвистике 15
Изучение мастерства 16
Эмпирическая природа НЛП 16
Эксперимент № 1 16
Анализ опыта 17
Формальное определение НЛП 18
Вопросы для размышления 19
ЧАСТЬ I. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫНЛП 20
Глава 1. Сущность модели: репрезентативные системы 21
Тест для определения
предпочитаемой репрезентативной системы 25
Оценка теста предпочитаемой репрезентативной системы....26 Тренировка репрезентативной системы
(домашняя работа) 26
Предикаты и слова, описывающие процесс 27
Предикаты 28
Визуальные предикаты 29
Аудиальные предикаты 29
Кинестетические предикаты 30
Обонятельные/вкусовые предикаты 31
Неопределенные предикаты 31
Предикатные фразы 31
Визуальные 31
Аудиальные 32
Кинестетические 32
Дигитальные 33
Упражнение на присоединение к предикатам 33
Ключи глазного доступа 33
Ведущая система 36
Возможные отклонения (Young, 1999) 36
Упражнение: составление карты паттернов глазного
доступа 37
Вопросы для выявления паттернов глазного доступа 37
Групповое упражнение по паттернам глазного доступа 38
I. Первое упражнение по паттернам глазного доступа 38
II. Второе упражнение по паттернам глазного доступа 38
Характеристики основных репрезентативных систем... 39
Визуальная система 39
Аудиальная система 39
Кинестетическая система 40
Аудиально-дигитальная система 40
Субмодальности - качества модальностей 40
Эксперимент № 1 44
Дигитальные и аналоговые субмодальности 47
Эксперимент № 2. Обнаружение замешательства
и понимания 47
Заключение 49
Вопросы для размышления 49
Глава 2. Основы. Налаживание контакта с людьми: установление и поддержание раппорта 50
Сенсорная острота 51
Ежедневная тренировка 51
Указания по работе в группе 53
Роль наблюдателя/металичности 53
Калибровка: упражнения на сенсорную остроту 53
Как устанавливать раппорт: присоединение
и отзеркаливание 54
Пример раппорта 54
Упражнение на отзеркаливание 55
Отзеркаливание тела 55
Отзеркаливание поведения 56
Различие между присоединением и отзеркаливанием 56 Присоединение к рассерженному человеку
и его отзеркаливание 56
Признаки установления раппорта 57
Домашнее задание 57
Вопросы для размышления 58
Глава 3. Позиции восприятия 59
Четвертая позиция восприятия 60
Пятая позиция восприятия 60
Упражнение: позиции восприятия 61
Паттерн выравнивания позиций восприятия 61
Паттери 62
Вопросы для размышления 63
Глава 4. Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний. Размышления о теории 64
Удержание контекста в сознании 65
Теоретические пресуппозиции НЛП 65
Исходные убеждения НЛП 66
Операционная система пресуппозиций 68
Пресуппозиции, касающиеся ментальной обработки.... 68
1. «‘Карта* - не ‘территория"», или «меню - не пища» 68
2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам 69
3. Значение зависит от контекста 69
4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга 70
5. Индивидуальные кавыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем 72
Стратегии 72
6. Мы уважаем модели мира других людей 74
Пресуппозиции, касающиеся поведения/реакций
человека 75
7. Личность и поведение - это различные явления 75
8. Каждый вид поведения практичен
и полезен в определенном контексте 75
9. Мы оцениваем поведение и изменения
в терминах контекста и экологии 76
Коммуникативные пресуппозиции 76
10. Мы не можем не общаться 76
11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие 76
12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает 76
13. Человек, задающий фрейм коммуникации,
контролирует ее 77
14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь» 77
15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе 78
16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта 78
Пресуппозиции, касающиеся обучения,
выбора и изменения 78
17. Люди обладают внутренними ресурсами, необходимыми для достижения цели 78
18. Люди способны научиться чему-либо с одной полытки....79
19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив 79
20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов 79
21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты 80
Заключение 80
Упражнения 80
Вопросы для размышления 81
Глава 5. НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации.
Моделирование техники мастеров коммуникации 82
Три качества мастеров коммуникации 84
Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата 84
1. Позитивная формулировка результата 85
2. Описание результата сенсорным языком 86
3. Инициирование и контролирование результата человеком, который хочет его достичь 87
4. Соответствие результата контексту 87
5. Учет вторичной выгоды 88
6. Учет необходимых ресурсов 88
7. Экологичность результата для целой системы 88
Декартовы координаты 89
Упражнения на создание хорошо сформулированного
результата 90
Упражнение 1 90
Упражнение 2 90
Обзор модели коммуникации НЛП 91
Аспекты коммуникации 91
Сложности при коммуникации 91
Параметры коммуникации 95
Вопросы для размышления 96
Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния.... 97
Часть I - использование различных фреймов 98
Фреймы, встречающиеся при рассмотрении модели
хорошо сформулированного результата 98
Фрейм возвращения 98
Упражнение на возвращение 98
Фрейм «как если бы» 99
Типы фреймов «как если бы» 99
Упражнение на фрейм «как если бы» 100
Фрейм «согласия» 100
Паттерн фрейма согласия 100
Часть II - диссоциативный фрейм реагирования
на критику 101
Часть III - диссоциативный фрейм лечения
фобий и травм 103
Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант) 105
Другие инструменты редактирования 106
Вопросы для размышления 103
Глава 7. Искусство управления состояниями 108
1. Понимание состояния 109
2. Осведомленность о состоянии 110
3. Изменение состояния 110
4. Использование состояния 111
Паттерн 111
Упражнение 112
Навык вызова состояний 112
Как вызывать субъективные состояния и работать с ними 112
Заключение 113
Вопросы для размышления 113
ЧАСТЬ II. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП? 114
Глава 8. Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии» 115
Глубинная структура/поверхностная структура 117
Искажения 118
1. Номинализация’. 118
2. Чтение мыслей 120
3. Причинно-следственные отношения 120
4. Комплексный эквивалент 123
5. Пресуппозиции 124
Обобщения 125
6. Кванторы общности 125
7. Модальные операторы 125
8. Утраченный перформатив 127
Опущения 127
9. Простые опущения 127
10. Неполные сравнения 127
11. Отсутствие референтного индекса 128
12. Неспецифические глаголы 128
Заключение 128
Расширение метамодели 129
1. Идентичность/идентификация 129
2. Статические слова (сигнальные слова, однозначные термины) 132
3. Чрезмерно и недостаточно определенные термины 132
4. Ложные вербальные разделения 133
5. Термины и фразы «или-или» 134
6. Псевдослова 135
7. Многопорядковость 136
8. Персонализация 137
9. Метафоры 138
Лингвистика сегодня 138
Вопросы для размышления 140
Глава 9. Гипноз. Часть I.
Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза». Использование языка для создания
нейролингвистических «реальностей» 141
Определение гипноза 142
Сознание и подсознание 145
Измененные состояния и транс 147
Хорошо, дайте нам паттерны! 147
Введение себя в транс для встречи
с внутренней тьмой 148
Ощущение транса 148
«Гипноз* как поэзия 150
Определение сознательных/неосознанных аспектов психики 150
1. Когда сознательное становится неосознанным 150
2. «Неосознанный разум» автономной нервной системы 151
3. Подсознание 152
4. Забытая информация 153
5. Вытесненная информация 153
6. Метауровни осведомленности 154
Паттерн НЛП для работы с подсознанием 154
Расширенный шестишаговый 154
Так как же работает «гипноз»? 156
Вопросы для размышления 158
Глава 10. Гипноз. Часть II.
Милтон модель. Специфические языковые паттерны искусной неопределенности 159
Милтон-модель 160
1. Краткие общие вопросы 162
2. Подстройка к текущему опыту 162
3. Двойные связи 162
4. Разговорные допущения 163
5. Расширенные цитаты 163
6. Выборочные нарушения ограничений 164
7. Фонетическая неопределенность 165
8. Синтаксическая неопределенность 165
9. Неопределенность границ 165
10. Пунктуационная неопределенность 165
11. Утилизация 166
12. Встроенные команды 166
13. Аналоговое маркирование 166
14. Произношение слов по буквам 166
15. Связывающий язык 167
A. Конъюнкция 167
Б. Дизъюнкция 167
B. Адвербиальная клауза,
или подразумеваемый каузатив 167
Заключение 167
Резюме Милтон-модели языка 168
Языковые паттерны Милтон-модели с использованием
нарушений метамодели 168
Милтон-модель. Продолжение 168
Связывающий язык 168
Этапы коммуникации 168
Вопросы для размышления 168
Глава 11. Гипноз. Часть III.
Истории, метафоры, аналогии 169
Трансдеривационный поиск 171
Замена референтных индексов 171
Изоморфизм 172
Трансформация значения при помощи метафоры 173
Соединение настоящего состояния с желаемым 174
Подстройка 174
Ведение 174
Использование рефрейминга в метафорах 175
Неспецифические глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое маркирование....176
Неспецифические глаголы 176
Номинализации 176
Встроенные команды 177
Резюме. Польза метафор 177
Метафора бойлерной фабрики 177
Анализ метафоры 178
Конструирование метафор 178
Начало всего НЛП 179
Основные этапы создания метафоры 179
Упражнения на метафоры 179
I. Построение ассоциаций 179
II. Сходство 180
III. Психотерапевтическая метафора 180
Вопросы для размышления 181
Глава 12. Категории по Сатир. Внесение разнообразия в коммуникацию 182
Категории 183
Подстройка к категориям по Сатир 185
Упражнение 186
Категории по Сатир (3 человека) 186
Примеры ответов 186
Категории Сатир в публичной речи 187
Вопросы для размышления 187
ЧАСТЬ III. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП 188
Глава 13. Якорение: управление нервными процессами. Разговор на беззвучном языке 189
Концепция «стимул-реакция» 190
Что мы подразумеваем nd| понятием «якорь»? 191
Осторожно: негативные якоря! 191
Якорение прощения 192
Сознательное якорение в психотерапии 192
Развитие искусства эффективного якорения 193
Четыре принципа якорения 193
1. Уникальность: используйте уникальное
положение для установки якоря 194
2. Интенсивность: устанавливайте якорь
в момент наивысшей интенсивности состояния 194
3. Чистота: якорь должен быть как можно
более обособленным 195
4. Точность: точно выбирайте время
для установки якоря 196
Пять шагов к якорению 196
1. Установите раппорт 196
2. Объясните процесс 196
3. Вызовите и заякорите желаемое
переживание (позитивное или негативное) 197
4. Прарвите состояние так, чтобы человек
из него вышел 197
5. Проверьте якорь, применив его 197
Упражнения 198
I. Якорение состояний 1 198
II. Якорение состояний 2 199
III. Якорение и трансдеривационный поиск 199
IV. Трансдеривационный поиск: ограничение
чувств. Хорошо помогает при тревоге 199
V. Ваш собственный якорь состояния «аптайм» 200
VI. Ваш собственный якорь состояния «интайм» 201
VII. Упражнение «Круг совершенства» 202
VIII. Коллапс якорей: интеграция частей 203
Упражнение на коллапс якорей 204
IX. Изменение личностной истории 205
Паттерн 205
X. Изменение личностной истории
с точки зрения модели метасостояния 206
XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения 206
XII. Сцепление якорей 207
XIII. Визуальные и аудиальные якоря:
сценическое якорение 210
XIV. Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн 211
Паттерн 211
Заключение 211
Вопросы для размышления 212
Глава 14. Фокусирование на субмодальностях 213
Различные виды субмодальностей 216
Психотерапевтические вмешательства с использованием
субмодальностей 218
Упражнения 218
I. Упражнение на исследование субмодальностей 218
II. «Лечение» головной боли и других
дискомфортных ощущений 219
III. Перекрестное отображение
субмодальностей 219
Субмодальности «линии времени* 220
Как ваш мозг различает время 221
IV. Субмодальности «линии времени» 222
V. Паттерн «Шоколад леди Годивы» 222
VI. Паттерн «Взмах» 223
Убеждения 225
VII. Паттерн изменения убеждения 226
Сбор и подготовка информгши 227
Процесс изменения убеждеЖя 228
VIII. Паттерн горя/потери 229
Часть I 229
Часть II 230
Вопросы для размышления 231
ЧАСТЬ IV. ПРОДВИНУТОЕ ЧЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ 232
Глава 15. Стратегии 233
Часть I. Определение элементов
субъективного опыта 234
НЛП - модель моделей 234
Философия/эпистемология НЛП 235
Компоненты субъективного опыта 235
Основные визуальные субмодальности: 236
Основные аудиальные субмодальности: 236
Основные кинестетические субмодальности: 237
«Картографирование»: создание «карт*
для описания территории 237
Опущение 237
Обобщение 238
Искажение 238
Моделирование, создающее «карты» стратегий 238
Заключение 239
Часть II. Модель стратегий НЛП 239
Исследование осознания 239
«Когда-то была модель “стимул - реакция”...» 239
«А затем принцип “стимул - реакция"
превратился в ТОТЕ» 240
Затем НЛП улучшило модель ТОТЕ
и создало «стратегии» 242
Использование «анализа стратегий»
отслеживания ментальных процессов 243
Создание «модели стратегий» 244
Извлечение стратегий 245
Распаковка стратегий 246
Разработка стратегий 247
Разработка новых и улучшенных стратегий 248
Использование стратегий 248
Встраивание стратегий 249
Часть III. Еще о стратегиях 251
Извлечение стратегии 251
Пример: извлечение стратегии принятия решений 252
Извлечение стратегии при помощи возвращения 252
Потенциальные проблемы в стратегиях принятия
решений 253
Советы по извлечению стратегий 253
Упражнения 254
I. Стратегия обучения правописанию 254
II. Стратегия принятия решений 255
III. Стратегия мотивации 256
IV. Стратегия обучения 257
Вопросы для размышления 258
Глава 16. Введение в работу на линии времени 259
Англо-европейское и арабское время 262
Определение своей личной линии времени 262
Сложности при извлечении линии времени 263
Рефрейминг частей 264
«Сквозь время» и «во времени» 264
Периоды развития 268
Период отпечатков 268
Период моделирования 268
Период социализации 269
По ту сторону предъявленной проблемы 269
Управление памятью:
переживание своей линии времени 270
Рефрейминг воспоминаний
при помощи быстрого лечения фобий 271
Замена воспоминаний при помощи паттерна «Взмах» 271
Этапы работы на линии времени 272
1. Установление раппорта 272
2. Сбор информации 272
3. Переход от следствия к причине 272
4. Научите меня, как делать это 272
5. Прерывание стратегии 273
6. Обнаружение исходной причины 273
Освобождение от отрицательных эмоций
с помощью работы на линии времени 274
Переживание своей линии времени:
освобождение от отрицательных эмоций 274
Когда эмоции не хотят уходить 277
Если во время проверки выясняется,
что эмоция не исчезла 278
Основные принципы «психотерапии на линии
времени» (Young, 1999) 278
Альтернативная методика работы
на линии времени (Young, 1999) 279
Вопросы для размышления 279
Словарь терминов 280
Литература 285
ТОМ III