Глава 1. Историческая справка и характеристика символов России.




Государственные символы России и г. Красноярска: флаг, герб и гимн.

(Потылицын Александр Владимирович, учитель истории гимназии №7, 2002 г.)

 

Оглавление

Введение Глава 1. Историческая справка и характеристика символов России 1.1. Флаг 1.2. Герб 1.3. Гимн Глава 2. Герб и флаг г. Красноярска Список литературы  

 

 

Введение

Вексиллология – наука, изучающая флаги (от лат. “vexillum”- знамя).

Геральдика – наука, изучающая гербы, систему их создания и украшения.

Герб – эмблемный знак, отличительный символ отдельного лица, рода, организации, города, области и государства.

Гимн – торжественная песнь в честь героев, страны, призванная сплачивать народ, нацию.

Флаг – символ объединения какого-либо коллектива, организации, нации, государства.

Государственные флаг, герб и гимн являются символами государства, его суверенитета и достоинства нации. Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, гимн и флаг. Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно, с XIX века. С этого времени символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, определенных изображений не был случайным в каждом из государств.

 

Глава 1. Историческая справка и характеристика символов России.

 

1.1. Флаг. Изучение истории флага как символа государственности неразрывно связано с геральдикой. Эта связь обусловлена и выбором цветов для раскраски флагов.

В большинстве стран государственные символы понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внепартийны и внеклассовы. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.

Белый (серебряный) – чистота, непорочность, святость, мудрость, королевская власть.

Синий (лазоревый) – слава, честь, верность, искренность, надежда.

Красный – право, сила, мужество, любовь.

Золотой (желтый) – верховенство, величие, великолепие, уважение, богатство.

Славянские народы издавна предпочитали белый, синий, красный цвета, которые имели и свою характеристику:

- Белый цвет олицетворял мир, чистоту, правду, благородство и святость. Белыми народ называл свою веру, царя и Отечество.

- Синий цвет считался цветом славянской взаимности и символизировал небо, духовность, верность, целомудрие и Богородицу.

- Красный цвет был одним из любимых цветов великороссов (красные – солнце, девица, угол, товар, словцо, «прекрасный»- самый красивый). Красный цвет символизирует воинскую отвагу, героизм, самопожертвование, кровь, защиту веры и простых людей. Он олицетворял весь русский народ и с древнейших времен был царским цветом.

- Золотой (желтый) – верховенство, величие, великолепие, уважение, богатство.

История флагов начинается в странах древневосточных цивилизаций. Известны, например, шумерские хоругви (III тыс. лет до н. э.), белый флаг китайской династии Чжоу (конец II тыс. лет до н. э.), индийские и египетские флаги с изображениями тотемных зверей и птиц (I тыс. лет до н. э.). В Древнем Риме широко употреблялись войсковые хоругви – вексиллумы (древнейший вид военного знамени в Европе). Основная особенность вексиллума – в способе крепления верхней части полотнища к горизонтальной перекладине, которая закреплялась на вертикальном древке.

В средние века в связи с развитием феодальных отношений и появлением рыцарства возникает и начинает развиваться наука о геральдике. Бурный рост городов и развитие ремесла и торговли способствовали появлению символов различных ремесленных и торговых объединений. В это же время флаги царствующих фамилий воспринимались одновременно как родовой и государственно-территориальные символы.

На Руси предшественниками флагов были княжеские стяги в виде хоругвей с полотнищем в форме клина и преимущественно красного цвета. На знамени Александра Невского (13 век) было изображение иконы «Спаса Нерукотворного» на красном поле. Такое же знамя было у Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле (1380 год) и у царя Ивана IV Грозного в казанском походе 1552 г.

Различают флаги государственные и национальные: первые – олицетворяют суверенитет страны, вторые – суверенитет народа, нации.

Вслед за боевыми стягами в 16 веке появляются и в Московском государстве и государственные флаги. Кроме красного флага со «Спасом» у Ивана Грозного были знамена из белого атласа с изображением золотого (реже черного) двуглавого орла и синего цвета с изображением грифа, улитки и руки с мечом. При Алексее Михайловиче (17 век) начинает уделяться особое внимание церемониалу и геральдике. Белый, синий и красный цвета выполняют уже роль государственных цветов. Тогда же появляется и гербовое знамя (1665 год) белого цвета с золотым двуглавым орлом, на груди которого помещается царь, колющий копьем змея, а на полотнище полный титул царя и изображение областных гербов. В конце 17 века Петр I лично утвердил точный порядок расположения и количества полос на российском флаге: сверху вниз – белая, синяя, красная. Такое расположение полос флага совпадало с древним пониманием славянами мира: внизу – красный, физический мир (Любовь); выше – синий, небесный мир (Надежда); на самом верху – белый, Божественный мир (Вера). Днем рождения этого флага можно считать 20 января 1705 года – день издания указа Петра I об использовании бело-сине-красного триколора в качестве гражданского морского флага на коммерческих речных и морских судах. Военно-морским флагом стало белое полотнище с косым (Андреевским) крестом голубого цвета. В 1721 году в связи с принятием титула Императора России Петром I было принято в качестве государственного знамя с изображением черного двуглавого орла на золотом поле (императорские цвета). В таком виде государственное знамя просуществовало вплоть до самого падения самодержавия в феврале 1917 года.

