Выступление «Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках истории через использование краеведческого материала».




Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, стоящих перед семьёй, школьными и дошкольными учреждениями и обществом в целом. Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отдаление людей от национальных традиций, культуры. В современном обществе, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности. В настоящее время духовно — нравственное воспитание становится направляющим вектором развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, то молодое поколение неверно понимает понятие о доброте, патриотизме, милосердии, нравственности. Одной из основных задач государства на современном этапе является духовно-нравственное воспитание и развитие общества, формирование востребованной и одновременно высоконравственной личности. Учителя могут и должны способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. Следует признать, что впервые за многие годы новые поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании» определили цели нашего образования в начале третьего тысячелетия, а именно: «содержание образования должно обеспечить… формирование духовно-нравственной личности…». Таким образом, государство сформулировало свой заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи на основе общечеловеческих и отечественных традиций и ценностей. Эти небольшие, но принципиально важные поправки ориентируют на возвращение в школу духовно-нравственного образования и воспитания. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения ускорил эти процессы. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания: национальная самоидентификация личности; единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды; религиозная образованность; соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка; интеграция ума и веры.

Духовно-нравственное воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, у него формируют:

- нравственный облик (терпение, милосердие, кротость);

- нравственную позицию (отличие добра от зла, проявление любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственные чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В настоящее время изучение родного края приобретает все большее значение. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства.

В феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В.В. Путин выдвинул задачу обновления исторического образования в стране: «Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».

Концепция преподавания истории России говорит о том, что курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного села, города, региона). Такой подход призван способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре: прежде всего как граждан России, а в связи с этим – жителей своего края, города, представителей определённой этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Необходимо обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи.

Иными словами, основу концепции составляет история людей, их поведения, образа мыслей, поступков и т.д. Средоточием этих идей стал Историко-культурный стандарт (ИКС).

Региональный историко-культурный стандарт ставит своей целью овладение учащимися знаниями об основных этапах развития родного края с древности до наших дней в русле общероссийских исторических процессов.

В соответствии с ФГОС, учащиеся с 5 – 8 класс, пишут всероссийские проверочные работы по истории, где обязательно нужно выполнить вторую часть, которая включает в себя задания по краеведению. Это требует дополнительной работы с учащимися по истории родного края.

Главной целью моей работы как учителя истории является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего своё Отечество, Вологодский край, город Великий Устюг (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Все учителя задаются этим вопросом.

Участие детей в историко – краеведческой деятельности способствует более глубокому изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, влияет на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины героического прошлого, сохранению общественной памяти народа, передаче героических традиций прошлого, осуществлению преемственности поколений. Главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции, которые в качестве важнейшего средства накопления, хранения и передачи социальной информации выражают жизнь прошлого в настоящем и будущем, оказывают огромное эмоционально – стимулирующее воздействие на них, побуждают к действиям, выступают в качестве образцов поведения.

Участвуя в историко – краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, дети воспринимают исторические события не как нечто далекое и нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат.

Таким образом, факты местной истории оживляют традиции своей предметностью, событийностью, возможностью раскрытия человеческой сущности, соприкосновение с возвышенным и прекрасным в конкретной человеческой судьбе. Все это влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение.

Изучение материалов краеведения осуществляется на уроках курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории (например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 10 % учебного времени).

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию истории родного края в определенный период прошлого: «Вологодская губерния в первой половине XIX столетия, «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и т. п. Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края (9 класс — «Вологжане в Отечественной войне 1812 года», «Экономическое развитие Вологодского края края в XIX веке»), во втором — лишь частично (7 класс: «Народные движения XVII века» — вопрос «Восстание в Великом Устюге 1648 г.»). Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.

Также на уроках истории вместе с учениками делаем небольшие сообщения и презентации по краеведческим темам:

- «Монастыри Вологодской области».

- «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

- «Памятники Вологодской области».

Проводим виртуальные экскурсии, создаем тематические альбомы по темам:

- «Города Вологодской области»

- «Мой любимый город» -

- «Наши земляки — люди интересной судьбы». -

- «Летопись исчезнувших деревень». -

- «История улиц города»

Краеведческая работа помогает прикоснуться к самобытности родного города, труда речников, мастеров- ремесленников.

Методы и формы организации краеведческой работы на уроках:

• Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение, рассказ, беседа, показ учебных пособий, наглядных объектов)

• Исследовательский метод (подготовить рассказ, сообщение, записать воспоминания, подобрать материал по заданной теме)

• Изучение книжного и учебного материала

• Игровые технологии (проведение ролевых игр, практикумов, тренингов)

• Обучение в сотрудничестве (организацию групповой и межгрупповой работы, при проведении командных игр-соревнований и др.)

Опыт работы показывает, что использование краеведческого уроках не только не вызывает перегрузки учеников, а наоборот, значительно облегчает усвоение, делает знания учащихся более прочными и глубокими, развивает познавательные интересы, дает возможность учащимся проявить и реализовать себя. Совокупность используемых учителем приемов и методов зависит, конечно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»).
На мой взгляд, способы изучения краеведения целесообразно подразделять на три уровня.

Первый уровень- характеризуется получением учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Например, при изучении в 7 классе темы «Внешняя политика России

В 17 веке», я рассказываю об освоении Сибири землепроходцами-устюжанами.

Второй уровень - это самостоятельное приобретение знаний из научно- популярной, научной литературы, публикаций местной и центральной периодической печати, ресурсов Интернета. При организации недели гуманитарных наук при подготовке творческих заданий на определенную тему, например, «История улиц города», дети готовят доклады, кроссворды, рисунки, используя ресурсы библиотеки и Интернета.

Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, где они выступают в роли юных ученых исследователей.

Например подготовка исследовательской работы на тему История Тихвинской церкви в с.Богородское

Внеклассная работа по краеведению
имеет следующие отличия от уроков:

• отсутствие четкой регламентации времени;

• добровольное участие;

• предполагается большая вариативность проблематики и форм занятий, свободу учителя в их выборе.

Формы и направления внеурочной и внеклассной работы по краеведению:

• историческая игра,

• историческая неделя,

• выпуск стенгазеты,

• историко-краеведческая композиция,

• исторический спектакль,

• олимпиада,

• конкурсы (сочинений, рисунков, поделок по краеведческой тематике),

• викторина,

• устный журнал,

• экскурсия,

• встречи с интересными людьми и т.д.

Работа по краеведению формирует гражданина, который живёт в гармонии с собой, природой, обществом. Любовь к Родине — это любовь к своим родным, друзьям, городу, своей местности, памятникам её культуры. Процветание России - это возрождение патриотизма, гражданственности, духовности нашего общества. Наша важная задача — формировать у юного поколения чувство сопричастности к истории, а это и социальная ответственность, и неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины. Именно духовно- нравственно воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования. Решению вопроса духовно-нравственного воспитания школьников способствует изучение истории России во взаимосвязи с локальной историей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: