Практическая работа №1
Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.
Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.
Время: 1 час
Оборудование: инструктивные карты, красная книга растений.
Ход работы
1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.
2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.
3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по экологии.
4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое воздействие можно назвать антропогенным?
2. Что такое экосистема? (стр. 116)
3. Чем отличаются агроэкосистемы от естественных экосистем? (стр. 131)
4. Приведите примеры естественных экосистем.
Дополнительный материал к работе.
Практическая работа №2
Тема: Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
Цель: исследовать жильё человека на соответствие экологическим нормам, способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.
Время: 1 час
Оборудование: инструктивные карты, справочный материал
Ход работы
Опишите собственное жильё, выбрав и оценив пункты, соответствующие Вашему жилью:
1. Обои: бумажные (4 б.) побелка (5б.) виниловые (2б.) моющиеся (2б.)
2. Пол: деревянный (5) ламинат (4) линолеум (2) теплый пол (1)
3. Ковры, шторы: нет (5) немного (3) много (2)
4. Окна: деревянные (5) пластиковые (3)
5. Вентиляция: кухня (5) ванная (5) туалет (5) форточки (5)
6. Проветривание: часто (5) редко (3) никогда (2)
7. Потолок: побелка (5) обои (4) натяжной (3) плитка (2)
8. Цветы: много (5) среднее кол-во (3) нет (2)
9. Влажная уборка: 1р. в неделю (3) 2р. в неделю (4) 3р.в неделю (5)
10. Естественное освещение: отличное (5) хорошее (4) плохое (2)
Большие открытые окна, окна закрыты окна, солнечная сторона не солнечная шторами всегда
11. Мебель: натуральное дерево (5) из ДСП и ДВП (3) мебели мало (4)
12. Вода: колодец, скважина (5) водопровод без фильтра (2) водопровод с фильтром (4)
13. Домашние животные: много (2) один (3) нет (5)
Проанализируйте свои результаты.
Если среди оценок преобладает «5», то экологическое состояние жилья соответствует нормам.
Если преобладают «4» и «3», то жильё не совсем соответствует нормам и необходимо принять посильные меры: чаще делать влажную уборку, проветривать, пылесосить, завести цветы.
Если большинство оценок «2», то жильё не соответствует нормам и необходимо принять меры по кардинальному изменению условий жилья.
Сделайте и запишите вывод.
Практическая работа №3
Тема: Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
- Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем, способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.
Время: 2 часа
Оборудование: инструктивные карты, справочный материал.
Ход работы
Задача (Разбирают вместе с преподавателем).
Задача 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг (масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг - 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона
Задачи для самостоятельного решения
1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь - полевка - хорек - филин.
2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки – кузнечики – лягушки - змеи- орел.
3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки – кузнечики - насекомоядные птицы - орел.
4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.