Масюров Андрей, Басов Илья и Рыжих Никита.




Святые места Подмосковья

Подготовили: ученики 9 «Г» класса

Масюров Андрей, Басов Илья и Рыжих Никита.

В какой бы подмосковный город вы ни приехали, центральную его часть будет занимать храм. Белокаменные стены, высокие купола, фрески на внутренних стенах и звон колоколов. Сюда приезжают как паломники, так и обычные туристы. Святые места Подмосковья — каждый со своей историей. Мы расскажем о 10 популярных святых местах Подмосковья.

1. Свято-Троицкая Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра (в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева лавра) — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре́. Имеет статус ставропигиального. Крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Место нахождения Московской духовной академии. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия на Маковец пришли новые насельники, и пустынь превратилась в особножительный монастырь. Некоторые историки считают, что это произошло в начале 1340-х годов, а более точно — в 1342 году. Спустя 10—15 лет (по другим исследованиям, 20—30 лет) в монастыре Сергием был введён общежительный устав.

В Средние века монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Согласно принятой историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительств Лжедмитрия II, Лжедмитрия III, Семибоярщины, польско-литовским войскам в Смутное время (см. Троицкая осада, Второе ополчение), поддержал Петра I в противостоянии царевне Софье.

С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 года последовал указ Святейшего синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года декретом Совета народных комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.

2. Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь

Построенная по распоряжению императора Александра I обитель стоит в непростом месте. Жители города рассказали строителю и первому настоятелю монастыря схиигумену Парфению (Агееву) о том, что, по преданию, на берегу реки Нерской еще до татаро-монгольского нашествия был храм. Таким образом священник и определился с «точкой». Изначально Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь в Куровском был деревянным, к концу 19 века — уже каменным.

Величественная обитель с богатой историей была основана в 1858 году, с трудом пережила богоборческие времена и на сегодня является единственным монастырем в Орехово-Зуевском районе. А его колокольня изображена на гербе города Куровское.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь заложили по благословению митрополита Московского Филарета в особом месте и с особой целью: в то время в Куровском проживали старообрядцы, и Русская православная церковь стремилась с помощью такого миссионерского центра противодействовать расколу.

3. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

Это мужской православный монастырь Русской православной церкви на окраине Коломны. Расположен недалеко от места впадения реки Москвы в Оку. Основан в конце XIV века. Действующий. С 1993 года идёт восстановление монастыря.

В 1995—2012 годах ряд зданий монастыря занимала Коломенская православная духовная семинария.

Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем считается ученик Сергия — Григорий Голутвинский. Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Возможно, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский.

Монастырские легенды утверждают, что под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы.

В связи с набегами татар устроение монастыря на р. Оке имело и значение укрепляющего звена в оборонительном поясе монастырей. Это в свою очередь послужило будущему развитию и упрочению обители.

В XV веке монастырь всё более возвышался, росло его благосостояние, укреплялась монашеская жизнь. Заложен зимний храм преподобного Сергия Радонежского. Он имел высокий подклет, различные подсобные помещения: одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. Возведена колокольня между Сергиевским и Богоявленским храмами (разобрана в конце XVIII в.).

Монастырь имел владения в Москве (Голутвинская слобода), в 1472 г. князь Юрий Васильевич передал в дар монастырю сёла Рожек и Маливку.

1480 г. — посещение обители великим князем Иваном III, перед выступлением против татарского хана Ахмата (стояние на реке Угре).

Значительно растёт благосостояние обители в XVI веке. Монастырь посещает царь Иван Грозный. Содержится богатая библиотека.

В апреле 1912 настоятелем монастыря, за год до своей кончины (1 [14] апреля 1913), был назначен почитаемый старец Варсонофий Оптинский. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию.

4. Николо-Радовицкий мужской монастырь

Более ста лет эта уединенная обитель была местом для своих. А во второй половине 16 века настоятелю игумену Ионе Рогоже на озере явился святитель и чудотворец Николай, идущий по водам от берега к острову. Игумен так впечатлился, что вырезал полутораметровый образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева. На иконе святой изображен в полный рост, в правой руке держит меч, а в левой — храм как символ города.

О том, что образ этот — чудотворный, быстро узнали в округе. Сюда потянулись паломники, которых маленький скит просто не вмещал. Пришлось переезжать с островка на большую землю.

Настоятель попросил у Ивана Грозного еще земель, которые и получил в 1584 году. Этот год считается датой основания обители. С тех пор она приобрела название, дошедшее до наших времен, — Николо-Радовицкий монастырь.

Поехать в Николо-Радовицкий монастырь, который находится в 150 километрах от Москвы, стоит по нескольким причинам. Паломники просят о своих желаниях у чудотворный резной иконы святителя Николая. Простым туристам интересно своими глазами увидеть, как всего за 12 лет из руин, где гуляли коровы, восстановили обитель. Это при том, что постоянно здесь живет всего пять человек, включая игумена, плюс восемь трудников. Монастырь по кирпичику возводят почти с нуля, веря, что общими силами возможно все.

Неизвестно, появился ли когда-нибудь Николо-Радовицкий мужской монастырь, если бы не тоска иеромонаха Пахомия. В конце жизни он захотел уединения и отправился искать тихое место. Нашел быстро: озеро и островок недалеко от Сенежа, где основал Акакиеву пустынь. А местность назвал Радовицы, в честь своего родного города в греческом регионе Фессалии.

5. Спасо-Бородинский женский монастырь

Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель — живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.

После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.

 

6. Борисоглебский мужской монастырь

Точную дату постройки монастыря ученые не могут установить. Одни считают, что обитель появилась в 12 веке, когда и сам город Дмитров, основанный Юрием Долгоруким. Другие относят к 15 веку, исходя из надписи на установленном здесь кресте: «На Благовещенье в 1462 году». Документы, которые могли бы прояснить ситуацию, сгорели при сильном пожаре в начале 1600-х. Тогда монастырь сильно пострадал, и понадобились годы, чтобы его восстановить.

Внешний вид сохранился до наших дней, несмотря на то что монахи здесь жили не всегда. После революции тут разместили краеведческий музей. В 30-е годы прошлого века базировалось управление по строительству канала Москва-Волга. Во время Великой Отечественной помещения отдали военным. В результате многие документы и исторические ценности потерялись.

Только в 90-х годах Борисоглебский монастырь вернули церкви.

Здесь стоит такая тишина, что хочется говорить только шепотом. Летом пахнет розами, которые рассажены по огромным клумбам. Вход в Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове — через арочные ворота. В них еще на подходе видно белоснежный каменный собор. Справа от него небольшая часовня, через ее открытую дверь видны горящие у икон свечи.

От Дмитровского кремля сюда можно добраться пешком. Монастырь действующий, поэтому следует соблюдать общепринятые правила: женщинам надевать головные уборы и юбки, мужчинам, наоборот, проходить с непокрытой головой; не шуметь. Встретите монаха — попросите благословения.

Вход на территорию открыт с раннего утра до восьми вечера. Борисоглебский собор открывают перед церковными службами. Если вы застанете этот момент открытия дверей храма и войдете в него первыми, вас поразят пустой зал с древними росписями в полумраке, высокий иконостас и атмосферность места.

Монахи следят за чистотой и порядком, ведут свое хозяйство: работают на пасеке, делают свечи, пекут хлеб. У входа есть лавка, где продают свежую монастырскую выпечку. Можете попробовать, заказав тут же чай, или купить с собой.

7. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Обитель основана в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника — отца Савву — основать монашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья — Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей преподобного Саввы.

Интересно, что колокол на гербе Звенигорода — уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы.

8. Свято-Екатерининский мужской монастырь

Пустынь начиналась в 1658 году с деревянной церкви, но постепенно обрастала землями и имуществом. Среди особо почитаемых святынь монастыря был золотой ковчег с частицами мощей святой Екатерины.

К середине 18 века здания обветшали, денег на их обновление и строительство новых не хватало. Все изменилось с началом правления Екатерины II. Обитель, посвященную своей святой покровительнице, императрица не обделила своей милостью. Тут построили новый собор, кельи, отреставрировали надвратную церковь. 19 век стал счастливым для Свято-Екатерининского мужского монастыря в Видном. Рядом проложили железную дорогу, и сотни паломников потянулись к обители. Много людей собирали ежегодные крестные ходы и популярные ярмарки.

Великомученица Екатерина Александрийская особо почиталась в нашей стране. Практически в каждом храме находился образ святой. Житие ее, романтическое и наполненное чудесными событиями и знамениями, любили читать все христиане. Несмотря на это, именем великомученицы были названы почему-то единичные храмы. Свято-Екатерининский мужской монастырь в Видном, или, как его называют, Екатерининская пустынь, — одна из первых таких обителей.

Она построена по указу царя Алексея Михайловича. По преданию, монарху, который отправился в эти места на охоту, во сне явилась святая Екатерина и предрекла благополучное рождение дочери. Так и случилось. В честь мученицы царевну назвали Екатериной.

В советское время монастырь превратили в особорежимную Сухановскую тюрьму. В начале 90-х его вернули Русской Православной Церкви и полностью восстановили.

9. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

 

Храм строился, а затем был освящен в 1693—1704 годах. Знаменская церковь в древней усадьбе Дубровицы стоит у слияния рек Пахры и Десны, на окраине города Подольска, в 40 км от Москвы.

Нигде в Подмосковье не найти здания, хоть немного похожего на это. Храм украшен множеством элементов: белокаменная резьба, статуи, барельефы и горельефы на евангельские сюжеты. Интересно, что надписи в храме изначально были на латыни, и лишь в XIX веке их заменили на кириллические.

Сохранился деревянный иконостас с резным орнаментом. В плане церковное здание представляет собой равноконечный крест с закругленными краями. Главка его устроена в виде короны.

Как считают специалисты, в строительстве храма участвовали иноземные мастера — итальянские или швейцарские. Их в Россию выписал князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I и основатель церкви в Дубровицах.

 

10. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Обитель основана в 1656 году. Возникла обитель благодаря Святейшему Патриарху Никону, а его могила, которая расположена в северном приделе Воскресенского собора, — одна из главных святынь этого места.

 

Монастырь строился по уникальному замыслу — перенести на нашу землю образ иерусалимского храма Гроба Господня. Причем архитектор использовал деревянную разборную модель иерусалимского храма. Соседствующие постройки и даже названия водных потоков, холмов, урочищ близ монастыря напоминали русскому человеку XVII столетия о святых древностях Иерусалима.

Неподалеку от Воскресенского собора стоит уединенный скит, где долгое время жил сам Никон.

Строительство велось с большим размахом. Оно то останавливалось, то вновь продолжалось и продлилось с перерывами тридцать лет. Завершилась великая архитектурная эпопея лишь при Святейшем Патриархе Иоакиме (1685).

Сейчас «подмосковный Иерусалим» открыт для посещения паломниками. После развала СССР здесь восстановили почти все монастырские постройки: Воскресенский собор, подземную церковь Константина и Елены, крепостную стену с башенками и старинный некрополь. Не удалось сохранить только большую ярусную звонницу XVII века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: