Реализация условий использования дидактической игры для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста




 

В данном параграфе описывается работа по реализации условий использования дидактической игры для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

С целью формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста был разработан и апробирован комплекс дидактических игр, а также проведено обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.

В качестве основных задач формирующего эксперимента выступали:

1. Подобрать дидактические игры для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с возрастом; на основе подобранного материала создать комплекс дидактических игр для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

2. Подобрать наглядный и словесный материал для комплекса дидактических игр;

3. Составить перспективный план;

4. Реализовать комплекс дидактических игр в режимных моментах и на занятиях, свободной деятельности детей.

Одним из условий формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста является соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому первоначальное внимание было уделено обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно трансформация сенсорного уголка. Для этого было дополнительно изготовлено и внесено оборудование (см. таб. 3).

 

Таблица 3 – Оборудование для обогащения сенсорного уголка группы младшего дошкольного возраста

Наименование Описание Цели
     
Сенсорный стол Пирамидки разной величины, разнообразные вкладыши, матрешки, игры для сортировки и др. Учить различать основные цвета, геометрические формы, три градации величины. Развивать действия по использованию
Продолжение таблицы
     
    сенсорных эталонов
Цветная каруселька Катушка - каруселька разделена на 7 цветных секторов, сумочки 7 основных цветов с мелкими игрушками. Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть признаком разнообразных предметов.
Осьминожек Мягкая игрушка, 7 пар ножек основных цветов, на ножках разные виды застежек. Группировать пары предметов, опираясь на их цвет, развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
Сенсорный кубик Мягкая игрушка, на 6 сторонах различные виды застежек и задания «Прятки» (геометрические формы), «Найди цветок для жука» (цвет) Развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. Учить различать геометрические формы и 7 основных цветов.
Тренажер «Мастер» На фанерной основе несколько видов замочков, выключатель, кнопка звонка. Формировать представление о разных видах замочков. Развивать кисти рук и мелкую моторику пальцев.
Коврик «Мишка и зайка» Коврик с изображением зайчика и мишки, на пуговицах пристегнуты цветы и облака, в корзинке «гостинцы» -ягоды и морковки или шарики (желтого и синего цвета). Развивать действия по использованию эталонов. Учить выделять в объектах форму и цвет.
Дорожки Используется поверхность детских скамеек для игры с пальчиками. Развивать координированные тонкие движения кончиков пальцев, различать цвета.
Бирюльки Деревянные игрушки разной формы. Учить детей выделять форму предметов по образцу или словесному указанию.

 

Все оборудование было использовано в свободной игровой деятельности детей, а также при проведении дидактических игр, индивидуальной работе с детьми. Кроме того, было внесено нестандартное игровое оборудование, использованное для игр: цветные прищепки, цветные веревочки, коробочки запахов, разноцветные пуговки и т. д. Например, цветные прищепки были использованы при проведении с детьми дидактической игры «Добавь солнышку лучиков» (см. приложение 4). Детям предлагалось выбрать только прищепки желтого цвета и прикрепить их по контуру изображения солнышка. Поэтому же принципу проводилась игра «Ежик», где дети должны были помочь ежику найти иголки (прищепки серого цвета).

При проведении дидактической игры «Узнай по запаху» использовались коробочки запахов. Детям предлагалось понюхав, определить, что в коробочке.

В дидактической игре «Шнуровки» дети просто закрепляли название цветов, но и геометрические формы. Им предлагалось цветное изображение геометрических фигур (круг, квадрат) с прорезями. Они должны были подобрать по цвету шнурок и продеть в отверстия. Затем детей просили назвать геометрическую фигуру, которая получилась.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию сенсорных эталонов также использовались дидактические игры, представленные в таблице (см. табл. 4).

