Степень научной разработанности проблемы исследования.




Герменевтический подход как явление изучается и применяется в философии, исторических науках, теории межкультурных коммуникаций, религиоведении, семиотике, лингвистике, психологии, педагогике, в том числе педагогике музыкального образования, музыкознании. Для нашего исследования особое значение имели труды, посвященные проблемам герменевтики как области деятельности и основанию ее общенаучной методологии Н.С. Автономовой, Г.И. Богина, И.С. Болдоновой, А.А. Брудного, Р.М. Габитовой, Х.-Г. Гадамера, П.П. Гайденко, С.С. Гусева, Э. Гуссерля, В. Дильтея, И.Д. Демаковой, И.В. Дмитриевской, Е.Г. Евдокимовой, В.В. Занкова, В.П. Зинченко, В.Г. Кузнецова, Л.Я. Куркиной, А.Н. Леонтьева, А.Л. Никифорова, П. Рикера, Г.И. Рузавина, М.Е. Соболевой, Д.А. Соколова, Г.Л. Тульчинского, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, В.С. Швырева, Г.Г. Шпета, Е.Н. Шульги и других классических и современных исследователей.

В системе социально-гуманитарных наук процессы понимания и интерпретации вызывали неизменный интерес исследователей на протяжении всего ХХ века. Среди отечественных ученых, развивавших общенаучные основы герменевтики, можно назвать таких философов, как Н.С. Автономов, А.Л. Никифоров, В.С. Швырев, филологов и лингвистов А.А. Брудного, Г.И. Богина, психологов и психолингвистов В.В. Занкова, В.П. Зинченко, А.Я. Зеленскую, А.Н. Леонтьева. Ими были сформулированы такие принципиальные научно-теоретические характеристики процесса понимания, как личностная детерминированность, продуктивно-творческий характер и целостность. В психологии и педагогике, начиная с 1960-х – 1970-х годов интерес к герменевтике также не ослабевает. Внесенные в эту научную область такими авторами, как В.П. Зинченко или И.И. Сулима, герменевтические методологические идеи прижились и стали продуктивно дополнять инструментарий педагогических исследований, где органично влились в процессы проектирования личностно-ориентированного образования в рамках «понимающей педагогики». И для современного музыкознания в педагогическом аспекте герменевтика приобрела значение методологического базиса, позволяющего ориентировать педагогический процесс в соответствии с возможностями объяснения и понимания сложного музыкального материала.

Среди психолого-педагогических исследований, направленных на изучение феномена «понимания», следует назвать труды Е.А. Александровой, Л.А. Беляевой, А.А. Брудного, Е.Г. Евдокимовой, М. Глушенко, Е.В. Гречихо, И.Д. Демаковой, А.Ф. Закировой, В.П. Зинченко, Н.Б. Крыловой, Ю.В. Сенько, И.И. Сулимы, М.Н. Фроловской и др.

Нельзя не отметить работы ученых, рассматривавших применимость герменевтики к сфере культуры и искусств, – Е.Я. Басина, М.М. Бахтина, Е.С. Громова, Т.В. Зыряновой, Н.И. Колодиной, Н.А. Кормина, Е.Н. Лучинской, Г.С. Поповой, С.М. Филиппова и других.

Основы музыкальной герменевтики заложили немецкие музыкальные историки Г. Кречмер и А. Меррит, исследования которых были продолжены К. Дальхаузом, Х. Зедельмайером, В.Ф. Кюммелем и др.

Вопросы музыкальной герменевтики, изучения, понимания и интерпретации музыкального языка рассматриваются в работах М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, О.А. Блока, Ю.Е. Бойко, М.Ш. Бонфельда, Н.А. Говар, С.А. Давыдовой, А.И. Демченко, Л.П. Казанцевой, М.Г. Карпычева, Г.Р. Консона, Т.А. Корнелюк, М.Д. Корноухова, И.А. Корсаковой, Н.П. Корыхаловой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.И. Николаевой, С.С. Скребкова, А.М. Трудкова, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, В.А. Цуккермана, Т.В. Чередниченко, Б.Л. Яворского и др., способствующих дальнейшему совершенствованию знаний о понимании музыки. Различные аспекты данной проблемы раскрываются в музыкально-психологических исследованиях Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой и др.

Специфика и семантика музыкального языка раскрывается в исследованиях И.А. Барсовой, М.Ш. Бонфельда, Н.А. Брылевой, Ю.Н. Бычкова, А.И. Демченко, Г.Ю. Демченко, А.В. Денисова, Ю.К. Захарова, П.В. Кириченко, С.М. Мальцева, Г.А. Орлова, Г.Р. Тараевой, И.С. Стогний, Е.О. Чигаревой, Л.Н. Шаймухаметовой и др. Особенности современного музыкального языка отражены в научных трудах В.В. Задерацкого, Т.Н. Красниковой, А.С. Соколова, С.И. Савенко, М.И. Сараевой, А.Н. Папениной, И.М. Шабуновой, и др.

Инновационные технологии, их применение в области профессионального образования специалистов сферы искусства и культуры раскрываются в трудах А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.П. Подвойского, В.С. Садовской, Т.К. Солодухиной, Е.Ю. Стрельцовой, Т.В. Христидис и др.

Проблема профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в различных ее аспектах исследовалась в работах Э.Б. Абдуллина, И.С. Аврамковой, Н.И. Ануфриевой, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, В.А. Есакова, Л.С. Майковской, А.В. Малинковской, А.П. Мансуровой, Т.Г. Мариупольской, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой, П.З. Феттера, П.А. Хазанова, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, А.И. Щербаковой, З.М. Явгильдиной и др., сформировавших современную систему теоретических требований к организации и содержанию отечественного музыкально-педагогического образования.

Таким образом, анализ существующих научных трудов позволяет констатировать, что в настоящий момент специальных исследований, посвященных освоению современного музыкального языка будущими педагогами-музыкантами на основе герменевтического подхода, не проводилось.

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования – процесс формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. на основе герменевтического подхода.

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование вузовской подготовки педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. на основе герменевтического подхода; разработка и апробация авторской методики.

Задачи исследования:

1. Выявить педагогические возможности герменевтического подхода и экстраполировать их в область педагогики музыкального образования.

2. Осуществить анализ сущности современного музыкального языка и проблемы его понимания.

3. Определить педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI вв. на основе герменевтического подхода.

4. Создать модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода.

5. Разработать контрольно-измерительный инструментарий, позволяющий фиксировать уровни профессиональной готовности студентов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века.

6. Апробировать герменевтическую методику освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века; проверить ее эффективность в процессе экспериментальной работы.

Гипотеза исследования:

1. Эффективность процесса формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века значительно возрастет, если данный процесс будет осуществляться на основе герменевтического подхода.

2. Создание целостной модели формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода возможно при условии:

– методологического обоснования возможностей герменевтического подхода в педагогике музыкального образования и его экстраполяции в учебный процесс, а также анализа сущности современного музыкального языка и проблем понимания данного феномена;

– разработки теоретико-методических основ формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века: целей, задач, подходов, структурно-содержательных компонентов, педагогических условий, последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения, контрольно-измерительного инструментария, способствующих эффективной реализации данной модели в учебно-образовательном процессе.

Методологической основой исследования явились основные философские концепции герменевтики о языке, понимании и интерпретации текстов
Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера, Г.Г. Шпета; философские труды современных исследователей герменевтики Г.И. Богина, И.В. Дмитриевской, Е.Н. Шульги и др.; работы ученых, в которых рассматриваются различные проблемы герменевтики в сфере культуры и искусств М.М. Бахтина, Е.С. Громова, Т.В. Зыряновой, Е.Н. Лучинской и др.

Теоретической основой исследований явились:

– психолого-педагогические исследования, направленные на изучение феномена «понимания» Е.А. Александровой, А.А. Брудного, Е.Г. Евдокимовой, М.А. Глушенко, Е.В. Гречихо, И.Д. Демаковой, А.Ф. Закировой, Н.Б. Крыловой, Ю.В. Сенько и др;

– музыкально-психологические исследования Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова, А.В. Тороповой и др., раскрывающие проблемы восприятия музыкальных произведений и постижения музыкального языка;

– музыковедческие и музыкально-педагогические труды, посвященные различным вопросам музыкальной герменевтики, а также проблемам понимания, интерпретации и семантики музыкального языка М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, О.А. Блока, Ю.Е. Бойко, М.Ш. Бонфельда, С.А. Давыдовой, Л.П. Казанцевой, М.Д. Корноухова, И.А. Корсаковой, Н.П. Корыхаловой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.И. Николаевой, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, В.А. Цуккермана, Т.В. Чередниченко; Е.О. Чигаревой, Л. Шаймухаметовой и др.;

– исследования в области педагогики музыкального образования, раскрывающие проблемы профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в различных ее аспектах Э.Б. Абдуллина, И.С. Аврамковой, Н.И. Ануфриевой, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, И.А. Корсаковой, Е.П. Красовской, Л.С. Майковской, А.В. Малинковской, А.П. Мансуровой, Т.Г. Мариупольской, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, М.С. Осенневой, П.З. Феттера, П.А. Хазанова, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, З.М. Явгильдиной и др.

Методы исследования:

– общенаучные методы источниковедческого и теоретического анализа материала, основывающиеся на принципах формальной и диалектической логики;

– методологический анализ социально-гуманитарных и педагогических концепций, соответствующих теме исследования;

– педагогическое моделирование;

– наблюдение, беседы;

– социологический опрос, интервьюирование;

– педагогический эксперимент;

– методы планирования, теоретической и статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

Базы исследования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры»; муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 54 Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области; государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева».

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2012 г. по 2016 г. и состояло из трёх этапов.

На первом этапе исследования (2012-2013 гг.) осуществлялся анализ специальной литературы по проблеме исследования, разрабатывались его методологические характеристики; изучался опыт педагогов-практиков высших учебных заведений, учителей общеобразовательных школ и преподавателей учреждений дополнительного образования; разрабатывался контрольно-измерительный инструментарий для проведения диагностических процедур, а также инструментарий для проведения анкетирования и опросов. С целью выявления актуальности изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике и получения эмпирического материала, необходимого для разработки авторской методики, было проведено анкетирование преподавателей (75 респондентов) и студентов (153 респондента). Всего в социологическом исследовании приняли участие 228 человек.

На втором этапе (2013-2014 гг.) осуществлялось планирование педагогического эксперимента, проектировалась модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода, разрабатывалась герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XIX века, включающая элективный курс «Герменевтический анализ музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века»; проводилась диагностика уровней сформированности готовности студентов к освоению современного музыкального языка (19 человек в экспериментальной группе и 17 человек в контрольной группе).

На третьем этапе (2014-2016 гг.) реализовывался педагогический эксперимент по выявлению эффективности разработанной герменевтической методики освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XIX века; проводилась повторная диагностика уровней сформированности готовности студентов к освоению современного музыкального языка; обрабатывались и анализировались полученные результаты; уточнялись теоретико-методические выводы; подводились итоги диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью основных положений и научных выводов, их опорой на достижения современной общей и музыкальной педагогики, практическим подтверждением теоретических положений результатами экспериментального исследования, проведением качественного и количественного анализа, использованием математических методов обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– впервые исследован и введен в научный оборот комплекс теоретических оснований применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов;

– спроектирована модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода, представляющая интегративное единство целей; задач; подходов; форм; педагогических условий; последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения;

– определены педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XIX века (применение методологического принципа «герменевтического круга»; включение в «герменевтический круг» дополнительного контура практико-ориентированного материала, связанного с конкретизацией теории в виде прикладных примеров; личностно-ориентированное профилирование материала с возможностью адаптации учебных сведений к индивидуальным особенностям восприятия и понимания каждого обучающегося; включение учащихся в полноценный творческий процесс, в котором допустимы импровизация, поисковая работа, самостоятельное сочинение музыкального материала, дополнение лекционного изложения самостоятельным выступлением и пр.);

– создана герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XIX века, включающая элективный курс, ориентированный на выработку у будущих педагогов-музыкантов знаний, умений и навыков интерпретации музыкального языка произведений данного периода;

– разработан контрольно-измерительный инструментарий, позволяющий фиксировать уровни профессиональной готовности будущих педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XIX века.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтодано методологическое обоснование применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов в системе высшего образования, раскрыта его сущность. Разработаны теоретические основы подготовки педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XIX века на базе герменевтического подхода (цель, задачи, подходы, содержание, педагогические условия, формы методы, этапы и технологии обучения). Теоретически обоснована структура педагогических действий, реализуемых в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта, основанных на принципе «герменевтического круга» и герменевтической эвристики. Выявлена специфика интерпретации музыкального текста. Осуществлен теоретический анализ особенностей современного музыкального языка (изменение гармонической вертикали, применение разных типов сонорной и микрохроматической гармонии, полимодальность, хроматическая тональность, применение множественных гармонико-функциональных схем и др.) и проблемы понимания данного феномена. На основе принципов герменевтического подхода разработаны критерии и показатели уровней готовности педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов, выводов и созданной автором герменевтической методики, включающей элективный курс «Герменевтический анализ музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века», в совершенствовании профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в педагогических вузах, вузах культуры и искусств, в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов. Выводы относительно применения герменевтического подхода в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов могут быть экстраполированы и на иные отраслевые сегменты педагогического образования.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в 11 публикациях автора, из них 5 – опубликованы в журналах, входящих в перечень научных изданий ВАК РФ, в ряде докладов и выступлений: на X международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности» (г. Москва, 2012 г.); на XI международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном мире» (г. Москва, 2013 г.); на международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (г. Казань, 2013 г.); на XII международной научно-практической конференции «Интеграция науки, менеджмента и музыкального образования» (г. Москва, 2014 г.); на научно-практической конференции «Музыкально-теоретическое образование: традиции, новаторство, перспективы» (г. Москва, 2014 г.); на XIII международной научно-практической конференции «Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве» (г. Москва, 2015 г.); на международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию отделения «Теория музыки» ГБПОУ «Пензенский колледж искусств» (г. Пенза, 2016 г.); в обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедре музыкального образования Московского государственного института культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века должен осуществляться на основе герменевтического подхода, способствующего адекватному пониманию, объяснению и верной интерпретации музыкального материала. Применение герменевтического подхода в музыкальной педагогике основывается на принципах философской герменевтики, заключающихся в учете культурных, временных, социальных, кодификационных и психологических условий создания текста (в данном случае – музыкального), и использовании этих знаний в интерпретации материала.

2. Музыкальный язык произведений конца XX – начала XXI века является одним из наиболее сложных феноменов для объяснения и интерпретации в деятельности педагога-музыканта, что обусловлено изменением норм музыкальной эстетики, концептуализацией и диверсификацией музыкальных выразительных средств данного периода. Музыкально-педагогическая интерпретация максимально семантизирует музыкальный текст, вербализуя и обобщая то содержание, которое может, в отдельных случаях, быть выражено только музыкальными средствами. При этом, музыкальный материал всегда оставляет место для альтернатив интерпретации, делая текст априорно субъективизированным.

3. Для эффективного формирования профессиональной готовности педагогов-музыкантов к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода необходима организация следующих педагогических условий: применение методологического принципа «герменевтического круга»; включение в «герменевтический круг» дополнительного контура практико-ориентированного материала, связанного с конкретизацией теории в виде прикладных примеров; личностно-ориентированное профилирование материала с возможностью адаптации учебных сведений к индивидуальным особенностям восприятия и понимания каждого обучающегося; включение обучающихся в полноценный творческий процесс, в котором допустимы импровизация, поисковая работа, самостоятельное сочинение музыкального материала, дополнение лекционного изложения самостоятельным выступлением и пр.

