Восстание Болотникова И. И.




План

1. Введение.

2. Причины начала смуты.

3. Правление Лжедмитрия I.

4. Восстание Болотникова И. И.

5. Появление Лжедмитрия II.

6. Царствование Василия Шуйского.

7. Польская интервенция.

8. Окончание смуты. Роль ополчения Минина и Пожарского в борьбе с поляками.

9. Заключение.

10. Список литературы.

 

Введение.

Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально- экономическим кризисом.

Целью моей работы является изучение и изложение материала о Смуте в России. Причиной выбора данной темы послужила моя неосведомленность в данном разделе истории. В первую очередь, я хочу подчеркнуть интересные факты лично для себя.

«Читаешь всё это в документах и просто диву даёшься: ужель это всё написано на полном серьёзе о впавших в дикость людях, живших в грязное, кровавое время, когда брат шёл на брата, сын - на отца, матери ели своих детей, отцы насиловали дочерей, чтобы не воспользовались их невинностью чужие, когда все мыслимые клятвопреступления были на Руси нормой поведения миллионов, когда люди справляли нужду в храмах, держали в церквях лошадей, кололи иконы на растопку, взрезали роженицам и детям животы потехи ради? Всему этому есть свидетельства и в русских, и в польских, и в чешских, и в немецких, и в шведских источниках.» (6, 53)

В дореволюционной историографии за началом XVII в. прочно закрепилось название «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному. Современники событий, деятели церкви искали первопричины этих испытаний в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим православный народ. Согласно этой точке зрения, Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры.

С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков. К.С. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.

Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества.

В советской историографии термин «Смута» не использовался. Этот период определялся как социальный конфликт, центральное место в котором занимали крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция.

В современной исторической литературе термин «Смута» используется достаточно широко, но в осмысление этих событий почти ничего нового, не привнесено если не считать попытку связать события начала XVII в. с идеей первого системного кризиса российского общества, по своему развитию похожего на гражданскую войну. (8)

Судя по всему, мнения о Смутном времени расходятся. Но, если объединить большинство их в одно целое, скорей всего сложится некая структура причин, повлиявших на начало Лихолетья.

 

 

Причины начала смуты.

В русской исторической науке, особенно после выхода в свет исследования С. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII века» (1899 г.), главной причиной начавшейся Смуты называли совокупность династического, хозяйственного и социального кризисов, поразивших страну на рубеже столетий. При этом подчеркивалось их равновеликое влияние на возникновение и развитие этого процесса и утверждалось, что раскол русского общества произошел не социальным интересам, а по корыстно-эгоистическим притязанием «верхов» и «низов».

В советской исторической науке, особенно после выхода в работы И. Смирнова «Восстание Болотникова» (1951 г.), акцент сознательно делался лишь на социальном аспекте структурного кризиса, что вполне вписывалось в классическую марксистскую формулу «о классовой сущности государства» и «о классовой борьбе как локомотиве истории».

В последнее время в работах ряда историков (А. Кузьмин, В. Козляков) прежняя концепция истоков Смуты, предложенная С. Платоновым, вновь получила признание.

Правление Лжедмитрия I.

Такой накаленной до предела внутриполитической обстановке на исторической арене России появляется фигура Лжедмитрия I (1582–1606 гг.). Сейчас абсолютно точно установлено, что под этим именем скрывался бывший галицкий дворянин, а затем монах Московского Чудова монастыря Юрий (Григорий) Отрепьев, который еще в 1603 г. бежал в Польшу, хотя ряд русских историков (Н. Костомаров, С. Платонов) отвергали эту точку зрения как недоказуемую.

 

Кому пришла в голову идея использовать этого амбициозного авантюриста в своих целях, установить довольно трудно. Одни историки (С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов) называют бояр Романовых, у которых когда-то служил Г. Отрепьев, другие (Р. Скрынников, А. Кузьмин) — польских магнатов Ю. Мнишека и А. Вишневецкого, третьи (Н. Костомаров) — польского короля Сигизмунда III. Но кто бы ни стоял за фигурой самозванца, совершенно очевидно, что он «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (В. Ключевский).

Весной 1604 г. Лжедмитрий начал собирать в Малороссии, входившей тогда в состав Речи Посполитой, войско для похода на Москву. Собрать под свои знамена ему удалось несколько тысяч запорожских и донских казаков и мелкопоместных польских и малороссийских шляхтичей. В октябре 1604 г. с этим разношерстным войском он перешел границу русского государства и начал поход на Москву. Вначале ему сопутствовал явный успех, поскольку на его сторону перешли практически все города южных уездов страны (Чернигов, Воронеж, Путивль, Белгород, Елец). Но уже в январе 1605 г. он потерпел первое крупное поражение от царской армии воевод П. Басманова и В. Голицына под Добрыничами и отступил в Путивль, ставший главной базой самозванца до нового похода на Москву.Нам трудно предположить, как бы в дальнейшем развивались события, но в апреле 1605 г. от апокалиптического удара (инсульта) в Москве скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрий, воспользовавшись этим обстоятельством, начал новый поход на Москву. Уже в мае 1605 г. к нему присоединились правительственные войска (В. Голицын, И. Басманов), и он начал свое триумфальное шествие к столице.В начале июня 1605 г. в самой Москве агентами самозванца было поднято восстание против нового царя Федора Годунова (1589–1605 гг.), в ходе которого он и его мать, царица Мария Григорьевна Годунова (Скуратова-Бельская), были убиты князем Василием Мосальским и его сподручными. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву и через месяц, венчавшись на царство под именем Дмитрия Ивановича (1605–1606 гг.), стал править страной. Однако его век на московском престоле оказался очень недолгим.

Самозванец, сознавая всю шаткость своего положения, попытался заручиться поддержкой влиятельного московского боярства, для чего вернул из ссылки всех тех, кто попал в опалу при Борисе Годунове: князей Бельских, Нагих и бояр Романовых. Однако они, прежде всего Романовы, зная истинное лицо самозванца, отказали ему в поддержке и предпочли наблюдать за дальнейшим развитием событий со стороны.

В январе 1606 г. под давлением московского служилого люда был восстановлен пятилетний сыск беглых крестьян, отмененный при Борисе Годунове. В результате Лжедмитрий потерял поддержку южных уездов страны, которые являлись опорой его власти, поскольку именно помещики этих уездов были кровно заинтересованы в полной отмене этой нормы, так как именно в эти уезды и направлялась основная масса беглых крестьян и холопов из центральных районов страны.

В феврале 1606 г. в Москве начались переговоры с послами Сигизмунда III о передаче Речи Посполитой Смоленска, Чернигова, Пскова, Новгорода и других русских городов, обещанных самозванцем в качестве откупного польскому королю и его покровителю, Юрию Мнишеку. Переговоры эти закончились безрезультатно, и в итоге самозванец оказался без поддержки польской шляхты, что ускорило его неизбежный конец. Тем временем в Москве возник заговор против Лжедмитрия, который возглавили князья-бояре Василий и Дмитрий Шуйские, возвращенные незадолго до этого из политической ссылки.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения москвичей, стало венчание Димитрия-Самозванца на польской магнатке Марине Мнишек, которое прошло без важнейшего свадебного обряда причастия. Через неделю после этого события, 17 мая 1606 г., в Москве вспыхнуло народное восстание, в результате которого Лжедмитрий был убит, труп его сожжен, а прах развеян по ветру. Так бесславно и трагически закончился жизненный путь первого самозванца в истории России.

Надо сказать, что историки до сих пор неоднозначно оценивают личность и деяния этого персонажа русской истории. Часть из них (А. М. Панченко, Р. Скрынников, А. Кузьмин) по-прежнему продолжают считать Лжедмитрия I «льстивым антихристом», лжецом и казнокрадом. Другие авторы (В. Кобрин, А. Юрганов) утверждают, что личность Лжедмитрия, которого они считают «креативным» царем, была хорошим шансом для России стать цивилизованной европейской страной.

Восстание Болотникова И. И.

Начало восстания. В 1606 году Молчанов направил Болотникова к князю Шаховскому в Путивль, где был собран военный отряд. Оттуда Иван двинулся к Москве, возвещая всем о том, что лично видел Дмитрия, назначившего его воеводой. Шуйский направил против Болотникова все свои силы, однако Иван разгромил войско под Калугой. Болотников отличался мужеством и неистовством в боях, он нападал по три-четыре раза за день. Разгромив Калугу, он двинулся к Москве и одержал победу в Коломне.По разным городам и селениям крестьяне восставали против своих бояр, убивали их, женились на их дочерях.Город за городом отказывались повиноваться действующей власти и по призыву Лжедмитрия провозглашали его царем.К лагерю восставших присоединились рязанские дворяне — основа царских войск. Этим фактом объясняется успех восстания Болотникова. 28 октября мятежники в селе Коломенском объявили царя Василия сверженным и провозгласили Дмитрия царем. Они говорили, что война закончилась, хотя продолжали резать дворян.Шуйский, чтобы защитить Москву, собрал войско из служивых и монастырских крестьян. Он устроил мощную защиту города. Духовенство и народ молились и постились три дня. Патриарх Гермоген в своих грамотах воодушевлял верных и осуждал изменников, призывая их к покаянию.

Размежевание восставших. Тверитяне, смоляне выгоняли мятежников из городов и не признавали власти Болотникова. Народ требовал призвать Дмитрия, но царевича не было. Поняв обман, дворяне стали покидать ряды восставших. Ляпунов явился с повинной к царю, вслед за ним ушли все рязанцы из рядов мятежников, а потом и все остальные дворяне.Основной причиной размежевания мятежников было то, что царь так и не явился народу. Но у процесса были и социальные корни. Дворяне понимали, что Болотников и его поддержка — это низы общества, однако элитным слоям они составляли конкуренцию. Разбойничье поведение Болотникова отталкивало дворян от него.

Расправа над мятежниками. Болотников не сдавался, несмотря ни на что. Полки Шуйского встретились с его силами в районе Данилова монастыря. Постепенно многие из рядов мятежников переходили на сторону действующей власти, каясь в содеянном.Царь жестоко расправлялся с мятежниками, вешая их и топя в Яузе. Патриарх Иов был вызван в Москву, он простил всех православных. Так Шуйский пытался укрепить свою власть.Болотников отступил в Калугу. Его войска были истощены, но сражался Иван по-прежнему самоотверженно. Мятежники ждали Дмитрия. Царь обещал Болотникову милость, но Иван не принимал его предложений.На выручку Болотникова выдвинулся Телятевский, который и разгромил царские войска. В ответ Шуйский собрал около 100 000 человек и решил предводительствовать сам. Его силы встретились с воинами Телятевского на реке Ворсме 5 июня 1607 года. В этом сражении царь одержал победу. Шаховской и Болотников отступили в Тулу.Мятежники оборонялись до последнего. Но после того как Тулу затопили, восставшие, испугавшись голода и наводнения, решили сдаться в обмен на помилование. Василий пообещал милость. Болотников явился к царю и сдался.

Наказание мятежников. После празднования победы Василий Шуйский приступил к отправлению правосудия. Шаховского отправили в монастырь, Телятевского из-за уважения к его статусу не тронули, Болотникова ослепили и тайно утопили. Других пленников оставили без наказания.Если говорить о восстании Болотникова кратко, то его можно назвать первой гражданской войной в России. Этот кровавый эпизод не был высшей точкой Смуты. Однако с социальной точки зрения именно восстание Ивана Болотникова привлекло внимание к народу и той стихийной силе, что ему присуща.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: