ОБРАЗОВАНИЕ — 1.процесс усвоения знаний, приобретение умений и навыков или их совершенствование. Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой культуры, ее воспроизводство и развитие, а также развитие самого человека (его социализация), его духовных, трудовых, социальных качеств.
Образование включает в себя не только собственно процесс обучения, но процесс воспитания, самовоспитания, самореализации личности через творческую индивидуальную или групповую деятельность и ее результаты. При этом наращивание объема информации должно гармонично сочетаться с наращиванием возможностей оперирования этой информацией, ее практического использования, с нравственным, эстетическим, социально-гражданским развитием самой личности. Именно поэтому в современном образовательном процессе главный акцент делается на развитие у учащихся и студентов самостоятельного, критического, рационального и образно-эмоционального мышления, способности к гуманистической преобразовательной, многокомпетентной деятельности, к самосовершенствованию.
— 2.процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. В ходе этого процесса происходит развитие и саморазвитие личности. Образование основано на получении и усвоении систематизированных знаний, умений и навыков, на развитии и совершенствовании навыков творческой деятельности. Оно охватывает процесс овладения знаниями, воспитание, самовоспитание человека. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях и самообразование.
3.Образование можно рассматривать также как социальный институт, который выполняет в обществе социально-экономическую и культурную функции. Социально-экономическая функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности, воспроизводство социальной и профессиональной структуры общества и подготовка работника, владеющего необходимыми знаниями и умениями. Культурная функция заключается в том, что, используя ранее накопленные культурные ценности, образование формирует творческие способности человека.
Повышение роли образования в современных условиях тесно связано с научно-технической революцией.
- 4. Целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию и передаче. Цель образования — приобщение к достижениям цивилизации, ретрансляция и сохранение культурного достояния. Важнейшими тенденциями развития системы образования являются ее демократизация, гуманитаризация (см. Гуманитаризация), гуманизация (см. Гуманизация), компьютеризация и интернационализация.
ОБСКУРАНТИЗМ — крайне враждебное отношение к просвещению, образованию, ко всему новому, передовому, прогрессивному (напр., обскурантистское отношение к неогуманистическим идеям). То же, что и мракобесие.
ОБСТРУКЦИЯ — намеренный срыв какого-либо мероприятия (собрания, лекции, выступления, акции протеста и т. д.). К обструкции нередко прибегают в борьбе между парламентскими группами и фракциями на заседаниях (сессиях) парламента с целью похоронить тот или иной законопроект, дискредитировать оратора или его «партийную» позицию.
ОБЩЕНИЕ — 1.вид социального взаимодействия между двумя и более равноправными субъектами, в процессе которого происходит обмен информацией. Общение предполагает режим диалога, а также чаще всего не только интеллектуальный, но и визуальный, и эмоциональный контакт субъектов. Общение может выступать как самостоятельный вид деятельности, так и в качестве условия какого-либо другого вида деятельности (трудовой, социальной, художественной, образовательной, научной и т. д.). Выделяют несколько видов общения: 1) общение между реальными субъектами (напр., между двумя -тремя людьми); 2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (напр., человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); 3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (напр., общение человека со своим «внутренним голосом» или «духами предков»); 4) общение воображаемых партнеров (напр., литературных персонажей, сценических героев), такое общение помогает людям (зрителям, читателям) глубже понять сущность человеческого и собственного внутреннего мира. Общение обогащает социальный и личный опыт субъектов знаниями, достижениями, активизирует работу подсознания. Общение выявляет достоинства и недостатки характеров, поведения субъектов, шлифует то и другое, приобщает индивиды к неким общепринятым нормам и ценностям, т. е. способствует социализации индивидов.
В случае, когда общение выступает в качестве условия какой-либо деятельности, оно способствует более успешному его продвижению. В случае, когда общение выступает как основной вид деятельности (как основная ценность), оно является источником нравственного, духовного удовлетворения, эстетического удовольствия и т. д. Общение и коммуникация — не одно и то же. Коммуникация — процесс передачи информации субъектом какому-либо пассивному объекту, т. е. поток информации однонаправлен, отсутствует обратная связь. В процессе коммуникации ее участники чаще всего остаются обособленными (диктор, ведущий, телеведущий и слушатели, зрители). Цель коммуникации — способствовать функциональному изменению объекта (машины, животного, человека, массового зрителя, его сознания), сориентировать на те или иные нормы жизнедеятельности и ценности, которые выработала активная сторона.
— 2.взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми/Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.
Общение включает, как минимум, три различных процесса:
• обмен информацией, ее уточнение, обогащение;
• обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;
• восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.
Иными словами, можно сказать, что общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию поведения.
Различают познавательное, деловое и интимно-личностное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.).
Общение играет важную роль в личных и деловых отношениях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнаруживает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть проявления его общей культуры, характера. Не случайно все чаще говорят о необходимости обучения искусству общения.
Специалисты в этой области разработали специальные приемы и средства развития способностей и навыков общения, а в ряде случаев его корректировки.
- 3. Процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Виды общения: общение между реальными субъектами; общение реального субъекта с иллюзорным партнером; общение реального субъекта с воображаемым партнером; общение воображаемых партнеров.
ОБЩЕСТВО — 1.«продукт взаимодействия людей» (К. Маркс), обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира (социально организованная материя), состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием; совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга; организованная деятельность человеческих коллективов, способных собственными усилиями производить все необходимые условия существования. Исторически общество первично, государство вторично. Первому по крайней мере 40—60 тыс. лет, второму — 5—6 тыс. лет, но именно государства с момента своего появления стали определять четкие границы и структуру различных обществ. Различают общества дописьменные и письменные, простые и сложные, традиционные, индустриальные и постиндустриальные, а также (согласно формационной теории Маркса) — первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и, как' предполагалось, коммунистические. Если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется признать, что сейчас в мире существует более чем 200 обществ, но в широком социологическом смысле современное общество — это мировая система, подразумевающая все человечество как целое, некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления, универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия.
2.С философской точки зрения общество представляет собой динамическую саморазвивающуюся систему, способную, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Говоря о том или ином современном обществе, мы говорим прежде всего о населении, социальной иерархии, о пяти фундаментальных общественных институтах, семья, производство, государство, образование (среднее, высшее, наука и культура) и религия — и о четырех подсистемах (сферах) общества: экономической, политической, социальной и духовной. Развитие общества обусловлено многими факторами, важнейшими из которых являются: способ производства, формы собственности, способы распределения материальных благ, политическая система, моральные принципы существования людей, духовная культура и сознательная деятельность «воспитателей общества» (О.Конт).
— 3.исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.
4.Наука рассматривает общество как целостную, относительно устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных связей, отношений между большими и малыми группами. Эта система состоит из отдельных взаимосвязанных частей — подсистем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни общества.
В более узком смысле различают:
— исторический этап развития общества (например, первобытнообщинное общество, индустриальное общество);
— совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское общество);
— круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (например, дворянское общество);
— круг людей, имеющих общие интересы, в том числе профессиональные (например, спортивное общество, общество врачей-хирургов).
— 5. В широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает способы взаимодействия людей и формы их объединения. В узком смысле — то же, что общественная организация.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - устойчивое объединение людей на основе общности социальных, духовных, экономических, политических и иных интересов, не ставящее политических задач в качестве приоритетных.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - состояние и способ существования массового общественного сознания, в котором скрыто или явно проявляется отношение различных групп людей к событиям и фактам действительности, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно под воздействием образовательных, политических институтов, средств массовой информации и т. д., либо стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае происходит регуляция поведения индивида, социальных групп как на бытовом уровне, так и на уровне принятия тех или иных ответственных решений. По своему типу общественное мнение может быть монистичным (однообразным, единодушным) и плюралистичным (множественным). Первое характерно для тоталитарного режима политической власти или отдельного учреждения с авторитарным типом управления. Второе — для открытого, либерального общества, функционирующего в демократическом режиме. Монистическое общественное мнение, находясь в большой зависимости от господствующей, репрезентативной идеологии и отражая интересы власти меньшинства, как правило, неадекватно реальному положению вещей, чаще всего примитивно, иллюзорно, утопично. В этом случае оно является фактором сдерживания прогрессивного развития общества. Плюралистическое общественное мнение, формируемое многочисленными информационно-культурными полюсами, как правило, гибко, подвижно, маневренно, в совокупности реально отражает, оценивает действительность и содержит в себе множество альтернатив развития. Вместе с тем при низкой политико-правовой культуре, при консерватизме, оторванности от жизни системы образования плюрализм общественного мнения может стать и фактором социальной дестабилизации и духовной дезориентации, особенно в молодежной среде.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношения социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям общественной жизни.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС (от лат. progressus — движение вперед) — развитие общества, характеризующееся совершенствованием человечества в процессе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Общественный прогресс является обобщающим, комплексным показателем главного направления развития экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества, что не исключает явлений застоя, упадка в каких-либо звеньях общественной системы.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР» (ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА) — 1.философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государства в его идеализированном виде не чем иным, как соглашением между людьми, вынужденными перейти от естественного состояния (состояния полного обладания естественными правами), не обеспеченного нормами и защитой, к гражданскому, ограничивающему естественные права людей. При этом возникает государство, которому делегируется часть прав населения в обмен на его обязательства защищать земное благополучие и безопасность граждан. Таким образом, и граждане, и государство якобы вступают друг с другом в сугубо правовые отношения, предполагающие и наличие взаимных обязательств. Пока государство есть форма общности добровольно объединившихся людей, пока оно в лице своего аппарата власти выполняет условия общественного договора, оно законно, легитимно. В случае же злоупотребления государством властью, насилием, вмешательством в частную жизнь граждан или в случае неспособности защитить их частную жизнь и благополучие граждане вправе расторгнуть общественный договор и изменить политический строй, формы власти, режим правления, заменить государственный аппарат. В разных вариантах и в разное время идею общественного договора развивали Дж. Локк, Дж. Мильтон, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, В. Фихте и др. Идея общественного договора оказала серьезное влияние на формирование социально-политических взглядов А. Радищева, П. Пестеля, А. Герцена. Марксистская же социология долгое время рассматривала государство, основанное на общественном договоре, только как «идеализированное царство буржуазии» (В. Ленин), т. е. как несбыточную мечту мелких и средних собственников. Теория общественного договора нашла свое юридическое воплощение в конституциях многих стран мира.
- 2. Совокупность социально-политических теорий возникновения государства (см. Государство). Переход от естественного (догосударственного) к цивилизованному (государственно-организованному) состоянию объясняется заключением общественного договора, т.е. согласием людей взаимно ограничить естественные права и свободы, передав их часть государству в целях установления порядка и справедливости. Теории общественного договора наиболее полно воплотились в естественно-правовых (см. Естественное право) теориях Нового времени.
ОБЪЕКТ (лат. objectus предмет). В философии — то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, на что направлена наша деятельность. Предметы и явления окружающего мира. ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА — достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).
ОБЩНОСТЬ (СОЦИУМ) — группа людей, связанных общностью интересов, сходством взглядов, судьбы, устремлений, цели существования, что придает ей неповторимое своеобразие. Именно в общности создаются наиболее благоприятные условия для воспроизводства человека определенного психологического склада (архетипа), для устойчивого функционирования определенного хозяйственного уклада, для вне- государственного самоуправления, для образования и воспитания личности. К общностям относятся: род, племя, народность, нация, сословие, каста, профессиональная, общественно-политическая или творческая группа. Наиболее исторически долговременной и устойчивой малой общностью является семья как общность любви, имущества, судьбы и воспитания.
ОБЩИНА — это общность людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, круговой порукой, совместной охраной территории.
ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ — две стороны какой-либо деятельности, два фактора, обеспечивающие деятельность. Соответственно, и предмет деятельности, предмет познания и человек, воздействующий на предмет, человек, познающий внешний мир. В юридическом смысле — то, на что направлено право, отрасль, институт, норма права и лицо (физическое и юридическое) — носитель прав и обязанностей.
ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ - категории, обозначающие: в первом случае все то, что существует «само по себе», вне зависимости от воли, сознания, знаний отдельных людей или групп людей, во втором случае — все то, что является отражением объективного мира в ощущениях, восприятиях, представлениях, чувствах, понятиях, образах — одним словом, в сознании индивида, целой общности, что является откликом, реакцией на воздействие окружающего мира со стороны реагирующего субъекта. В процессе познания человек, как правило, стремится к объективности (приведению субъективного в соответствие с объективным). Подлинная объективность даже для научного познания остается идеалом, т. к. в любом познании задействован целый комплекс душевных, духовных и телесных факторов познающего субъекта.
ОБЫЧАЙ — традиционно установившийся порядок поведения людей.Правило, форма поведения, в которых закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Соблюдение обычаев обеспечивается мерами общественного воздействия. Исторически обычай является одним из источников права.
ОБЫЧНОЕ ПРАВО - система норм, правил поведения, основывающаяся на обычае. Обычное право возникло в догосударственный период, было широко распространено в древних и средневековых обществах.
ОБЫДЕННОЕ (ПОВСЕДНЕВНОЕ) ПОЗНАНИЕ — одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения истинного знания.
ОБЯЗАННОСТЬ — предписание действовать определенным образом. В праве — предусмотренная законом мера должного поведения физических (см. Физическое лицо) и юридических (см. Юридическое лицо) лиц, требующая от них совершения предписанных законом действий. В Конституции РФ закреплены следующие обязанности граждан: заботиться о сохранении исторического и культурного наследия; платить законно установленные налоги и сборы; охранять природу и окружающую среду; защищать Отечество и нести военную службу.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - в гражданском праве — правоотношения, в силу которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ - характерная черта административно-командной системы (см. Административно-командная система) — абсолютное преобладание государственной собственности на средства производства и связанная с ним система прямого директивного государственного управления, планирования, ценообразования, распределения ресурсов и др.
ОДНОПАРТИЙНОСТЬ - партийная система, при которой единственная легитимно существующая партия монополизирует государственную власть.
ОККУПАЦИЯ (лат. occupare занимать, завладевать)-н асильственный захват и удержание чужой территории во время военных действий.
ОЛИГАРХИЯ (греч. oligos немногие + arche власть) — 1.власть, которой обладает небольшая группа людей в государстве, в мире финансов и т. д.; сама эта группа (напр., партийно-государственная олигархия, масс-медиумная олигархия, финансовая олигархия).
-2. Согласно Аристотелю, олигархия — выродившаяся, извращенная форма аристократии, при которой власть принадлежит не лучшим, а наиболее могущественным, богатым. Олигархия правит в интересах не общества, а отдельных его слоев, связанных с олигархами. Для финансовой олигархии характерны наличие разветвленной системы личных связей, участие финансовых и банковских магнатов в государственных структурах и, наоборот, привлечение высокопоставленных чиновников в финансовые институты.
ОППОЗИЦИЯ (лат. oppositio противопоставление, возражение)-п ротиводействие определенной политике, а также политические группы, партии, движения, выступающие против политической линии правительства или мнения большинства.
ОППОРТУНИЗМ (лат. opportunus удобный, выгодный)- п риспособленчество, соглашательство. В политике — теория и практика лидеров рабочего и социалистического движения, выступающих за реформы существующей экономической системы без ее революционной ломки.
ОПРОС - в социологии — метод исследования, сбор первичной информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). Опрос бывает сплошным и выборочным (опрашивается небольшая часть населения, отобранная по специальным методикам). Опрос проводят в формах анкетирования и интервью.
ОПЫТ - в философии — основанное на практике познание действительности, непосредственное наблюдение, эксперимент.
ОРТОДОКС (греч. orthodoxos правоверный)- последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения, взглядов человек.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ — неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, идеологии, принципа, норм (ортодоксальный иудей, ортодоксальный христианин, ортодоксальный либерал); само учение или свод правил, норм, ритуалов, не допускающие какого-либо отклонения от них или вольного толкования. Ортодоксии противостоят ереси, инакомыслие, творческое развитие какого-либо учения в соответствии с потребностями времени.
ОСУЖДЕННЫЙ - лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным кодексом.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — неблагоприятные последствия за нарушение социальных норм. В праве — наказание, государственное принуждение к исполнению требований права, применение предусмотренных законом санкций. Виды правовой ответственности: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная и др.
ОТВЕТЧИК - сторона гражданского дела, которое рассматривается в суде, или хозяйственного спора, рассматриваемого в арбитраже. В суде ответчики могут быть как физические, так и юридические лица, в арбитраже — только юридические.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ- поведение, которое не согласуется с нормами, требованиями права и морали, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — общество, где перемещения из одной страты в другую осуществляются свободно и не ограничены.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — 1.показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Относительность истины обусловлена уровнем развития научного познания и практики и является составной частью процесса движения к постижению абсолютной истины.
-2. В философии — неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Получение относительной истины — бесконечный путь к абсолютной истине, к более полному и точному знанию.
ОТНОШЕНИЯ — особые связи человека с окружающим миром; в более широком смысле — взаиморасположение различных объектов и взаимозависимость их свойств.
Отношения бесконечно разнообразны. Можно назвать пространственные и временные отношения, причинно - следственные отношения, отношения части и целого, формы и содержания и др.
Особый тип отношений составляют общественные отношения — взаимосвязи между группами людей, занимающих разное положение в обществе, отличающихся образом жизни. Когда говорят о социальных общностях, то различают классовые, групповые, национальные, семейные отношения. Когда говорят о той или другой деятельности, то различают производственные, учебные отношения и т. п. Взаимосвязи между людьми в группах характеризуют межличностные отношения.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСНЫЕ — взаимосвязи между отдельными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Среди межличностных отношений выделяют деловые, или официальные, и личные (знакомства, приятельские отношения, отношения товарищества, дружеские отношения).
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.
Общественные отношения условно разделяют на отношения материальные и духовные.
Материальные отношения (производственные, экологические и др.) возникают непосредственно в ходе практической деятельности человека независимо от его сознания. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития.
Духовные отношения (идеологические, политические, правовые, нравственные, художественные, философские, религиозные и др.) складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовных ценностей. Они являются условием культурного развития общества.
Материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения.
ОТПУСК- перерыв в работе, свободное время, которое предоставляется ежегодно с сохранением места работы и среднего заработка всем рабочим и служащим (кроме временных и сезонных работников). Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Работникам моложе 18 лет ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью один календарный месяц.
ОТРАСЛЬ ПРАВА — составная часть системы права, ее самое крупное подразделение, представляющее собой совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений. Так, например, сферу отношений, связанных с государственным устройством и правовым положением человека, регулирует конституционное право; сферу трудовых отношений — трудовое право; сферу семейных отношений — семейное право и т. д.
В нашей стране система права включает около 30 отраслей. Все они по характеру действия могут быть классифицированы на две разновидности: 1) отрасли материального права (конституционное, гражданское, административное, семейное, трудовое и др.);
2)отрасли процессуального права, содержащие правила применения норм материального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и др.).
ОТЧУЖДЕНИЕ — 1.категория, описывающая парадоксальность человеческого существования, жизненные ситуации и состояния, в которых человек становится чужд своей деятельности, ее условиям, средствам и результатам.
В истории философии и обществоведения наблюдалась смена различных социальных концепций отчуждения. Наиболее широкую известность приобрела концепция отчуждения, принадлежащая К. Марксу. Он рассматривал отчуждение как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других людей. Иными словами, К, Маркс трактовал отчуждение как отношение собственности.