4. Модель формирования профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода представляет собой интегративное единство целей; задач; теоретико-методологических оснований, являющихся содержательным ядром нового педагогического решения; подходов (системный, технологический, компетентностный, личностно-ориентированный, аксиологический, полихудожественный); форм (творческое проблемное обучение, контекстное обучение, лекции-дискуссии; мозговые штурмы; коллоквиумы, организованные по принципам «герменевтического круга»; эвристические и личностно-ориентированные творческие задания; самостоятельная поисковая работа и пр.); педагогических условий; последовательных этапов, методов, приемов и технологий обучения.

5. Контрольно-измерительный инструментарий, разработанный в рамках диссертационного исследования, позволяет фиксировать уровень профессиональной готовности педагога-музыканта к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века и включает классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники и систему заданий.

6. Герменевтическая методика освоения музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века, включающая элективный курс, ориентированный на выработку у будущих педагогов-музыкантов знаний, умений и навыков интерпретации музыкального языка произведений данного периода, предусматривает: 1) применение принципов «герменевтического круга» – постижения материала частями, с последующим обобщением и повторением с позиции целого содержательного фрагмента, концептуализации гипотетических выкладок, применении методов верификации и фальсификации, последовательного возврата к изученному; 2) применение идей герменевтической эвристики, то есть расширения области понимаемого материала вплоть до попыток создания нового; 3) стимулирование индивидуального научного исследования, поиска собственных педагогических решений, направленных на выработку способности обучающихся к передаче полученного материала их будущим ученикам в процессе дальнейшей педагогической деятельности.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

II. Основное содержание диссертации

Во введении представлена характеристика методологического аппарата исследования:дано обоснование его актуальности; сформулированы проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования; раскрываются методолого-теоретическая база, методы и этапы исследовательской деятельности; представлены положения о научной новизне, теоретической и практической значимости диссертации, материал об апробации и внедрении результатов исследования; выдвигаются положения на защиту.

В первой главе «Теоретические основы вузовской подготовки педагогов-музыкантов к освоению музыкального языка произведений конца XX – начала XXI века на основе герменевтического подхода» раскрывается сущность герменевтического подхода в музыкальном образовании; осуществляется анализ современного музыкального языка и проблемы его понимания; представлена модель профессиональной подготовки педагога-музыканта к освоению современного музыкального языка на основе герменевтического подхода.

В первом параграфе первой главы «Сущность герменевтического подхода в музыкальном образовании» на основе анализа воззрений и концепций ученых (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер, Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин и др.), сформировавших целостную общенаучную теорию герменевтического подхода – методологической версии теоретической герменевтики, а также исследований, в которых сформулированы такие принципиальные научно-теоретические характеристики процесса понимания, как личностная детерминированность, продуктивно-творческий характер и целостность (Н.С. Автономов, А.Л. Никифоров, В.С. Швырев, А.А. Брудный, Г.И. Богин, В.В. Занкова, В.П. Зинченко, А.Я. Зеленская, А.Н. Леонтьев, И.И. Сулима и др.), обосновывается целесообразность применения герменевтического подхода в педагогике музыкального образования.

Герменевтический подход – это целостное основание исследования любых аспектов или феноменов социально-гуманитарной сферы сквозь призму процессов понимания и интерпретации.

Основы музыкальной герменевтики заложили немецкие музыкальные историки Г. Кречмер и А. Меррит, в работах которых герменевтика заполняла лакуну истолкования смысла в музыкальных произведениях, изучения содержания музыкальных структур. Их исследования, учитывающие опыт развития и применения философской герменевтики, были продолжены на другом, более специализированном уровне музыкальной герменевтики, которая появилась в 1950-е годы и была названа новой музыкальной герменевтикой.

В настоящее время написано немало научных работ, посвященных проблемам совершенствования понимания музыкального материала, восприятия музыкального содержания в учебном процессе и самого музыкального восприятия как такового (Л.П. Казанцева, М.Г. Карпычев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.И. Николаева, В.Н. Холопова, Е.И. Чигарева и др.). По мнению ученых, музыкальная педагогика имеет реальные возможности воспользоваться опытом осмысления и адаптации герменевтической методологии в философии и других гуманитарных науках для того, чтобы развивать концепцию «понимающей музыкальной педагогики».

В последние десятилетия XX – начала XXI века герменевтические принципы заявили о себе особо ярко, когда возникла необходимость научно-теоретического анализа музыкального материала, связанного с феноменом атональной музыки, широко распространившейся в последней трети XX века. Это же сказалось и на практике исполнительского искусства. В музыкальном искусстве изначально существовало разделение композиторской (продуктивной) и исполнительской (репродуктивной) деятельности, в связи с чем проблема понимания и интерпретации, созданного другим «преобразователем» музыкального материала, стояла остро и затрагивала как вопросы непосредственно художественной практики, так и профессиональной подготовки будущих исполнителей и педагогов-музыкантов.

Проблема понимания музыкального произведения связана со многими аспектами не только произведения самого по себе, но и с музыкальным стилем и жанром, профессионализмом и темпераментом исполнителя, подготовленностью слушателей и многим-многим другим, что определило невозможность сведения содержания музыкального произведения к тому материалу, который изначально закладывает в него автор. Эти проблемы актуальны и особенно остры тогда, когда нужно интерпретировать музыку далеких от нас времен, когда данная интерпретация должна обуславливаться герменевтическим каноном «автономии текста», то есть принципом формирования для подобного музыкального текста специальных условий, в которых его особенности не будут искажены. Любое произведение со временем обретает автономию от творческого замысла композитора, поэтому ставит перед людьми, которые живут в другое время, отличающееся от эпохи, в которой жил автор, вопрос адекватности понимания смысла этого произведения, ввиду возникшей исторической дистанции между ними.

Чтобы понять музыкальные тексты, нужно найти гармоничное сочетание субъективного и объективного начал, что является важной исследовательской проблемой в современной музыкальной педагогике. Ключевая методическая процедура в герменевтике – это осмысление продуктивных возможностей интерпретации, что позволяет решить исполнительские задачи музыканта творчески и воплотить это в учебном процессе.

Основанием для формирования герменевтической концепции музыкального образования могут служить принципы философской герменевтики, которые утверждают онтологический статус образования и кардинальность процессов осмысления для формирования личности. В основе концепции музыкальной герменевтики или «понимающей музыкальной педагогики» должна лежать идея Х.-Г. Гадамера о том, что единственно правильное исполнение само по себе абсурдно: творчество всегда само по себе многогранно, и для того, чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания и образования, необходимо активно ассимилировать идеи герменевтики образовательной инфраструктурой.

Применение герменевтического подхода в педагогике музыкального образования дает возможности соразмерять форму подачи и содержание учебного материала с возможностями и индивидуально-субъективными особенностями обучающихся; определять наиболее целесообразные и эффективные методические приемы обучения, способствующие максимальному усвоению учебного материала, а также обеспечивать соответствие учебно-методических решений, применяющихся в музыкальном образовании, культурно-историческим и социальным условиям педагогического процесса. Герменевтический подход позволяет дифференцировать и диверсифицировать алгоритмическую схему образовательной технологии, направленной на обучение будущих педагогов-музыкантов; дает им возможность выработать собственные компетентностные возможности, в своей профессиональной практике стать успешными интерпретаторами и научиться доходчиво объяснять материал своим будущим ученикам; помогает развиваться в аспекте самообразования и профессионального самосовершенствования за счет знаний, умений и навыков объяснения и интерпретации, правильного выбора учебного материала.

Во втором параграфе первой главы «Современный музыкальный язык и проблема его понимания в научных исследованиях» рассматривается сущность музыкального языка как семантического и культурного явления, его научные дефиниции и возможности применения научно-теоретических представлений о музыкальном языке в реализации образовательных программ профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Проблеме музыкального языка посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных представителей разных научных отраслей – музыковедения, семиотики, культурологии, психологии и т.д. – М.Ш. Бонфельда, У. Эко, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, В.В. Медушевского, Т.В. Чередниченко, М.С. Старчеус, М.П. Лобановой, Д.К. Кирнарской и иных ученых, выявивших многочисленные особенности и аспектные свойства музыки как вида искусства и многогранного коммуникационно-смыслового явления.

Каждый вид искусства обладает своими выразительными средствами и может считаться семантической системой со своими правилами и значащими единицами, то есть – языком. И для правильного понимания любого смысла, выраженного на данном языке, необходимо владеть соответствующими знаниями его тезауруса, синтаксических и морфологических правил, и умениями интерпретировать поступающую посредством его информацию. Поэтому изучение музыкального языка является задачей, близкой к обучению специальным лингвистическим дисциплинам.

Музыкальный язык, согласно работам М.Ш. Бонфельда, В.Н. Холоповой, характеризуется следующими языковыми признаками: наличием комплекса устойчивых типов звукосочетаний; наличием правил или норм их употребления; национально-культурной и исторической изменчивостью названных признаков; выраженной полисемией (многозначностью).

Музыкальный язык является уникальным и сложным семантическим образованием, так как он не обладает некоторыми качествами знаковой системы, типичными для естественных языков, которыми пользуется человечество – его элементами считаются не знаки как таковые, а звукосочетания, не являющиеся носителями полностью определенных значений, и сами звукосочетания приобретают возможность выразить некий смысл исключительно в контексте сочетанных с ними образований, то есть, контекстная составляющая музыкального языка выражена в нем больше, чем в языке вербальном (В.Н. Холопова).

Любое структурированное сочетание элементов музыкального языка принято называть музыкальным текстом, в котором функции слов выполняют типы интонаций или типы звукосочетаний, а нормы их гармонического соединения являются аналогами морфологии, синтаксиса и пунктуации.

В большинстве работ, посвященных развитию музыкального языка XX века (В.В. Медушевский, А.М. Трудков и др.), отмечаются следующие его особенности:

– практически универсальная широта и разнообразие эстетических установок музыкального материала, приводящая к совершенному отсутствию возможности судить с каких-то одних позиций об эстетической стороне музыкального произведения;

– усугубившийся (по сравнению с музыкальным материалом предшествующих времен) разрыв между интонационно-эмоциональным содержанием музыкального материала и его словесным эквивалентом, то есть – стремление к абсолютной невозможности перевода языка музыки на язык слова, или же, вербальная асемия интерпретационных интенций слушателя;

– усилившийся разрыв между реалистическим (миметическим, подражательным естественному в Аристотелевой традиции) и конструкционным (специально созданным, несущим заряд творческого протеста) направлениями музыкального искусства, в связи с чем «серьезное», профессиональное музыкальное творчество в значительной мере не воспринимается широкими слоями неподготовленного населения, привыкшего воспринимать понятное музыкальное содержание, в первую очередь – мелодию.

Описывая особенности музыкального языка и гармонии конца XX – начала XXI века, многие исследователи обращают внимание на следующие их характерные черты: изменения гармонической вертикали, приводящие к свободному применению диссонансов; полимодальность; свободу 12-тоновости; хроматическую тональность; хроматическую автономность, что выражается в 12-ступенности тональной гармонии; применение множественных гармонико-функциональных схем; диатонизм модальной гармонии; применение техники центрального созвучия; использование серийной гармонии; применение разных типов сонорной и микрохроматической гармонии (А.М. Трудков). В качестве примера приводится творчество наиболее выдающихся композиторов XX века, внесших выдающийся вклад в развитие музыкального искусства века XXІ (А. Шенберг, А. Веберн, Д. Кейдж, Л.М. Янг, Я. Ксенакис, Д. Лигети, К. Штокхаузен, М. Кагель, О. Мессиан, С. Буссотти, П. Булез и др.).

В XXІ веке их начинания были продолжены, и немалую роль в этом сыграло музыкальное искусство России, активно впитывающее модернистские и постмодернистские веяния Европы. При этом, некоторые совр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: