Категории представляют собой общее, предельно широкое понятие, которое отражает всеобщие, существенные свойства и связи материального и духовного бытия. В них концентрируется содержание науки, обобщаются результаты познания, они же направляют процесс познания. Категории – это итог познания, они имеют методологическое значение. Категории – наиболее общие понятия, отражающие существенные связи явлений и процессов. Категории диалектики есть общие, предельно широкие понятия, отражающие связи и стороны бытия и мышления и выступающие парами. К числу категорий диалектики относятся: единичное и общее; причина и следствие; необходимость и случайность; содержание и форма; сущность и явление; возможность и действительность.
1. Единичное и общее. Единичное – это свойства и связи, присущие лишь данному предмету, явлению или процессу и отсутствующие у других (неповторимые). Общее – это свойства и связи, присущие многим предметам, явлениям и процессам; это – единое во многом.
2. Причина и следствие. Причина – взаимодействие между двумя или несколькими телами или элементами, сторонами одного и того же тела, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах. Следствие – изменения, появляющиеся во взаимодействующих телах или элементах, сторонах в результате их взаимодействия. Причинно-следственная связь является формой всеобщей связи. Причина является активным, действенным фактором, и ее не следует отождествлять с условиями, способствующими проявлению причины. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами его не вызывающие. Различные условия порождают разные следствия.
|
Причина связана со следствием необходимым, а не случайным образом, они находятся в непрерывном единстве. Причина предшествует следствию во времени, иначе не было бы истории, отсутствовала бы возможность предотвращать нежелательные следствия. Причина и следствие связаны генетически: первое порождает второе.
Причинно-следственная связь носит объективный, всеобщий и качественно многообразный характер. Существуют внешние и внутренние причины, основные и второстепенные, полные и специфические. Полная причина определяется как совокупность всех событий, при которых появляется определенное следствие. Специфическая причина представляет собой совокупность наиболее существенных в данной ситуации факторов, от которых зависит следствие.
3. Необходимость и случайность. Необходимость – то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития предмета, процесса. Случайность – то, что обусловлено внешними причинами существования и развития предмета (процесса), его взаимодействием с другими, окружающими его предметами (процессами). Если понятие причинности отражает обусловленность одних форм бытия другими, генетическую связь явлений, то понятие необходимости отражает неизбежность проявления соответствующих условий тех или иных связей и свойств. В понятии необходимости констатируется факт наступления после взаимодействия не любых, а определенных результатов. Необходимыми называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в себе, обусловленные внутренней природой предмета, явления, процесса. Необходимость, в отличие от случайности, имеет свое основание в сущности предмета. Феномены необходимости и случайности существуют объективно, образуя единство противоположностей.
|
Случайности могут внешними и внутренними, благоприятными и неблагоприятными. Анализ взаимосвязи понятий «необходимость» и «случайность» является общетеоретической основой осмысления проблемы взаимосвязи социально-философских категорий «необходимость» и «свобода». Адекватное осмысление диалектики необходимости и случайности имеет важное мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Абсолютизация необходимости в социальной сфере порождает пассивное отношение к социальной действительности, а абсолютизация случайности способна порождать в человеческих действиях авантюризм и волюнтаризм.
4. Содержание и форма. Содержание – вся совокупность сторон, свойств, признаков предмета, явления, процесса. Форма есть способ существования, способ развития, выражения содержания; внутренняя организация содержания. Содержание и форма предполагают и взаимообусловливают друг друга, не существуют друг без друга. Форма заключена в содержании, так как элементы системы включают в себя их связи, а содержание включается в форму, поскольку организация устойчивых связей есть в то же время и организация элементов. Форма содержательна, а содержание оформлено.
Взаимодействие содержания и формы определяет развитие предмета. Являясь противоположностями, эти феномены не только взаимополагают, но и взаимоисключают друг друга. Содержание играет определяющую роль в отношении формы, но форма обладает относительной самостоятельностью в отношении содержания. Относительно самостоятельный характер формы по отношению к содержанию проявляется в различных аспектах: 1) форма может отставать от развития содержания; 2) она может активно воздействовать на него, ускоряя или, наоборот, препятствуя его развитию; 3) одна и та же форма может служить выражением разного содержания; 4) различные формы могут выражать одно и то же содержание; 5) новое содержание может использовать старую форму; 6) старое содержание может облечься в новую форму.
|
Как и иные категориальные пары, категории содержания и формы недопустимо отрывать друг от друга и абсолютизировать одну из них, недооценивать другую. В сфере практической деятельности абсолютизация содержания ведет к схематизму в работе, а абсолютизация формы – к формализму и бюрократизму, к видимости дела. Поэтому преобразования объектов и явлений в социальной сфере носят оптимальный характер лишь при учете диалектической взаимосвязи их содержательного и структурного начал.
5. Сущность и явление. Сущность есть внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них. Явление есть внешняя, более изменчивая сторона действительности, представляющая собой форму выражения сущности. Сущность и явление – взаимосвязанные величины: сущность является, а явление существенно. Вместе с тем сущность – более устойчивая сторона предмета, а явление есть ее выражение и оно богаче сущности, так как отражает не только сущность данного предмета, но и другие явления, с которыми взаимодействуют. Явление более подвижно, чем сущность.
Сущность – основа явления, и хотя более устойчива, чем явление, она также изменяется. Явление находится на поверхности, поэтому изучение объектов и процессов начинается с изучения явлений, доступных непосредственному восприятию, и лишь затем исследуется сущность.
6. Возможность и действительность. Действительность – это то, что существует реально, что уже наступило, проявилось. Возможность – это то, чего еще нет, но что может наступить, проявиться. Возможность, реализуясь, превращается в действительность, отсюда: действи-тельность – осуществившаяся возможность; возможность – потенциальная действительность. Возможность существует реально, но лишь как свойство, способность вещи при соответствующих условиях превращаться из одной вещи или качественного состояния в другие.
Существующие возможности можно классифицировать по определенным признакам. Есть возможности реальные и формальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые.
При анализе феноменов возможности и действительности необходимо учитывать их единство и вместе с тем не следует их отождествлять. Если отрыв возможности от действительности и абсолютизация возможности на практике могут привести к авантюризму и волюнтаризму, то их отождествление способствует формированию пассивного отношения к бытию.
Итак, категории философии являются средством познания действительности с целью ее преобразования. Вся система диалектических категорий обладает следующими функциями: онтологической, гносеологической, логической и методологической.
Задания для проверки уровня компетенций:
1. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».
2. Известный древнегреческий афоризм призывает:
«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.
б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?
в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.
3. Поразмышляйте над следующим высказыванием:
«В диалектике отрицать не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом… Я должен не только что-либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось возможным… Но как этого достичь? Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие». (Ф. Энгельс).
а) Что такое «первое отрицание»? Каковым оно должно быть, чтобы сохранилось развитие?
б) Что такое «снятие», каковы его основные характеристики?
в) Сформулируйте в заключение закон отрицания отрицания. Приведите свои примеры.
г) Ответьте на вопрос, какой именно момент развития этот закон характеризует?
4. Какой подход используется для определения материи в данном высказывании?
"…вещь может быть принята в расчет в качестве материи, или тела, как живая, чувствующая, разумная, горячая, холодная, движущаяся, находящаяся в покое; над всеми этими именами подразумевается материя, или тело, так как все таковые имена суть имена материи" (П. Гольбах).
а) Диалектический или метафизический подход используется для определения материи?
б) С чем отождествляется материя?
в) В чем видит Гольбах проблему познания материи?
5. Является ли следующее рассуждение Дж. Беркли диалектическим?
"Я должен сознаться, что не нахожу, будто движение может быть иным, кроме относительного; так что для преодоления движения следует представить по меньшей мере два тела, расстояние между которыми или относительное положение которых изменяется".
6. Прочтите высказывание Г.В. Плеханова:
"Всякое движение есть диалектический процесс, живое противоречие, а так как нет ни одного явления природы, при объяснении которого нам не приходилось бы в последнем счете апеллировать к движению, то надо согласиться с Гегелем, который говорил, что диалектика есть душа всякого научного познания"[1].
В чем преимущества диалектики как метода познания?
7. «Диалектика стала наиболее удачной формой софистики. Не существует более вечной Истины и вечного Разума. Реальность — это история; история — это движение. Движение — это диалектический переход. Подпавший под влияние диалектики, исходя из природы своих познаний, без колебаний переменит любой свой взгляд на взгляд, полностью противоположный. Любой человек, который захочет придерживаться чего-то определенного, или не захочет постоянно менять свои взгляды и попытается доказывать свою правоту, прибегая к марксизму или обращаясь за поддержкой к фактам, будет объявлен буржуазным реакционером, и ему предложат впредь мыслить диалектически. Из-за этого в умах бедняг-правоверных воцарилась такая сумятица, что они готовы принять на веру любое положение, совершать любое действие и повиноваться любой команде, потому что, как им внушили, в этом и заключается то повиновение диалектике истории, в которой мудрый учитель искушен куда больше, чем любой правоверный. Эта новая наука постоянно сбивает с толку правоверных и приводит их в полное смятение, что им отныне остается лишь повиноваться приказаниям" (К. Ясперс).
а) Правильно ли Ясперс излагает диалектику?
б) Если десятки специальных наук изучают различные изменения — процессы образования и разрушения химических соединений, живых организмов, звёзд, государств, то чем же диалектика отличается от этих наук?
8. Известно выражение, что рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. В свете каких категорий диалектики становится ясным это выражение?
9. Древнегреческий философ Эвбулит в софизме "Сорит" ("Куча") поставил вопрос, ответ на который явил собой в конце концов один из основных законов диалектики:
«Составляет ли одно зерно кучу?" — "Нет". А еще одно прибавленное к первому?" — "Так же нет". Поставленный вопрос повторяется до тех пор, пока не пришлось признать, что в результате прибавления очередного зерна получилось то, что отрицалось вначале, то есть куча зерна».
О какой диалектической закономерности идет речь?
10. Как-то во дворике Парижского университета у "ангельского доктора" Фомы Аквинского вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Каждый стоял на своем истово и непоколебимо. Но тут садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги:
"— Хотите, — сказал он, я вам сей же миг принесу живого крота. Вы посмотрите на него, на том и разрешится ваш спор.
— Ни в коем случае! Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза".
Какой способ мышления высмеивается в этом историческом анекдоте?
Список рекомендуемой литературы
1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Проспект, 2008.
2. Введение в философию: учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Б. Г. Борзенков и др.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2002.
3.Липский, Б. И., Марков, Б. В. Философия: учебник для бакалавров, студентов вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.
[1] К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. философские произведения: В 5 т. М., 1956, Т. 1. С. 566.