 

Таблица 4 – Перспективный план дидактических игр, направленных на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Неделя НОД Свободная игровая деятельность Режимные моменты  
         
1-2 неделя Января   «Загадочные пуговки» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.    
3-4 неделя «Бабочка» (Ц) Цель: развитие «Волшебный мешочек» (О) Цель:    
Продолжение таблицы
         
Января умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук. «Спрячемся от дождика» (Ф) Цель: развивать умение у детей группировать предметы по форме. учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом, работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.    
1-2 неделя Февраля «Шарики» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук.   «Нанизывание больших и маленьких бус» (Ц,В) Цель: учить детей чередовать предметы по величине. «На что похожа фигура?» (Ф) Цель: развивать умение у детей группировать предметы по форме. «Шарики» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук.  
3-4 неделя Февраля «Подбери чашки к блюдцам» (Ц, В, Ф) Цель: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание. «Бабочка» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук.   «Спрячемся от дождика» (Ф) Цель: развивать умение у детей группировать предметы по форме.  
1-2 неделя Марта «Радуга» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета; «Укрась бабочку» (Ц, В, Ф) Цель: учить детей группировать предметы по цвету; закреплять знания о    
Продолжение таблицы
         
  развитие мелкой моторики пальцев рук. геометрической фигуре круг, о понятиях много - один, большой – маленький; развивать мелкую моторику. «Вспомни, как они пахнут» (О) Цель: развитие обоняния детей младшего дошкольного возраста.    
3-4 неделя Марта «Почини одежду зайчатам» (Ц, В, Ф) Цель: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание. «Радуга» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета; развитие мелкой моторики пальцев рук. «Выбери пуговки» (В) Цель: развивать умение группировать предметы по величине.  
1-2 неделя Апреля «Радуга» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета; развитие мелкой моторики пальцев рук. «Яблонька» (Ц, В, Ф) Цель: развитие сенсорного восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук. «Определи предмет по запаху» (О) Цель: развитие обоняния детей младшего дошкольного    
Продолжение таблицы  
         
    возраста.    
3-4 неделя Апреля «Карусель» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие различать предметы один – много.   «Найди домик» (В) Цель: развивать умение различать предметы по величине. «Волшебные колпачки» (Ц, В, Ф) Цель: развитие сенсорного восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук.   «Найди одинаковые» (О) Цель: развивать умение определять название различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие. «Волшебное поле» (Ц) Цель: развитие умения узнавать и называть цвета.  

При разработке данного комплекса дидактических игр использовались исследования З. М. Богуславской [8], Е. Ф. Войлокова [15], О. Н. Соловьевой [50] и др.

Отобранные дидактические игры планировались исходя из принципа от простого к сложному. Например, в дидактических играх по формированию сенсорного эталона «Цвет» вначале брались знакомые детям цвета, затем добавлялись цвета, которые вызывают у детей затруднения. Далее дети учились видеть цвета в окружающих предметах. Также те игры, которые были использованы на занятиях затем включались в игровую деятельность детей. Усложнением в дидактических играх выступало постепенное увеличение цветовой гаммы, количества геометрических фигур и др.

Данные игры проводились не только в работе специалистов, но и в свободное от занятий время. Дидактические игры проводились, как в подгрупповой форме, так и в индивидуальной форме (см. приложение 5).

В непосредственную образовательную деятельность в области познавательного развития (в заключительную часть) включались такие дидактические игры, как «Найди одинаковые», «Почини одежду зайчатам» и др. При их проведении строго соблюдалась методика. Вначале детям сообщалось название дидактической игры и объяснялись правила. Потом проводился показ способов действия. Затем была непосредственно организована игры. По ходу игры детям оказывалась помощь в виде поддержки, указании, напоминании, объяснении. В конце игр подводился ее итог, оценка давалась как общая, так и частная.

Также дидактические игры включались в режимные моменты. При проведении прогулки проводились такие игры как «Спрячемся от дождика», «Волшебное поле», «Волшебные колпачки», «Карусель». В играх дети участвовали по желанию. Методика их проведения не отличалась от методики в рамках непосредственной образовательной деятельности.

Помимо этого, все игры были проведены в свободной деятельности детей. Дидактические игры проводились в утренние часы, вечерние часы, а также в промежутках между занятиями. Эти дидактические игры проводились с подгруппой детей и индивидуально.

Например, игра «Вспомни как они пахнут проводилась в первую половину дня с Иваном Б., Иваном П. Дети определяли с энтузиазмом запахи фруктов, цветов. Мальчики справились самостоятельно с 60% заданий. При затруднении детям давались наводящие вопросы, предлагалось сравнить с образцами. В итоге с работой дети справились.

К организованной работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста были подключены и родители. Для родителей был разработан буклет, в котором родителям предлагалось для проведения в условиях семьи дидактические игры.

Итак, для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста было проведено обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, апробация комплекса дидактических игр, которые включались в игровую деятельность детей, а также в непосредственную образовательную деятельность детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: