Раздел 1. Теоретические основы философии и история философии




Ф-308 группа

Дисциплина: «Основы философии»

Тема: 19-20. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

 

План занятия:

1.Ознакомиться с лекционным и видео материалами:

- Направление в философии ХХ века: неопозитивизм и прагматизм https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/filosofija-20-veka/neopozitvizm-i-pragmatizm-v-filosofii-xx-veka/

Философия изменялась на протяжении всей истории своего развития, поэтому сегодня невозможно собрать ее в единое точное определение. Однако в многочисленных философских направлениях и школах можно отметить общие мировоззренческие ориентации, свойственные для определенного времени.

По общим критериям философские направления можно разделить по следующим категориям:

· по интересам к предметной проблематике выделяют такие философские направления, как онтология, гносеология, аксиология и т.д.

· по методу исследования – трансцендентальная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая философия.

· по социально-политическим воззрениям можно выделить консервативную, радикальную, либеральную философию и т.п.

 

Это далеко не полный и не исчерпывающий список классификации философских направлений. Так же они могут выделяться по историческим, культурным, религиозным и другим различиям.

В 20 веке в философии возникло множество течений и направлений, среди которые можно обозначить неопозитивизм и прагматизм.

 

Неопозитивизм представляет собой философское направление, ориентированное на научное познание и рациональное действие.

 

Неопозитивизм продолжил традицию позитивизма, которую начал О. Конт (1798–1857).
Конт определил три стадии развития человечества:

· религию

· метафизику

· науку.

Он утверждал, что именно позитивная философия способствует переходу общества на стадию научной рациональной деятельности. Поэтому социальные науки должны быть такими же точными, как и естественные науки, т.е. эмпирически доказуемы.

 

Прагматизм - философское направление, которое исходит из принципа полезности и практической реализуемости.

Лидерами данного направления являются философы Ч.Пирс (1839–1914) и Дж.Дьюи (1859–1952).

Прагматизм часто отождествляют с неопозитивизмом, однако они имеют различия:
Неопозитивисты придерживаются научной строгости и рациональности в своей философии; прагматики, напротив, попадают в ловушки релятивизма.

Представители философии прагматизма определяют критериями познания реальности
практический успех и наличие общего консенсуса. Это способствует становлению философии чувствительной к социальному контексту науки, ведь язык и наука – это не только форма социального знания, но и социальные институты, функционирующие в обществе.

Поэтому научные положения утверждаются не изолированными в своих сообществах исследователями, которые имеют дело исключительно с фактами, а на различных форумах ученых, где решаются вопросы принятия той или иной концепции с учетом интересов общества. Однако, несмотря на упреки в философском эклектизме и релятивизме, внимание к этим интересам является заслугой философии прагматизма.

 

2.Ознакомиться с понятием «Философия бессознательного» https://www.libma.ru/psihologija/obshaja_psihologija/p49.php

 

Философию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессознательное является фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологических и психиатрических проблем: поведения, клинических случаев, природы эмоций, творчества, взаимоотношений между людьми. Но тогда бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объясняющего фактора многих психических явлений, но подходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не могли. Ситуация коренным образом изменилась только после появления трудов З. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.

В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд, и теорию психологической установки Д. Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. Рассмотрим подробнее оба этих направления, чтобы составить более полное представление о данной проблеме.

З. Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все психические явления. К ней примыкает узкий коридор. На пороге между передней и коридором стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос, пропустить или нет его в коридор. Причем, даже если оно пропускалось, то это еще не означало, что оно непременно станет сознательным. Это произойдет лишь в том случае, если данное психическое явление привлечет к себе внимание сознания, расположенного в дальнем конце коридора. Таким образом, согласно этой метафоре передняя – обитель бессознательного, коридор – вместилище подсознания и только маленькая келья в конце коридора принадлежит сознанию, которое, находясь на задворках бессознательного, выступает в роли наблюдателя. Позднее Фрейд несколько изменил представление о структуре психики. Он выделил три уровня: «ид» («оно»), «эго» («я») и «супер-эго» («сверх-я»). Бессознательное «ид» предстает у Фрейда в качестве того глубинного слоя психики, в недрах которого зарождаются все психические явления. Сознательное «эго» выступает в качестве посредника между «ид» и внешним миром, «супер-эго» – олицетворение совокупности социальных требований, морально-этических и культурно-исторических норм.

3.Просмогтреть видео материал: «Сознание и бессознательное в психологии. Проблема бессознательного» психолог К. Кудрявцева, используя интернет источник https://www.youtube.com/watch?v=EZPOIWlbJcg

 

4.Задание № 13. Ответить на вопросы и привести свои примеры понятиям «Сознание» и «Бессознательное»:

 

- Что такое Сознание?

- Что такое Бессознательное (подсознание)?

-Привести свои примеры понятиям «Сознание» и «Бессознательное»

- Как мы можем понимать, что происходит в бессознательном? Как мы можем получить эту информацию?

А) …..

Б) …...

В) …..

 

5. Обратная связь:

Отправить ответы на Задания № 13 в напечатанном электронном виде на эл.почту ira_kamensk69@mail.ru или ВК https://vk.com/id48226210,

подписав Ф-308,_Фамилия_Имя, дата, номер задания

(например: Ф-308 Иванов Иван, 20.11.2020. Задание 13)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: