В последние десятилетия слово management (дословнос анг. - управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. Влияние на формирование европейского менеджмента оказали английские исследователи. Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач.
Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.
Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление «организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.
Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.
В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.
Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.
Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.
В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.
Сейчас европейские менеджеры переживают ныне времена строгих требований, сдвигов и угроз. Это влияет на все стороны жизни организаций, вызывая реакции, меняющиеся от радости и надежды к неуверенности и отчаянию.
За последние двадцать лет в структуре и деятельности как частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения. Возможно, наиболее существенное из них - рост международной конкуренции, ведущей к тому, что выживают только наиболее эффективные фирмы.
В Европе менеджеры обязаны справляться с уникальными проблемами. К примеру, экономические и политические надстройки Европейского экономического сообщества вызывают к жизни особые законы, которые создают одни возможности, сдерживают другие и содержат свои собственные ограничения и загадки. На решения менеджеров постоянно влияют исторические традиции и примеры.
Что касается развития менеджмента в нашей стране, то, хотя в РБ это довольно молодая наука, но, безусловно, жизненно необходимая. Развивая структуру управления в России, необходимо грамотно и с пользой применять накопленный и уже довольно богатый опыт различных стран, используя те или иные направления в менеджменте в зависимости от конкретной ситуации и от особенностей, характерных для нашей страны. Поэтому изучение различных течений, сложившихся в международном менеджменте так важно и необходимо для молодых менеджеров, от работы которых зависит очень многое для экономики и производства России.
Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей наглядности я хотела бы собрать основные тезисы менеджмента в таблицу:
европейский менеджмент корпоративный
Объект сравнения | Европа | СНГ |
Характер решений | Индивидуальный | Индивидуальный |
Преобладающие цели | Стратегические | Тактические |
Разграничение обязанностей и полномочий | Четкое | Четкое |
Специализация работников | Широкая | Узкая |
Ответственность | Индивидуальная | Коллективная |
Приверженность работника | К фирме | К профессии |
Оценка и карьерный рост | Медленный | Медленный |
Разделяемые ценности | Индивидуальные | Коллективные |
Направленность руководства | На человека | На коллектив |
Идеал менеджера | Координатор- мозговой центр | Лидер-сильная личность |
Способ контроля | По индивид. показателям | По коллектив. показателям |
Отношение к подчинённым | Формальное | Формальное |
Обусловленность карьеры | Личные качества | Возраст, стаж, коллективные достижения |
Структура управления | Жесткая | Жесткая |
Оплата труда | По индивид. результатам | По коллективным результатам |
Расходы на обучение персонала | Высокие | Высокие |
Найм на работу | Краткосрочный | Краткосрочный |
Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись качества менеджмента в российских и европейских управленческих традициях. И хотя следует признать, что такие основные черты российского менеджмента являются пережитками Советского строя, что в новых коммерческих структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления производством.
Французский язык долгое время был признанным языком дипломатии. Особая точность (по сравнению с американским английским и другими языками) этого языка оказала влияние на поведение менеджеров и методы управления организацией. Точность и красота языка, с одной стороны, придают особую тональность в общении людей, воспитывают уважение к логике, рациональности и вниманию к деталям, с другой — порождают индивидуализм и самоуверенность. Следует отметить, что последние качества нередко снижают эффективность менеджмента. Французы, как правило, плохо работают в команде менеджеров. Внутри самой Франции это качество уравновешивается характерной для менеджмента сильной централизованной властью (
На сегодняшний день немецкие компании имеют традиционную малоподвижную структуру с обязательной и обособленной иерархией. Такие структуры в других странах считаются устаревшими и неэффективными. Но дисциплинированность и почитание вертикальных взаимоотношений в немецкой организации помогают преодолевать проблемы многоуровневой структуры.Немцов отличает способность работать и отличное качество работы.
Менеджмент основан на широком использовании принципов децентрализации. Организационная структура типичной шведской компании содержит минимальное количество (меньше, чем аналогичная французская или немецкая компания) уровней в вертикали власти. Эффективность горизонтальной структуры управления во многом обеспечивается коллективной формой разработки и принятия решений.Так же можно добавить,что шведы делают очень качественнную продукцию.
Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись качества менеджмента в российских и европейских управленческих традициях. И хотя следует признать, что такие основные черты российского менеджмента являются пережитками Советского строя, что в новых коммерческих структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления производством.
Особенности Испанского, Португальского, Греческого менеджментов: крайний запад европы не любит работать,это отличает их от остальных народов.Западные народы импульсивны,вспывчивы,идеи приходят в голову спонтанно,что говорит о том,что командный дух развит слабо.
Британские менеджеры дипломатические, тактичные, спокойные, неофициальные, рациональные, готовы помочь и найти компромисс с партнером. Они стараются быть справедливыми. Они также считают себя ловкими и способными, если нужно, анализировать проблему всесторонне. Они считают, что им присущи деловое изящество, изящество, юмор, красноречие и умение владеть собой. Они имеют страсть к дебатам и рассматривают встречу как возможность договориться, а не возможность дать инструкции. Британские менеджеры ориентированы на задание. Их нельзя назвать ярыми сторонниками пунктуальности, но, в общем, не принято тратить время зря, и персонал гордится соблюдением сроков. Менеджеры часто берут работу домой после рабочего дня.
Размещено на Allbest.ru