Бело-сине-красный флаг официально был признан в качестве русского национального лишь 7 мая 1883 года Высочайшим повелением Александра III. Тогда же полосам триколора придали значение содружества трех восточнославянских народов – белорусов, украинцев и русских. 5 апреля 1896 года на «особом совещании» при Министерстве юстиции было постановлено, что государственным флагом всей Империи должен окончательно считаться бело-сине-красный. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года бело-сине-красный флаг признается в качестве государственного для новой демократической России. Октябрьская социалистическая революция привела, соответственно, к замене «буржуазной» символики на новую, отвечающую целям и задачам новой власти. В качестве государственного символа молодой Республики Советов рабочих и крестьян 10 июля 1918 года на V-ом Всероссийском съезде Советов был принят Красный флаг с аббревиатурой РСФСР в левом верхнем углу. Красный флаг, бывший со II-ой половины 19 века символом рабочего движения и социалистических партий, становится теперь символом «победившего пролетариата», а с 1920-х годов и всего коммунистического движения.

Вновь бело-сине-красный триколор появился на политической арене России в 1990 году, как результат демократических преобразований в стране под руководством М.С. Горбачева. А с 21августа 1991 года указом Президента России Б.Н. Ельцина бело-сине-красный флаг стал государственным символом новой демократической России. Прошло почти 10 лет.... 8 декабря 2000 года по предложению Президента России В.В. Путина Государственная Дума утвердила в качестве государственных символов Российской Федерации новые герб, флаг и гимн России.

1.2. Герб – наследуемый отличительный знак, символ, получает распространение в Европе в 11-12 веках в среде рыцарства, хотя уже с первобытного времени были известны тотемные знаки, ставившиеся на границах проживания рода, племени. Позже эти знаки – символы рода переносятся на геральдические щиты и обозначают принадлежность данной земли ее владельцу (рыцарю) на правах лена (за службу королю).Так родовой(тотемный) знак становился геральдической фигурой. Другой причиной появления гербов были особенности средневекового военного доспеха, скрывавшего лицо воина. Рыцарские турниры – очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания – привели к появлению на щитах рыцарей отличительных символов и специальных лиц – герольдов (старших рыцарей – глашатаев), в обязанности которых входила организация турниров, описание гербов и определение их принадлежности. Употребление герба вошло как отличие привилегированного сословия дворянства от рыцарей до королей. Со временем вырабатывается целая система строгих правил, по которым составляются гербы. В России геральдика как система сложилась в 18 веке. В 1722 году в связи с принятием «Табеля о рангах» Петр I создал Геральдмейстерскую контору, в задачи которой входило создание городских и личных дворянских гербов.

В Киевской Руси символом князя Владимира был трезубец, сохранившийся еще со времен скифов. В XII веке символом рода князей Владимиро-Суздальского княжества стал лев, вставший на дыбы. На рубеже XIV-XV веков в Московском княжестве появляется изображение всадника, поражающего копьем змея (символ зла). Правда, изображение всадника первоначально ассоциировалось с правящим князем – государем, защитником простого русского народа. А образ святого Георгия Победоносца – покровителя основателя Москвы Юрия Долгорукого прочно закрепится в гербе города Москвы позднее, в XVIII веке.

Интересна история появления и другого символа – двуглавого орла. Его изображение известно с глубокой древности как отражение религиозных верований шумеров и египтян. В Европе этот символ появляется после раздела Римской империи на Западную и Восточную. Трактовался он как два орла наложенных друг на друга и смотрящих в разные стороны. После падения Рима в 5-м веке двуглавый орел в качестве символа императорской власти остается у Византии. От куда после 4-го крестового похода и попадает снова в Европу. Где с конца XV века двуглавый орел становится символом императоров Священной Римской империи. Причем, одноглавый орел считался знаком отличия королевских домов, а двуглавый – императорских. Стремление Ивана III укрепить политический престиж молодого Московского государства и свой лично привело его к мысли поместить на своей печати, именно, двуглавого орла. Одновременно решались и другие задачи: концепции власти – императорской и самодержавной; древности власти – ее происхождения, знатности, а значит и доказательства всех своих прав на престол. Уже позже, в 19 веке, сложилась следующая версия: в результате брака Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, соединились два герба – Московского государства (всадник) и Византии (орел), а 1497 год(издание Судебника с гербовой печатью) стал считаться годом возникновения государственного герба России как преемницы Римской, а затем и Византийской империй. В XVI веке это оформилось в теорию «Москва – III–й Рим». Со временем герб видоизменялся, к нему добавлялись новые элементы. Окончательно герб оформился в 19 веке и имел два вида (Большой государственный герб Российской империи и Малый государственный герб Российской империи).

Это было изображение двуглавого орла черного цвета на золотом поле. Главы орла украшали три короны (олицетворяют законодательную, Верховную и Божественную власть монарха). В лапы свои в XVII веке орел получил державу и скипетр. Держава (символ земли) изображается в виде шара (яблока), на вершине которого водружен крест, символизирующий факт господства православного монарха. Скипетр – золотой жезл, украшенный драгоценными камнями служит символом судебной и исполнительной власти монарха. В общем и целом герб символизировал самодержавный характер власти царя. Было и другое толкование герба: «орел двуглавый есть герб державный Великого государя, царя и Великого князя Алексея Михайловича; три короны «знаменуют» три «великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства»; скипетр и яблоко (держава) «являют государя и обладателя». Петр I вносит в герб еще один символ царской власти – орден святого Андрея Первозванного (высшая награда в стране с XVIII по XX век). Цепь ордена стала окружать щит с изображением всадника. Распростертые крылья и раскрытые клювы орла означали воинственность и готовность к решительному отпору врага.

Новый герб России в виде золотого орла на красном поле был известен еще в XVII веке – на одежде царских слуг (стряпчих, сокольничих и т.д.). Сегодня герб России может символизировать слияние интересов государственной власти с интересами народа. Тем самым сохраняются традиции, преемственность власти и придается новый, демократический смысл старому императорскому символу.

 

1.3.Гимн. Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, а ныне они разделились на религиозные, государственные, партийные, военные и т.д. Большинству же европейских гимнов по 100-200 лет. Почти все гимны создавались на основе религиозных песнопений – церковных хоралов.

Вплоть до конца XVII века в России в качестве государственной функционировала религиозная символика. В XV-XVII веках хор пел православные духовные песнопения во время церковных праздников и событий общегосударственного значения. Петр Великий открыл путь светской музыке. В течение всего XVIII века гимнические функции выполнял средневековый общеевропейcкий гимн «Тебя, Бога, хвалим». Тот же псалмовый гимн пели в конце торжественных молебствий и в царские (именинные) дни императорской семьи. Первым официальным государственным гимном России стала «Молитва русских», слова для которого написал поэт В.А. Жуковский. 25 декабря 1833 года стало днем рождения второго официального гимна, написанного князем А.Ф. Львовым как государственной молитвы за своего царя («Боже, царя храни») и просуществовавшего вплоть до дня отречения Николая II от престола 2 марта 1917 года. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире, а текст, состоявший всего из 6 строчек, был самым коротким в мире. Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи.

С 1918 и до 1944 года гимном СССР был «Интернационал» - гимн солидарности всех трудящихся и угнетенных. В 1944 году с началом победоносного наступления советских войск и освобождения Европы от немецко-фашистких захватчиков был принят в качестве государственного гимна гимн на музыку А. Александрова и стихи С. Михалкова (с 1939 года – «Гимн партии»), а «Интернационал» стал партийным гимном. В конкурсе гимнов принимали участие композиторы Д. Шостакович и А. Хачатурян. Однако победил гимн на музыку А. Александрова. А. Александров, учившийся у композиторов Н. Римского-Корсакого, А. Глазунова, А. Лядова, в основу своей мелодии положил духовное песнопение (хорал). Может быть поэтому И. В. Сталин (бывший отличником хоровых занятий в Тифлийской духовной семинарии) и отдал предпочтение именно этой мелодии, так удачно соединившей в себе и торжественность хорала, и широту русского былинного распева, и победного марша. В том же 1944 году на радио стал исполняться второй, неофициальный гимн на музыку М. И. Глинки («Патриотическая песня»).

В 1991 году в связи с прекращением существования СССР и становлением новой демократической России указами Президента Б. Н. Ельцина взамен советской символики вводятся бело-сине-красный флаг, двуглавый орел, а гимном страны становится «Патриотическая песня» в качестве государственных символов. Но эта символика не была утверждена Высшим законодательным органом страны, а значит ее использование было не легитимным. И лишь только 8 декабря 2000 года по предложению нового Президента РФ В. В. Путина Государственная Дума после долгих и горячих споров утвердила в качестве государственных символов России: бело-сине-красный флаг; герб в виде двуглавого орла и гимн на музыку А. Александрова в новой обработке (добавилось звучание колоколов),с измененным текстом на стихи С. Михалкова. В качестве военных символов осталось Красное Знамя Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), красный цвет стал основным фоном для знамен Вооруженных Сил, а для ВМФ было восстановлено в своем былом статусе знамя белого цвета с косым (Андреевским) крестом голубого цвета.

Сохранение дореволюционных и советских символов государственной власти означает, тем самым, историческую преемственность самой власти и всего лучшего, что было в истории нашей Великой России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: