задание. Спишите тексты, расставьте знаки препинания, в некоторых предложениях они отсутствуют.




Задание на 15.05.20 _203_ для дистанционного обучения по дисциплине _Родной язык_до 18.00

Система русского языка, его единицы и уровни.

1. Решите орфографическую задачу, выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне, выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

С…стема

Ур…вни

…зык

Разв…вать

Ед…ница

Выписали

2. Материал для самостоятельного изучения.

Читать текст.

Система языка — это не простое множество единиц разных уровней, а органичная, строго упорядоченная совокупность единиц и их уровней, связанных между собой устойчивыми отношениями и образующих внутренне организованное единство. Единицы разных уровней (ярусов) языка постоянно взаимодействуют. Многочисленность и многообразие языковых элементов и отношений между ними, недопустимость их произвольного изменения определяются назначением языка в жизни человеческого общества. Он должен точно и полно передавать всё богатство человеческого бытия, глубину человеческой мысли, тончайшие оттенки чувств и переживаний. Это обеспечивается устойчивостью языковых знаков и связей между ними, то есть нормами использования языка.

На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.

В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.

Когда судов широкий вес

Был пролит на груди,

Мы говорили: видишь, лямка

На шее бурлака.

Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.

Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.

Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.

Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.

Заполните таблицу

Система русского языка, его единицы
1. Звуки 2.
3.
4.
5.

 

Сопутствующее повторение.

задание. Спишите тексты, расставьте знаки препинания, в некоторых предложениях они отсутствуют.

1. Язык — удивительное орудие посредством которого люди передают друг другу свои мысли сохраняют свою культуру чтобы не исчезла цивилизация.

Многое зависит от отношения к языку. Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.(Какую роль играет язык?)

2. В последние годы наши писатели наблюдая за развитием языка и отслеживая его изменения неустанно с тревогой говорят о признаках духовной деградации напрямую связанных с языковыми потерями. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. (Как связан язык с мировоззрением)

3.Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. Ведь язык – это и основа национальной памяти и ключ к пониманию своего и чужого духовного мира. Об этом пишут наши публицисты на страницах газет и говорят общественные деятели с экранов телевизоров. (почему надо беречь наш язык)

4 Вернейший способ узнать человека – это конечно прислушаться к тому как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Можно ли по языку судить о человеке)

5Какое же зер­ка­ло жизни - наш язык! Нет, он по­и­сти­не велик, оста­ва­ясь и по­ны­не сво­бод­ным, прав­ди­вым. Русский язык силен и могуч и хотя мы подвергаем его натиску иностранных слов жаргонных словечек, слов- паразитов, он все выдержит.

5.Выберите тему для лингвистического высказывания, по типу сочинения, которое писали в 9 классе///\\\ или просто текст. Напишите 70 слов, можно использовать тексты.

З.15 Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию своего и чужого духовного мира. Об этом пишут наши публицисты на страницах газет и говорят общественные деятели с экранов телевизоров

З.16 В последние годы наши писатели, наблюдая за развитием языка и отслеживая его изменения, неустанно с тревогой говорят о признаках духовной деградации, напрямую связанных с языковыми потерями.

З.17 Вернейший способ узнать человека – это, конечно, прислушаться к тому, как он говорит.

З.18. Язык — удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли, сохраняют свою культуру, чтобы не исчезла цивилизация.

З.19 Русский язык силен и могуч, и, хотя мы подвергаем его натиску иностранных слов, жаргонных словечек, слов- паразитов, он все выдержит.

-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: