Практическое занятие № 1
«Федра» Расина как классицистическая трагедия.
«Тартюф» Мольера как классицистическая комедия
1. Классицизм как основное направление во французской литературе XVII века. Основные принципы эстетики классицизма.
2. Новаторство Расина.
3. «Федра » Расина как классицистическая трагедия.
- Использование Расином античных источников («Ипполит » Еврипида и «Федра » Сенеки) и отступления от них.
- Драматический конфликт и его решение в трагедии Расина «Федра ».
- Система действующих лиц. Роль второстепенных персонажей. Психологизм образов трагедии.
- Концепция времени у Расина.
- Поэтическая выразительность и простота языка трагедии.
4. Расин в России. Переводы, постановки, оценка российской критикой (доклад).
5. Своеобразие жанра классицистической комедии. Принцип создания характера героя.
6. Эстетические взгляды Мольера. Жанровые типы его комедий.
7. «Тартюф » – «высокая» комедия Мольера.
- Своеобразие композиции, проблематика и сюжет комедии.
- Система образов комедии. Демократизм Мольера в создании образа Дорины.
- Приёмы создания комического в «Тартюфе ».
8. Сценическая история «Тартюфа » в России (доклад).
Литература
Расин Ж. Сочинения: В 2 т. М., 1984.
Расин Ж. Трагедии. Л., 1977.
Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Кадышев В. С. Расин. – М., 1990.
Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.
Большаков В.П. Расин. М., 1989.
Бояджиев Г. Расин и его «Федра» // Расин Ж. Федра / Пер. В.Брюсова. М.,1940.
Гриб В. Расин // Гриб В. Избранные работы. М., 1957.
Жирмунская Н.А. Трагедии Расина // Расин Ж. Трагедии. М., 1977.
Заботкина О.С. К вопросу о становлении поэтического стиля французской трагедии XVII века // Вопросы романо-германской филологии. Л., 1972.
История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4. М., 1987.
История французской литературы: В 4 т. Т.1. М.; Л., 1946.
Кадышев В. Расин. М., 1990.
Кржевский Б. Театр Корнеля и Расина // Кржевский Б. Статьи о зарубежной литературе. Л., 1960.
Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.
Мокульский С. Расин. К 300-летию со дня рождения. М., 1940.
Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.
Театр французского классицизма. М., 1970.
Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. М., 1965. С. 104−108, 118−127.
Шафаренко И. Жан Расин // Писатели Франции. М., 1964.
Мольер Ж.Б. Полное собрание сочинений: В 4 т. М., 1965−1967.
Бордонов Ж. Мольер. –М., 1983.
Бояджиев Г. Гений Мольера // Мольер Ж.Б. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М., 1967.
Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.
Бояджиев Г.Н. Мольеристика ХХ века // Современное искусство Запада о классическом искусстве XIII – XVII вв. М., 1972.
Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. М., 1962.
Гликман М. Мольер: Критико-биографический очерк. М.; Л., 1966.
Гликман М. Мольер. М.; Л., 1966.
Гриб В.Р. Расин. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956.
Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.
Мокульский С. Мольер: Комедии. М., 1953.
Мультатули В. М. Мольер / 2 изд. – М., 1988.
Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.
Смирнов А.А. Образ Дон Жуана у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965.
Театр французского классицизма. М., 1970.
Штейн А.Л. Мольер ─ зачинатель и основоположник // Штейн А.Л. Весёлое искусство комедии. М., 1990. С. 143─193.
Штейн А.Л. Философия комедии // Там же. С. 313─331.
Практическое занятие № 2
«Коварство и любовь» И.-Ф. Шиллера как мещанская трагедия
1. Раскройте идейное и эстетическое своеобразие жанров мещанская драма и мещанская трагедия в западноевропейской культуре второй половины XVIII в.
2. Как название и афиша мещанской трагедии «Коварство и любовь» нацеливают на этическую содержательность конфликта? Что можете сказать о его источнике и динамике?
3. Как в трагедии развивается мысль о чести, свободе и любви как высших и внесословных этических ценностях?
4. Почему, на ваш взгляд, в трагедии приобретает значимость образный ряд искусства?
5. Какими средствами Шиллер развенчивает социальную и духовную деспотию?
6. Каково значение образа леди Милфорд в системе образов трагедии.
7. Охарактеризуйте экспрессивные сценические приемы в финале трагедии.
Литература
Иванов В. Люди и идеи в драмах Шиллера // Театр. – 1980. – № 2. – С. 35-42.
История зарубежной литературы XVIII века / под ред. Л.В. Сидоренко. – М.: Высшая школа, 2001.
Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М., 1984
Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. – М., 1990.
Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.
Практическое занятие № 3
Трагедия И.В. Гёте «Фауст»
Часть I
1. Творческая история «Фауста» (доклад)
2. Театральное вступление и его роль в идейно-художественном замысле трагедии «Фауст».
3. «Пролог на небе». Чернышевский о роли этой сцены в раскрытии идейного замысла трагедии. Борьба двух мировоззрений в споре Бога с Мефистофелем. Роль иронии. Очеловечивание образа Бога.
4. «Сцена 1. Ночь. Кабинет Фауста». Фауст как человек эпохи Возрождения. Проблема познания. Значение образа Вагнера в трагедии; Белинский и Чернышевский о Вагнере. Попытка самоубийства и отказ от него как проявление богоборчества Фауста и его любви к жизни.
5. «Сцена 2. За городскими воротами». Мастерство Гёте в создании массовой сцены народного гулянья. Поэтизация природы в монологе Фауста. Роль речевых характеристик и фольклора в изображении народа. Комментарии Чернышевского к начальным сценам «Фауста».
6. «Сцена 3. Кабинет Фауста»:
а) перевод Фаустом Евангелия, значение этой исторической детали в облике героя; утверждение первичности материи в афоризме «В начале было дело»;
б) самохарактеристика Мефистофеля; проблема добра и зла; Чернышевский о Мефистофеле.
7. Сцена 4. Условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Как понимает Фауст «прекрасное мгновение»? Ироническое обыгрывание легендарного материала. Продолжение критики академической науки в сцене разговора Мефистофеля со студентом. Формула Мефистофеля – «Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет!» – как одно из программных положений Гёте.
8. «Кабачок Ауэрбаха в Лейпциге». Сатирическое изображение студенческих нравов. Смысл песни Мефистофеля о блохе. Почему Мефистофель не смог соблазнить Фауста грубыми радостями жизни?
9. «Кухня ведьмы». Насмешки над священным писанием и религией в сцене омоложения Фауста. Намёки на приближающуюся Французскую революцию.
10. Трагическая история любви Фауста и Маргариты:
а) история взаимоотношений Фауста и Маргариты; чередование лирических, трагических и комических сцен; особенности колорита каждой из них;
б) образ Маргариты и его трактовка в литературоведении;
в) социальная значимость и актуальность темы соблазнённой и покинутой девушки, матери-детоубийцы в литературе «Бури и натиска»; своеобразие авторской позиции;
г) роль любви к Маргарите в становлении личности Фауста.
Часть II
11. Исцеление Фауста; дальнейшие поиски «прекрасного мгновенья».
12. Двор германского императора. Картина обречённости старого общественного порядка. Искушение Фауста призраками власти, богатства и славы.
13. Роль в трагедии истории любви Фауста к Елене Спартанской
а) значение сцены «Классическая Вальпургиева ночь»;
б) символическое значение союза Фауста с Еленой;
в) образ Эвфориона;
г) критика эстетизма и попыток создать иллюзорную жизнь в искусстве;
д) художественное своеобразие эпизода любви к Елене (наличие античного хора, классические размеры стиха, особенность речи действующих лиц и т.д.).
14. Последний подвиг Фауста
а) тема труда и социальных преобразований в творчестве Гёте; своеобразие постановки темы производительного труда в «Вертере», «Вильгельме Мейстере» и «Фаусте»;
б) замысел Фауста создать общество свободных и счастливых людей-тружеников; покорение природы, создание из осушенного морского дна свободной земли.
15. Значение эпизода с Филемоном и Бавкидой.
16. Развязка трагедии. Последний монолог Фауста. Разрешение пари между Богом и Мефистофелем.
17. Своеобразие системы образов и проблематики «Фауста». Особенности их художественного воплощения.
18. Своеобразие трактовки легендарного образа Фауста у Гёте.
Литература
Гёте И.В. Фауст. М., 1969.
Аникст А.А. «Фауст» Гёте: Литературный комментарий. М., 1979.
Гётевские чтения. М., 1986; 1991; 1994; 1997.
История зарубежной литературы XVIII века. М., 1967. С. 473−494.
Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе: Пособие для учителей (VIII─X классы). М., 1982.
Дополнительная литература
Аникст А.А. Гёте и Фауст: От замысла к свершению. М., 1983.
Аникст А.А. Творческий путь Гёте. М., 1986.
Асмус В. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.
Богомолова Л.К. Трагедия И.В. Гёте «Фауст» и нравственно-эстетическое воспитание учащихся // Учёные записки Омск. пед. ин-та. Вып. 40. Омск, 1969. С. 136–157.
Верцман И. Эстетика Гёте // Проблема художественного познания. М., 1967.
Вильмонт Н. Гёте: история его жизни и творчества. М., 1959.
Волгина Е.И. Идейно-композиционное значение «Пролога на небе» в трагедии Гёте «Фауст» // Писатель и время. Вып.1. Ульяновск, 1975.
Волгина Е.И. О некоторых структурных особенностях первой части «Фауста» // Сюжетно-композиционная структура художественного произведения / Научн. труды КГПИ. Т. 227. Куйбышев, 1979. С.121–131.
Волков И.Ф. «Фауст» Гёте и проблема художественного метода. М., 1970.
Гейман Б.Я. «Фауст» Гёте в свете исторического перелома на рубеже XVIII – XIX веков // Учёные записки ЛГПИ им. Герцена. Т. 121. Л., 1955.
Жирмунский В.М. История легенды о Фаусте: Творческая история «Фауста» Гёте // Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.
История Европы: В 8 т. Т.4. М., 1994.
Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.
Легенда о докторе Фаусте / Под ред. В.М. Жирмунского. Л., 1978.
Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.
Пуришев Б.И. Гёте. М., 1931.
Тураев С.В. Гёте И.В.: Очерк жизни и творчества. М., 1957.
Федоров Ф.П. «Фауст» Гёте. Рига, 1978.
Шагинян М.С. Гёте. М.; Л., 1950.