Принцип доступности и посильности.




Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Чтобы привести сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Пример: развивая творческие способности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что уча­щиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы. Их тематические картины являются лишь рассказом, иллюстрацией того, что ребенок хо­чет поведать зрителю. За композиционной связью между предме­тами он не следит, он их вводит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание.
В третьем-четвертом классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными, и не возникает потреб­ности их обогащать. В пятом-шестом классах учащиеся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и посто­янно стремятся обогащать художественные образы в своих ра­ботах.

Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда свя­зано с прошлым опытом, с опытом зрительных восприятий в част­ности. У детей первого-второго классов, естественно, меньше этого опыта, чем у шестиклассников. Обогащая опыт зритель­ных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его пред­ставления. Отсюда психологи делают вывод, что в процессе обу­чения мы можем не только развить и обогатить представления детей, но и способствовать развитию их воображения.
Рассматривая изобразительное искусство в школе как обще­образовательный предмет, мы должны следить не только за развитием изобразительной деятельности детей, но и за развитием их восприятий и представлений.

Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, не­обходимо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. В классе не может быть совершенно одинаковых уче­ников: одни усваивают материал быстро, другие — с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Учителю следует по­ставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.

Принцип активности и сознательности. Сознательное овладение знаниями требует обяза­тельной активности и самостоятельности учеников, без чего не­возможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен, самостоятелен.
Особое значение прин­цип активности и сознательности имеет в практических занятиях. На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности уче­ника добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работ. Этого можно добиться самыми раз­личными методами.

Сознательность и активность являются прекрас­ной предпосылкой для углуб­ления и расширения получен­ных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творче­ским исканиям. Предмет при­обретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовы­вать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Повышая активность и сознательность учеников, надо пом­нить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть, применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, советская педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, актив­ного работника. В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы. Рассмотрим пассивный метод (пассивный для педагога и активный для ученика). Заострив внимание рисующего на той или иной части учебного задания, преподаватель не дает про­странного объяснения (имеется в виду, что оно уже было сдела­но для всего класса), а только кое-что напоминает, задает ряд наводящих вопросов, чтобы возбудить сообразительность уче­ника, и затем указывает направление к достижению намеченной цели. Активный метод работы, напротив, заставляет активно рабо­тать преподавателя, а ученика — выполнять его указания. Рас­смотрим это на примере. Ученик плохо усвоил принцип конструк­тивного анализа формы, не уловил пропорции и характер формы натуры, и у него не получается последовательное построение изображения. Он еще не приучился самостоятельно наблюдать и анализировать натуру. Педагог задает ему вопросы, относя­щиеся к строению предмета, иногда подсказывая ответ.

Обязанность педагога — внимательно следить за работой мысли и развитием умений школьника, направляя его, поддер­живая, подбадривая. Не следует думать за ученика или рисовать за него — пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно во­время ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Итак:

· какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.

· Каждый принцип тесно связан с другими, и эффективность его зависит от всей системы обучения.

· В про­цессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последователь­ной системе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: